Ручная гравировка по металлу штихелем

Ручная гравировка по металлу штихелем

Со словом «штихель», а точнее, его значением, знакомы не все. Если человеку показать этот инструмент, он может удивиться – странное название для обычной стамески. Но мастера-резчики знают, чем отличается штихель от стамески, и почему хороший инструмент способен стать буквально продолжением руки мастера.

Ручная гравировка по металлу штихелем Ручная гравировка по металлу штихелем

С немецкого это слово переводится как «резец», что объясняет функционал инструмента. Современный штихель воплощает собой оптимальное соединение 3-х деталей: клинка, удобной рукоятки, кольца. Рукоятка чаще всего имеет форму гриба, вытачивается на токарном станке из березы, бука или другой подходящей древесины.

На тонкий кончик рукоятки насаживается прочная втулка, защищающая ручку от трещин при насадке на клинок. В рукоятку с торцевого кольца вбивается клинковый хвостовик. По нижней грани клинка фрагмент рукоятки срезается.

Это помогает мастеру держать штихель под малым углом к металлической поверхности, что помогает снять очень тонкую стружку.

Какие еще особенности инструмента следует отметить:

  • длина рукоятки от 3-х до 7 см, гравер всегда выбирает ее индивидуально;
  • в наборном комплекте резцов все ручки должны быть равноразмерными;
  • клинки разные и по форме, и по параметрам сечения;
  • главное требование к инструменту – устойчивость его рабочей части, чего достичь можно хорошей заточкой и грамотной закалкой;
  • когда режущая часть изнашивается, резец надо переточить.

Ручная гравировка по металлу штихелем Ручная гравировка по металлу штихелем Ручная гравировка по металлу штихелем

Люди, решившие заняться гравировальным делом, прежде всего определяются с рабочей поверхностью. Гравюры на дереве совсем не то, что гравюры на металле. Для металлического преображения чаще используются латунь и медь.

Резка штихелем всегда стартует с проверки, насколько острый резец. Чтобы это сделать, нужно слегка провести резцом по кончику ногтя большого пальца, провести именно по касательной, пытаясь срезать край.

Хороший, острый штихель срежет стружку без всяких усилий.

Есть несколько техник гравирования, они осваиваются постепенно, одна за другой. Скорее всего, у мастера появится доминирующая техника, которая будет для него наиболее удобной и результативной.

Ручная гравировка по металлу штихелем Ручная гравировка по металлу штихелем

А теперь – небольшой обзор видов резца.

Так называют резец, который в сечении треугольный и остроконечный, дуговой с двух сторон. У предмета плоская спинка, прямой клинок и боковые грани с выпуклостью. Лезвие затачивается под углом в 30-45 градусов.

Это, можно сказать, наиболее востребованный вариант штихеля. Он необходим при разных видах ручной работы: это и разметка, и наметка, и создание контуров изображения, и формирование глубоких линий, сильных штрихов.

Потребуется он, если нужно подрезать углы в шрифтовых работах, если надо что-то подчистить и подправить. Им же выполняют каллиграфические надписи. Если кончик резца углублять или, наоборот, выводить ближе к поверхности, можно отрегулировать ширину канавки.

Ручная гравировка по металлу штихелем Ручная гравировка по металлу штихелем

Этот резец имеет плоскую кромку резки (само слово «флах» переводится как «ровный» или «плоский»). Задняя плоская грань инструмента параллельна спинке. Им наносят плоские и широкие линии, им выравнивают плоскости, им же удаляют материал между буквами и строчками. Им можно совершать выемку фонов или выравнивать их, шабрить металл, совершать глянцевую подрезку.

Этот инструмент будет самым тонким в наборе. Поперечное сечение инструмента – протяженный остроугольный треугольник, как это есть у полотна простого ножика. К слову, «мессер» и означает «нож». Он прекрасно справляется с созданием волосяных линий достаточной глубины.

Инструмент оснащен прямым клинком, клиновидным профилем с прямыми же стенками и радиусом кромки лезвия в 0,1-0,2 мм.

Если приобретается мессерштихель номер ноль, это будет треугольник с острым углом в вершине (в поперечном сечении) и основанием в 2,5 миллиметра, что обеспечивает уверенную работу устройства.

А это полукруглый резец, без которого трудно выполнять строгие шрифты, гравировать буквы, цифры и прочие символы с круглыми, полукруглыми и овальными формами. Им гравируют углубления, делают подчистки.

Так называется нитяной резец, очень напоминающий флахштихель. У задней грани инструмента, а также режущей кромки есть выступы, зубчики, позволяющие параллельно делать ряд штрихов.

Инструмент справляется с нитевидными штрихами, а также прекрасно тушует и оттеняет. Все отмеченное выше – базовые инструменты гравера, но только ими арсенал штихелей, конечно, не исчерпывается.

Используется, к примеру, и фасочный штихель, создающие широкие, точные, не очень глубокие линии, а еще делает узоры плоскостной гравировки. Применяется и юстирштихель, хотя чаще он востребован в ювелирной сфере, ведь он может создать прочную опору под камень. А грабштихель имеет ромбовидную форму в поперечном сечении и выгнутый клинок.

В ювелирном же деле популярны электроштихель и пневмоштихель (последний нередко делают самостоятельно, и даже на основе авторских схем и экспериментов).

Размерный ряд инструментов довольно большой, некоторые располагают не менее чем двумя десятками вариантов размеров. Учитываются в размере ширина рабочей части, длина клинка и размер ручки. Например, у плоского резца может быть 4 мм ширина рабочей части, 7 мм длина клинка и 82 мм на 40 мм длина ручки.

Резец, используемый для гравировки, должен быть прочнее металла, который он обрабатывает. В идеале нужно попробовать работу со штихелем под присмотром опытного специалиста.

Ручная гравировка – тонкое ремесло, каждый гравер привыкает к своему инструменту, но понять, чем один лучше другого, можно только на практике.

У новичка обычно нет возможностей и лишних средств на бесконечный поиск качественного изделия: потому и выручает мастер-класс у опытного гравера.

Эксперты делятся опытом с начинающими резчиками.

  • Длину штихеля всегда нужно подбирать под свою руку. Это вопрос удобства, потому придется попробовать инструмент в небольшом фрагменте резки – и сделать выводы.
  • В идеале первый штихель нужно сделать самостоятельно. Конечно, не все на это идут, но ничто не дает такого экспресс-курса освоения резки, как самостоятельное изготовление инструментов для нее.
  • Искать ответы нужно на форумах и сообществах резчиков – там постоянно обновляется информация по брендам, наборам, удачным приобретениям.
  • Не попробовал – не покупай. Это правило железное, ведь не раз случалось так, что близкие приобретали для новичка-гравера набор классных штихелей, но его руки никак не могли с ними «сработаться».

Выбор штихеля можно сравнить с выбором кистей для рисования. И там, и там есть некоторые стандарты, определенные наборы и варианты.

Но даже лучшие кисти от лучших производителей подходят не всем – опять же, дело в личном комфорте. Да и отличные кисти не дают гарантии талантливого рисунка. Так и штихели – как бы дорого они ни стоили, не заменят мастерства резки, его художественной составляющей.

Это самый главный пункт в этом обзоре: мало иметь хороший инструмент (неважно, по дереву, металлу, или камню), в резьбе и гравировке важна техника и владение инструментом. Вот 10 советов новичку.

  • Инструмент (если мастер правша) держат в правой руке так, чтобы упор рукоятки приходился на ладонь, а большой и указательный пальцы захватывали полотно инструмента в полутора сантиметрах от лобовой грани. Другие пальцы помогают держать полотно и ручку изделия сбоку и слегка снизу.
  • Локоть при работе находится на весу, опора для руки – лишь большой палец, который скользит по рабочей поверхности. Он же тормоз, он же ограничитель выскакивания инструмента вперед.
  • На старте гравировки пальцы располагаются так, чтобы большой упирался в конец указательного (правый большой и, соответственно, левый указательный). Лобовая же грань инструмента должна пройти между пальцами.
  • Инструмент вводят в металл, соблюдая угол в 40 градусов к поверхности. Далее ручка опускается вниз, уже на угол в 10 градусов, и можно гравировать.
  • Резец всегда идет исключительно по прямой линии справа налево, маленькими интервалами его надо проталкивать вперед.
  • Если приходится гравировать кривые линии, а также закруглять повороты, все это можно делать только в ограниченных пределах. Изгибы и повороты выполняет левая рука, ведь она поворачивает работу, которая крепится в тисках. И поворачивается она навстречу пути инструмента.
  • Гравирование вручную обычно начинают отрабатывать с болштихелем. Начало должно быть простым и безопасным, а потому логично отрабатывать не прямолинейное движение, а зигзагообразное. Острие инструмента вводится в верхний металлический слой, и он проталкивается зигзагом справа, выполняя параллельный наклон к поверхности.
  • Когда на металле гравируют длинные и прямые линии, новичку будет удобно подложить под резец небольшую латунную пластинку. Тогда инструмент будет работать по принципу рычага, что для начинающего гравера – хорошее подспорье в изучении приемов работы.
  • Чтобы не было срывов инструмента, чтобы обеспечить точность его движения, штихель проталкивать вперед нужно небольшими шагами.
  • Если штихель выкрошился, работа незамедлительно прекращается, и инструмент затачивается. Если этого не сделать, инструмент запросто сорвется с линии и даже поцарапает поверхность.
Читайте также:  Ручной гибочный станок для листового металла

Самостоятельно овладеть гравировкой могут единицы. Большинству нужны уроки, пусть даже видеоформата. Но это и удобно: можно не раз вернуться к проблемному моменту и повторять, пока ошибка не будет исправлена.

Главный аспект ухода – заточка. Инструменты быстро и часто тупятся, это нормально, ненормально откладывать заточку на потом.

Заточенный штихель легко будет врезаться в металл, хорошо «слушаться» правую руку, двигаться в направлении плана изображения или надписи.

Тупой штихель – это не просто риск срыва инструмента и царапин на металле, но и угроза травмы рабочей руки в процессе гравировки.

В чистоте, в порядке должны содержаться и шлифовально-полировальные бруски. Это может быть алмазная заточка, корунд, Арканзас и так далее. У каждого мастера свои предпочтения. Инструменты, если они из одного набора, должны храниться на своих местах. Естественно, все в безопасности, без риска случайно напороться или наступить на острие. Успешных начинаний!

Штихель по металлу для гравировки

Штихель — главный инструмент для гравировки по металлу. Гравер держит в руке острый и прочный резец снабженный полукруглой деревянной или пластмассовой рукояткой для упора ладонью. Режущая кромка может быть разной формы для выполнения различных гравировальных операций. Многие граверы не довольствуются магазинными покупками, а изготавливают свой инструмент самостоятельно.

Ручная гравировка по металлу штихелем

Делаем штихель для гравировки по металлу

Изготовление штихеля простейшей конструкции доступно домашнему мастеру, владеющему слесарными навыками. Для этого за основу берут:

  • напильник или надфиль;
  • рессорный лист;
  • часть обоймы подшипника.

Главное, чтобы сталь была высокопрочной и упругой. Прочность необходима для того, чтобы штихель успешно резал металл заготовки, долго не тупился и держал заданную форму заточки. Упругость позволит инструменту не сломаться под нагрузкой.

Более качественный резец можно получить методом ковки, но для этого следует иметь хорошие кузнечные навыки и располагать кузницей. Штихель из надфиля будет заметно уступать кованому и по прочности, и по гибкости.

Прежде, чем начинать пилить и ковать металл, следует построить чертеж инструмента. Потребуется не только масштабное изображение самого резца, но и чертеж ручки.

Как выковать штихель

Начинающие граверы обходятся покупными штихелями или переделанными из напильников. Зрелые мастера часто чувствуют потребность в надежном кованом резце.

Самостоятельное изготовление кованого штихеля требует владения кузнечными навыками на среднем уровне. Инструкция, как сделать штихель методом горячей ковки, приведена ниже.

Ручная гравировка по металлу штихелем

Ковка разбивается на следующие основные этапы:

  • ковка заготовки;
  • закаливание;
  • окончательная обработка и доводка.

Во время ковки необходимо постоянно следить за температурой детали. Она определяется пирометром или традиционным методом- по цвету накала. В начале процесса деталь должна быть светло- желтой, на последних операциях-светло-красной.

Хорошо прогретую заготовку нужно клещами выхватить из горна и уложить на наковальню. Легкими частыми ударами сбивается окалина. Чтобы получить прямоугольник, применяется техника поперечной протяжки. Для формирования треугольной формы детали- ее протягивают продольно на краю наковальни, повернув под необходимым углом. Сходным приемом выполняется протяжка и для трапецеидальной формы сечения.

Более сложным образом кузнец добивается ромбообразного сечения. Сначала проводится протяжка на острие в одну сторону, затем изделие переворачивается и протягивается в обратную сторону. Часть детали при этом придется отрубить.

Следующая операция- протяжка хвостовой части резца. ее нужно дополнительно прокалить и протянуть до образования пирамидального хвостика.

Можно переходить к следующему этапу – закалке. Закаливание углеродистых сплавов проводят в следующей последовательности:

  • нагреть изделие до 805 ±15 °С;
  • быстро опустить в холодную воду;
  • проверить степень закалки надфилем: если он скользит по металлу, не образуя стружки, то нужная твердость достигнуть;
  • при образовании стружки закалку следует провести повторно.

И завершающий этап — мехобработка. На абразивном круге штихелю придается окончательная форма. Здесь же затачивают лезвие до требуемой остроты. Окончательная доводка выполняется на мелкозернистом круге.

Назначение штихеля

Для гравировки мастеру требуется комплект штихелей по металлу разной формы для гравировки различных элементов изображения. Самые распространенные- это:

  • шпиц — это резец в форме клина с уклоном от 30 до 40°, применяется для оформления контура изображения и четких элементов большой глубины;
  • мессер – напоминает нож, уклон клина от 15 до 30°, им выполняют тонкие детали;
  • флах — похож на лезвие стамески шириной 0,15-6 мм, им выбирают впадины в рисунке;
  • бол — округлое острие радиусом 0,2-0,6 мм, с его помощью выбирают полукруглые впадины, из которых формируют текстовые элементы рисунка;
  • граб — ромбовидное сечение, им выбирают крупные элементы на вогнутых элементах;
  • фассет — трапециевидное сечение с углом заточки лезвия от 50 до 115°, применяется для формирования изображений высокой сложности;
  • шатир — лезвие имеет зубчатую форму с расстоянием между зубцами от 0,1 до 0,5 мм, его применяют для получения нескольких параллельных штрихов.

Ручная гравировка по металлу штихелем

Штихеля для резьбы по металлу другой формы используются редко, при реставрационных работах и при выполнении особо сложных изображений.

Гравировка штихелем по металлическим поверхностям

Штихельная гравировка по металлу требует от гравера верного глаза, твердой руки и художественного вкуса, но прежде всего- терпения и усидчивости. Необходимо также определиться с материалом для заготовок.

Медные и латунные больше подходят для начинающего мастера.

Более опытные граверы работают и по другим цветным металлам, и по мягким стальным сплавам, используя специфические способы гравировки и усовершенствованный инструмент.

Все, что необходимо для гравировки из инструмента и оборудования- это рабочий стол и набор штихелей. На первом этапе освоения технологии ручной гравировки рекомендуется добиться устойчивого качества прямых и извилистых штрихов. Когда они стали получаться уверенно, можно перейти к более сложным элементам изображения.

Перед началом нанесения гравировки на заготовку мастер традиционно проверяет остроту заточки штихеля, проводя по кончику ногтя. Если полоску удается срезать без усилия и нажима- острота достаточная. Ручка зажимается в рабочей руке, большой и указательный пальцы охватывают резец в 10-20 мм от острия.

Ручная гравировка по металлу штихелем

Лезвие упирают в поверхность заготовки под углом 35-45°, далее угол резко уменьшают до 5-10°, при этом кусочек металла вырезается из заготовки и формируется штрих. Для начинающих не рекомендуется ограничить их длину 3-4 мм. С приобретением опыта начнут получаться и более длинные.

Виды штихелей

Кроме традиционного, ручного инструмента, в последнее время все большее распространение получают механизированные резцы. Форма лезвия у них точно такая же, как и у ручного, но нажим на резец осуществляется за счет механического привода. В зависимости от типа привода различают следующие виды штихелей:

  • электроштихель;
  • пневмоштихель.

Электромеханический штихель можно купить, а можно сделать своими руками. Это потребует серьезных навыков в электротехнике и конструировании.

Гораздо проще конструкция и технология изготовления пневмоштихеля по металлу. Для его сборки достаточно выточить (или подобрать подходящий) цилиндр и поршень, который под воздействием подаваемого через патрубок сжатого воздуха будет ударять по хвостовику штихеля.

Гравировка штихелем

Наиболее распространённым режущим гравировальным инструментом является штихель. Само название имеет немецкое происхождение и обозначает «резец». Гравировка штихелем — очень увлекательное занятие, и те, кто его хорошо освоил, способны создавать из обычных металлических предметов настоящие шедевры.

Ручная гравировка по металлу штихелем

Что представляют собой штихели

Штихели — это резцы особой формы.

В зависимости от того, что именно вы собираетесь делать (например, осуществлять гравировку часов штихелями или гравировку штихелем на кольцах) и от вида обрабатываемого металла применяются резцы различных форм.

Каждый из таких резцов носит своё название. К слову «штихель» добавляется приставка — шпиц-, мессер-, граб-, бол- и т. д. Если вы серьёзно решили заняться гравировкой штихелем по металлу, желательно приобрести весь комплект резцов разных форм.

Штихель состоит из трёх основных компонентов кольца, рукоятки и рабочей части (клинка). Рукоятка имеет форму гриба. Как правило, она изготавливается из дерева — бука, дуба, берёзы. На тонкую часть рукоятки надевается втулка.

Она необходима для предотвращения растрескивания рукоятки, когда она насаживается на клинок. В торцевую часть рукоятки вбивается хвостовик клинка. Внизу часть ручки немного срезается.

Это позволяет мастеру при ручной гравировке по металлу штихелем держать резец под определённым углом к заготовке и, как следствие, снимать очень тонкую стружку.

Длина рукоятки может варьироваться от 3 до 7 см — это определяется удобством работы конкретного гравёра, размерами кисти его руки. Клинки имеют разную форму, но почти одинаковую длину. С учётом размера хвостовика она составляет 10-12 см.

Каждый штихель имеет определённый номер. Этот номер определяется размером поперечного сечения клинка. Чем она больше, тем выше номер.

Одной из важных характеристик штихеля является устойчивость клинка к истиранию. Она во многом зависит от качества заточки и закалки. При недокаливании рабочая часть быстро затупится, перекаливание приведёт к выкрашиванию кромки. Качественно сделанный штихель устойчив к ударному воздействию и изгибанию, кромка его резца не деформируется и не раскрашивается при гравировке штихелем ювелирки.

Со временем режущая кромка неизбежно изнашивается, её следует точить заново. Это приводит к укорачиванию длины клинка, а следовательно, и самого штихеля. Работать коротким штихелем не очень удобно. Решить эту проблему можно, заменив рукоятку на более длинную, затем на ещё более длинную — пока клинок полностью не износится.

Читайте также:  Удаление ржавчины с металла перед покраской

Как производится гравировка штихелем металлических изделий

Ручная гравировка по металлу штихелем

Наиболее подходящие материалы – медь и латунь. Как с эстетической, так и с практической точек зрения. Однако хорошо смотрится и сюжетная гравировка штихелем на алюминии. В крайнем случае, пойдёт и незакалённая сталь, но в этом случае придётся применять больше усилий. Скорее всего, потребуются резцы всех форм для формирования сложного изображения.

Вначале проверяем остроту режущей кромки. Для этого чуть надрезаем ноготь большого пальца. Даже при минимальном усилии должна появиться глубокая отметина. После этого рукоятку штихеля следует удобно закрепить в ладони. Главное – не применять больших усилий.

Если штихель подготовлен правильно, достаточно лёгкого нажатия по касательной, чтобы сформировалось хорошо видимое изображение.

Ладонь держит рукоятку, а большой и указательный пальцы плотно, но без излишнего нажима фиксируют клинок примерно в 2 см от режущей кромки.

Клинок должен заходить в металлическую поверхность на малую глубину. Требуется менять угол расположения рабочей части. Вначале он должен достигать 30-40 градусов, затем он уменьшается до 5-10 градусов. При этом сила нажатия немного увеличивается.

Если вы делаете только первые шаги в гравёрном мастерстве, лучше делать линии длиной не более 4-5 мм, а потом соединять их. Со временем постепенно увеличивайте длину непрерывной линии. Это позволит достичь более высокого качества и точности изображения.

Надеемся, что эти уроки ручной гравировки штихелем по металлу помогут вам в самостоятельной деятельности.

Штихели

Штихели

Основным видом режущего инструмента при ручном гравировании являются штихели. В переводе с немецкого слово «штихель» означает «резец». Этот термин сразу дает четкое представление о типе инструмента, применяемого в основном для гравировки по металлу.

Современный резец по металлу, или штихель, состоит из трех деталей: клинка, рукоятки и кольца (рис. 3, б). Рукоятку, имеющую грибовидную форму, вытачивают на токарном станке из древесины твердых пород – бука, березы и др.

На тонкий конец ручки насаживают металлическую (обычно латунную) втулку, которая предохраняет деревянную ручку от растрескивания при ее насадке на клинок. В торец ручки со стороны кольца вбивают хвостовик клинка. Снизу, примерно на уровне нижней грани клинка, часть рукоятки срезают.

Благодаря этому срезу гравер имеет возможность держать инструмент под небольшим углом к поверхности металла, что обеспечивает снятие тонкой стружки.

Длина ручки может быть разной (от 30 до 70 мм) – гравер подбирает ее по своей руке. Но в наборе штихелей все рукоятки должны иметь одинаковые размеры. Длина клинков вместе с хвостовиками – тоже величина постоянная (100–120 мм), несмотря на различие их сечений.

Клинки штихелей различаются по форме и размеру поперечного сечения. Каждому размеру сечения соответствует определенный номер штихеля, причем чем больше номер, тем больше площадь его поперечного сечения.

Основным качеством штихеля является стойкость его рабочей части. Этому способствуют хорошая заточка и правильная закалка: недокал способствует быстрому притуплению, перекал – выкрашиванию режущей кромки. Необходимо, чтобы штихель не боялся ударов и изгибов, чтобы его режущая кромка не деформировалась и не крошилась во время гравирования.

По мере изнашивания режущей кромки штихель перезатачивается, что укорачивает его длину. Гравировать укороченным штихелем трудно. Применяя ручки различных размеров, можно компенсировать изнашивание штихелей и пользоваться ими почти до полного их износа. Набор штихелей профессионального гравера состоит из 60–80 шт. – по 10–16 шт.

каждого профиля; в набор входят и специальные штихели.

Штихели различаются по форме лобовой грани клинка (лезвия), т. е. поперечного сечения его режущей части. В зависимости от этой формы резцы имеют специальные названия (рис. 3, в).

Шпицштихель – остроконечный резец («шпиц» означает «острый»). В сечении резец имеет форму остроконечного треугольника, у которого две боковые стороны представляют собой дуги. Спинка у него плоская, клинок прямой, а боковые грани выпуклые.

Угол заточки лезвия – 30–45°, ширина спинки – 1–4 мм. Шпицштихель – наиболее употребительный инструмент.

Его применяют при любой ручной работе: наметке, разметке, оконтуривании рисунка, нанесении четких глубоких линий, сильных штрихов, подрезки углов в шрифтовых работах, для подправок и подчисток и т. д.

Шпицштихель используют также для выполнения на металле различных надписей каллиграфическим шрифтом. Углубляя или выводя ближе к поверхности кончик резца, регулируют ширину прорезаемой канавки. Но наиболее широкие линии получают при гравировании боковой цилиндрической поверхностью штихеля.

Ручная гравировка по металлу штихелем

Рис. 3.

Штихели: а – заготовка: 1 – заточка; 2 – закаленная часть; 3 – затылок; 4 – пятка (отпущено); 5 – режущая кромка; ? – угол резания; б – готовый инструмент: 1 – лобовая грань; 2 – аншлиф; 3 – верхняя грань; 4 – кольцо; 5 – ручка; 6 – хвостовик (язык); 7 – боковая грань (щека); 8 – нижняя грань; в – основные виды штихелей: 1 – шпицштихель; 2 – мессерштихель; 3 – фасетштихель; 4 – юстирштихель; 5 – грабштихель; 6 – флахштихель с широкой спинкой; 7 – флахштихель с узкой спинкой; 8 – полуовальный болтштихель; 9 – овальный болтштихель; 10 – шатирштихель.

Мессерштихель – самый тонкий из всех штихелей. В поперечном сечении он имеет форму вытянутого остроугольного треугольника, как у полотна обычного ножа. Отсюда и немецкое название этого режущего инструмента (слово «мессер» в переводе на русский означает «нож»).

Им можно выполнять волосяные линии большой глубины (на полоске шириной 1 мм можно провести до десяти линий). Клинок прямой, клиновидного профиля с прямыми стенками, радиус кромки лезвия (во избежание обламывания) – 0,1–0,2 мм; угол заточки лезвия – 15–30°.

Мессерштихель нулевого номера в поперечном сечении представляет собой треугольник с острым углом при вершине и основанием 2,5 мм, что создает необходимую жесткость и прочность его конструкции.

Флахштихель – еще один резец с плоской режущей кромкой («флах» в переводе на русский язык означает «плоский», «ровный»). Его задняя плоская грань всегда параллельна спинке.

Используется как для нанесения широких (от 3,5 до 5 мм) и плоских линий, так и для выравнивания плоскостей, удаления материала с площади между строчками, буквами, с углубленного поля на рисунках, а также для выемки и выравнивания фонов, шабрения поверхности, глянцевой подрезки.

Болтштихель – полукруглый резец (радиус закругления лезвия – 0,3–5 мм).

Применяется для выполнения строгих шрифтов различной ширины, при гравировании всех букв, цифр и других знаков, имеющих круглые, овальные и полукруглые формы (например в буквах О, В, Э, Ф), при гравировании углублений, при круглой и полукруглой выборке металла, а также для подчисток. На рис. 3, в-8 изображен так называемый полуовальный болтштихель; существует и его овальная разновидность (рис. 3, в-9) – с двумя выпуклыми режущими поверхностями.

Шатирштихель (он же фаденштихель) – нитяной резец, по форме похожий на флахштихель (плоский, клиновидной формы). Задняя грань и режущая кромка имеют острые выступы (зубцы), вследствие чего дает сразу несколько параллельных штрихов. Шаг насечки 0,1–0,4 мм.

Оба названия этого резца, принятые в гравировании металла, отражают ту или иную особенность инструмента. «Фаден» и переводе на русский означает «нить» – это значит, что резцом можно проводить нитевидные штрихи. В другом названии инструмента первая часть слова – «шатир» – означает «тушевать», «оттенять».

Такое название ему дано потому, что он используется при нанесении на металл теней и полутонов и штриховых гравированных рисунках.

Вышеперечисленные штихели являются основными инструментами, однако номенклатура штихелей гораздо шире и зависит от профиля работы гравера, вида изделия и требований к гравированным линиям. Так, широко применяются следующие виды резцов.

Фасетштихель (фасочный штихель) – используется для проведения точных широких и неглубоких линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработки рисунка. Боковые стенки – параллельные или трапециевидные, лезвие резко заостренное, клинок прямолинейный с углом заострения 60–120°.

Юстирштихель (юстировочный штихель) – применяется в ювелирном деле для подгонки оправы с целью обеспечения надежной опоры для камня, а также для подправок и подчисток в шрифтовых работах. Выпуклые боковые поверхности штихеля, пересекаясь, образуют остроовальное поперечное сечение. Его режущая грань затачивается наклонно к продольной оси клинка.

Грабштихель в поперечном сечении имеет форму ромба с углом между режущими кромками от 30 до 90°. Клинок выгнут. Стрела прогиба посредине составляет 3–8 миллиметров.

Для гравирования рисок различных профилей применяются штихели со специально заточенной режущей кромкой нестандартной формы.

Читайте также:  Воронение металла в домашних условиях лимонной кислотой

При гравировании в углублениях и на вогнутых поверхностях работать прямым клином штихеля неудобно. В таком случае штихель нагревают в средней части докрасна и изгибают до необходимой кривизны.

Клинок штихеля изготавливают из инструментальных сталей. Чаще всего граверы используют штихели, изготовленные из высококачественных тонкоструктурных сталей.

Отлично зарекомендовали себя резцы из стали У12А (инструментальная сталь улучшенного качества, содержащая 1,2 % углерода) и специальных легированных сталей ХВГ, 5X12Ф.

Кроме этих сталей, можно использовать прутковую сталь (серебрянку), надфили, опасные бритвы, рессорные полоски и наружные кольца шарикоподшипников, которые предварительно отжигают, разрезают и выправляют, Эти полосы заготовок длиной 120 мм предварительно обрабатывают, после чего клинки укладывают в плоскую железную коробку, засыпанную углем, и герметически закрывают крышкой. Затем эту коробку помещают в печь, нагревают докрасна и оставляют там же до охлаждения. После этого профиль штихеля (клинка) окончательно обрабатывают, придавая ему требуемую форму (рис. 4).

Ручная гравировка по металлу штихелем

Рис. 4. Изготовление штихелей: а – закалка рабочей части; б – отпуск клинка; в – е – формы доведенных режущих граней.

Каждый клинок должен иметь плавный изгиб, благодаря которому кончик его будет слегка приподнят. Верхняя грань у клинка называется спинкой, а нижняя – задней гранью. Для передней части клинка выбирают продолговатую наклонную или дугообразную заточку – так называемый аншлиф.

В процессе обработки профиля необходимо следить за тем, чтобы режущая кромка, которая является направляющей при гравировании, была расположена в одной плоскости. Затем приступают к закалке штихеля. Штихель нагревают до светло-малинового цвета и быстро опускают в воду или масло под наклоном (рис.

 4, а), чтобы избежать разрушения режущей кромки в результате появления внутренних напряжений, возникающих при быстром охлаждении. Когда штихель будет закален, оселком зачищают его боковые поверхности. Обычно после закаливания металл становится очень твердым, но хрупким, склонным к выкрашиванию.

Поэтому его нужно отпустить, т. е. снять возникшее в нем межкристаллическое напряжение. Клинок берут плоскогубцами и подводят к нему пламя спиртовой горелки или стеариновой свечи так, чтобы он не коптился (рис. 4, б), и равномерно нагревают до появления на его поверхности желто-соломенного цвета побежалости.

Затем штихель снова быстро охлаждают в воде.

После этого приступают к доводке режущих кромок штихеля.

Для этого локоть правой руки держат на весу неподвижно, пальцами захватывают клинок и, прижимая ручку к ладони, ставят режущую кромку штихеля на чугунную плиту (предварительно смазанную пастой, содержащей порошок карбида бора, растворенного в керосине) и доводят под соответствующим углом его нижнюю поверхность. При этом кисть руки направляют к себе и от себя, плотно прижимая штихель к плите, чтобы нижняя режущая поверхность штихеля доводилась точно под нужным углом (рис. 4, в). При правильной доводке стандартный угол заострения штихеля должен быть равен 45°, в этом случае его режущая кромка будет резать основные материалы, применяемые в гравировании, легко и на нужную глубину. При дальнейшей доводке передняя поверхность штихеля может быть укорочена, а угол изменен. Доведенные формы штихелей показаны на рис. 4, в – е.

Хранить штихели нужно на деревянной подставке. Наиболее распространены круглые подставки с вращающимися деревянными дисками, позволяющие быстро найти нужный инструмент. Можно также сделать несколько подставок для каждого вида штихелей. В одной такой подставке можно держать, например, шпицштихели, в другой – болтштихели и т. д. Подставки размешают на рабочем столе, обычно с правой стороны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Штихель для гравировки по металлу. С нуля и без опыта

Для гравировки по металлу нужен штихель (резец) из твёрдой стали.

Пара важных замечаний:

  1. За год своих экспериментов я понял, что лучшая сталь для гравировки — быстрорежущая.
  2. Пока, я не использую пневмоштихель. Гравирую исключительно руками.

Начинал делать штихели из напильников. Каждый мастер делал это. Я купил круглый напильник для заточки цепных пил. В первый раз, это был напильник диаметром 6 мм. Он оказался слишком крупным. Достаточно максимум 4 мм. Но напильники есть разных диаметров, так что …

Из напильника

Напильник 6 мм

Для придания нужной формы будущему штихелю, надо удалить довольно большой объём металла с напильника. Проще сделать это отпустив его. То есть, нагреваем до красна и оставляем остывать не ускоряя процесс. Просто на воздухе. После этого, металл становится достаточно мягким, чтобы можно было его обработать напильником.

Обрабатываем, придаём нужную форму, шлифуем. Затем необходимо закалить. Нагреваем до максимально возможной температуры и моментально окунаем в воду полностью. Если оставить часть заготовки на воздухе, металл может приобрести не самую лучшую структуру кристаллической решётки и это отразится на режущих свойствах.

Шлифовка с использованием импровизированного шаблона. Шаблон нужен для того, чтобы плоскость оставалась плоской.Шлифовка с использованием импровизированного шаблона. Шаблон нужен для того, чтобы плоскость оставалась плоской.

После закалки снова шлифуем, окончательно доводя форму до совершенства. Стараемся выдержать все плоскости и углы.

После шлифовки надо отпустить кончик до оттенка пшеничного цвета. Аккуратно нагреваем кончик, стараясь не перегреть. Как только цвет побежалости начинает меняться, аккуратно доводим до пшеничного оттенка и оставляем свободно остывать.

Отпускать можно нагревая сам кончик, хотя очень сложно поймать нужный момент, когда пора перестать нагревать. Либо нагревая середину штихеля. Этот вариант я не пробовал, но он должен быть проще. Хотя приноровиться придётся, поскольку происходит нагрев большого объёма металла и соответственно, тепло очень долго будет держаться. Потребуется тренировка.

Выведенные грани

После отпуска надо заполировать кромку. Довести до зеркального блеска грани острия. Делается это любыми доступными средствами. Изначально я пользовался шлифовальной бумагой (наждачными шкурками) от 1000 до 2000 грит.

Поверхность получается зеркальной, если шлифовать на 2000 грит не меняя места шлифовки. Металл забивается между зёрнами абразива в бумаге и создает некую подушку, благодаря которой абразив не сильно вгрызается в шлифуемую поверхность, и в то же время, металл разглаживается.

То есть, металлическая пыль действует, как полировально-разглаживающий элемент.

Наиболее правильный вариант, полировать пастой. Если штихель стальной, достаточно использовать пасту ГОИ. Но можно и алмазной пастой. Делается это при помощи полировальных кругов. Лучше, если использовать просто медный круг.

Медь очень мягкая, в неё вминаются абразивные частицы из пасты и сама медь становится полирующим элементом. Именно медь, потому что она имеет достаточную жёсткость, чтобы кромка угла получалась плоская, а не скруглённая, как это бывает после полировки мягкими кругами.

Хотя с медью есть свои заморочки. Не самый простой вариант, но самый качественный.

Штихель из финской спицы (Карбид вольфрама К-40)

Делается принципиально так же (за исключением отпуска и закалки, поскольку этот процесс невозможен и бесполезен), но в качестве абразива используется только алмаз. Ни вулканит, ни пасты ГОИ не способны эффективно воздействовать на сплав. В то же время, алмаз врезается в сплав, как нож в масло. А алмазная полировальная паста полирует его до идеального зеркала.

Недостаток финской спицы — она очень легко скалывается. Наиболее удачно работать ей по мягким металлам. По меди — идеально. На калёной стали придётся постоянно точить сколы.

Быстрорез

Наиболее лучшие и универсальные штихели получаются из быстрорежущей стали. Быстрорез, как и напильник, можно отпустить и закалить. Можно без термообработки сделать штихель, если не уверены, что сможете самостоятельно закалить до нужной твёрдости.

В этом случае, заготовка должна быть уже закалена. Обрабатывать придётся на точильном станке постоянно опуская обрабатываемую часть в воду, чтобы избежать нагрев и отпуск металла. В остальном, процесс не отличается от изготовления штихеля из напильника.

Штихели из быстрореза и напильников использую постоянно. Из финской спицы в особых случаях. Чаще, для ровных штрихов или для завитков с радиусом не менее 5 мм.

Рукоятка

Рукоятку проще купить. В магазинах ювелирного инструмента, самая дешёвая рукоятка для штихеля стоит от 35 руб. шт. Я делал рукоятку сам только потому, что в моём городе нет профильных магазинов, а ждать заказа с интернета приходится от одной недели. Чтобы хоть что-то уже делать, я сделал рукоятку из мебельного болта.

Мебельный болт. Просверлено отверстие вдоль, на 15 мм. Распилен вдоль на ту же глубину. Половины раздвинуты и отверстие рассверлено ещё на 0,5 мм. При затягивании гайкой, половины сжимаются и надёжно удерживают штихельМебельный болт. Просверлено отверстие вдоль, на 15 мм. Распилен вдоль на ту же глубину. Половины раздвинуты и отверстие рассверлено ещё на 0,5 мм. При затягивании гайкой, половины сжимаются и надёжно удерживают штихель

Но конечно, я установит нормальные деревянные ручки на все штихели.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector