Практический каждый может собрать самодельный сварочный споттер, не нужно быть специалистом в области электротехники или механики. Точечная сварка споттером активнее всего применяется при исправлении вмятин на кузовах автомобилей.
Принципиальная схема
Единственное, что заставит вас поломать голову, это принципиальная схема, в которой нужно разобраться. Это схема самого простого из разных видов споттеров.
Главным узлом споттера будет сварочный трансформатор, а напряжение, передаваемое на его обмотку, подается по диодному мосту, в котором присутствует транзистор. Управление данным сопротивлением происходит путем изменения напряжения передаваемого маломощным трансформатором.
Необходимые материалы для сборки
- Сварочный трансформатор;
- Питающий трансформатор;
- Диодный мост, способный работать при напряжении не менее 5-8 В;
- Набор диодов (12В);
- Тиристор (молоток);
- Переменное сопротивление, номинальное значение которого 100 Ом.
Самым труднодоступным элементом в данной схеме является сварочный трансформатор. При желании его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно приобрести или изготовить магнитопровод, площадь рабочего сечени которого будет более 350 кв. миллиметров.
Чтобы защититься от болезненного удара током, и не допустить поломки, нужно во первых соблюдать инструкции по работе со споттером, и хорошо заизолировать обмотки самодельного трансформатора.
- Картон или бумага;
- Лакоткань;
- Пропитанная парафином ветошь.
- Концы обмотки должны иметь достаточную длину, чтобы их было возможно соединить с клеммами, и с электрической цепью установки.
Изготовление корпуса
Первое, за что стоит взяться это за изготовления основы для закрепления самодельного споттера. Для нее лучше выбрать материал на основе диэлектрика. Для изготовления неподходящего корпуса, лучше составить подробный чертеж, и указать расположение основных узлов конструкции.
Хорошим вариантом для корпуса может послужить старая микроволновка или сварочный аппарат. Нужно удалить лишнее оборудование и поместить новое, так, чтобы нагрузка была равномерно распределена по объему короба. Если вы планируете часто перемещать споттер, можно установить колесики на нижней части корпуса.
Комплектующие
Изготовленный споттер нуждается в оснащении следующими ключевыми элементами:
- Пистолет-манипулятор;
- Сварочные кабели;
- Обратный молоток (инопуллер).
Для того, чтобы правильно подобрать сварочные кабели нужно знать, что на каждые 10 ампер максимально возможного значения тока, нужно применять 1 кв. мм сечения. Длина рабочего кабеля не должна превышать трех метров, а кабеля массы двух. В противном случае будут велики потери напряжения.
Концы кабелей необходимо оснастить соединительными элементами для подключения их к пистолету и споттеру. Для подключения к споттеру лучше использовать быстросъемные клеммы, а для соединения с пистолетом будет наилучшим вариантом резьбовое сечение. Ознакомьтесь перед сборкой с фото споттера и основных узлов устройства.
Рабочий пистолет
- Если вы планируете регулярно использовать споттер, то лучшим решением будет приобретение заводского пистолета.
- Это обуславливается тем, что пистолет является главным рабочим элементом, и будет постоянно подвергаться воздействию высоких токов, а при неисправности может причинить вред человеку, использующему его.
- Но если применение будет ограниченно частными случаями, вполне возможно изготовить его собственноручно.
Для основы можно взять стандартный клеевой пистолет или манипулятор со старого сварочного аппарата.
Нужно изготовить изолированную рукоятку для манипулятора, для этой цели отлично подойдет текстолит, из которого нужно вырезать две симметричные прямоугольные части.
В ручке необходимо установить кронштейн для крепления электрода от рабочего кабеля. Также при желании можно оснастить ручку лампочками, которые будут сигнализировать о наличии напряжения.
Для создания кронштейна идеально подойдет медный пруток. С ним будет соединен электрод от рабочего кабеля, лучше чтобы данный электрод можно было вынимать из устройства, не прибегая к разбору рукоятки.
Самодельный обратный молоток
Если предыдущие пункты были выполнены, то сложностей возникнуть в дальнейшем не должно. Изготовление обратного молотка самостоятельно является экономически выгодным предприятием, так как заводские молотки стоят достаточно дорого.
Лучше всего подойдет для этой цели та часть манипулятор для монтажной пены, в котором располагается баллон с содержимым. К освободившемуся участку приваривается 3 прутка, которые станут стойками.
- В штоке устройства нужно удалить упор и изогнутую часть, а на ее место устанавливается кронштейн, для присоединенния кабеля от споттера.
Фото споттера своими руками
- Также рекомендуем просмотреть:
Помогите сайту, поделитесь в соцсетях ????
Источник:
Тысяча первый самодельный споттер — DRIVE2
Решил сделать себе, после просмотра видео, какого уже не вспомню. Хотелось сделать дешево и сердито. Пересмотрел почти все видео и перечитал все обзоры . Предварительно пришел к такому выводу — делать надо из трансформаторов микроволновки, обязательно 3 штуки .
Отказаться от твердотельного реле — слишком дорого .Начал с трансформаторов, операции стандартные : разрезаем, перематываем, свариваем . Вместо меди использовал алюминиевую шинку от электродвигателя.Запихал ее в окно трансформаторов по-максимуму .
- Получилось сечение примерно 110 квадратов.
- 12 шинок, по 6 в два ряда
- наматываем как можно плотней
- свариваем сжав в тисках, защищаем по-лучше обмотки
Получилось по два витка на трансформатор, соединяем их последовательно в сумме имеем примерно 5 вольт на выходе . Для соединения использовал самодельные стяжки. Хотелось бы, конечно, сделать все обмотки единым проводом, но это было очень сложно .
- Стягиваем шины как можно крепче
- Корпус под трансформаторы сварил из сантиметрового квадрата
Теперь о схеме управления. Имея три независимых первичных обмотки использовал три симистора, каждый для своего трансформатора . Это позволяет отказаться от дорогостоящего твердотельного реле .
Стоимость одного симистора не превысит и 100 руб . Тиристоры установлены на один радиатор, в схеме управления используется индикатор. Время работы выставляется переменным резистором.
- Мозг схемы Atmega8.
- Полный размер
- Схема постоянно изменяется
- Полный размер
- 16 пиновый разъём для индикатора
- Первоначальная схема
При первом же включении выгорел сначала один симистор, при следующем два оставшихся . Углубленное изучение темы привело к изменению схемы. В схеме использовались оптроны с переходом через 0. И это логично (думал я).
Однако, реально мощный трансформатор нужно включать в максимуме амплитуды . Сейчас не найду ссылку, но есть очень обстоятельная статья в сети, где приведены все расчеты по этому поводу. По-этому выкинул зеро-оптроны и поставил простые.
- Симисторы поменял на КУ208Г, еще из старых запасов .
- КУ208Г
Оставил схему под напряжением на некоторое время . Один из симисторов, видимо, самопроизвольно открылся в одну сторону, пустил полуволну на трансформатор, намагнитил его и благополучно сжег первичную обмотку .
- Первичная обмотка алюминиевая
- Трансформатор на мусорку
Вывод : Симистор не самый лучший ключ для трансформатора, даже у идеального симистора характеристика не симметричная, а это значит, что подмагничивания не избежать. Об этом уже давно знают производители микроволновок.
Сделано у них очень хитро, на долю секунды включается симистор через резистор, процессы в трансформаторе устаканиваются и только после этого подключается реле. И уже вся основная мощность идет через это реле. Реле хороший ключ для трансформатора, учитывая что есть предварительное слаботочное включение .
- Блок схема устройства справа три трансформатора соединенных последовательно.
Блок схема
Первичные обмотки соединены параллельно. Каждая обмотка коммутируется через симистор и контакты реле.Алгоритм работы такой : Закрепляем массу, переменным резистором задаем время работы споттера, прижимаем электрод с крючком, нажимаем кнопку пуска, контроллер определяет максимальную точку напряжения сети, и через симисторный оптрон открывает силовой симистор.
Так как симистор соединен последовательно в цепи с резистором, то на нем произойдет падение части напряжения.Спустя один период контроллер шунтирует симистор контактами реле.Реле от старой сигнализации на 12 вольт 8 ампер. Три трансформатора включаются на заданное время, происходит прилипание крючка, реле отключаются, симистор закрывается .
Благодаря, такой схеме, можно очень легко реализовать автопуск. Для этого три раза в секунду по очереди открывается один из симисторов и проверяется напряжение на выходных обмотках. Если его нет, значит вторичная цепь замкнута и происходит та же последовательность операций, как при включении от кнопки.
К сожалению, так как схема все время менялась, окончательно разработанной печатной платы нет. Все соединено мгтф на весу .
Платы еще не уложены
Если не считать трансформаторов и проводов, вся схема с платой обошлась примерно в 3 тыс.Товарищ просит сделать плату ему тоже, если дойдут руки, то буду делать все на одной плате, включая симисторы на радиаторе.Сам я далеко не жестянщик, по-этому отдал соседу по гаражу на проверку.
Дюбель для бетона и для кирпичной стены: размеры и монтаж
Работа споттера ему очень понравилась. Он сравнивал со своим заводским.У меня оснастки еще нет, по-этому видео снять не могу . Думаю отдать на проверку жестянщикам, в обмен на видео о работе.
Положительный моменты — нет дергания сети при работе, уверенный автопуск, выбор режимов работы, нелинейная шкала задатчика времени.
От ЖК индикатора можно отказаться, читабельность никакая, так еще постоянно под угрозой случайного удара инструментом. Если уж совсем без индикации никак, то лучше сделать светодиодные столбики. Но думаю это излишне, достаточно градуировать переменные резисторы.
Источник:
Споттер своими руками из сварочного аппарата
Рихтовочные работы могут требовать не только филигранного владения простейшими и необходимыми инструментами, но и точного знания геометрии и понимания тонкостей геометрии кузовных панелей автомобиля. Но и без специальных устройств качественная рихтовка редко когда обходится. Одним из таких вспомогательных инструментов стал споттер, о постройке которого мы и поговорим.
Как сделать споттер самостоятельно из разных материалов, схема, фото
Споттер представляет собой устройство для ликвидации дефектов и вмятин на металлических поверхностях. Аппарат встречается на автомобильных мастерских, где его используют для восстановления деталей кузова. Но поскольку стоимость оборудования достаточно высокая, есть смысл собрать споттер своими руками.
Споттер – устройство для ликвидации металлических вмятин.
Под споттером подразумевается профессиональное приспособление для ремонтных работ. Аппарат имеет 2 вывода:
- Массу.
- Кабель с пистолетом.
Массу необходимо подсоединить к металлической поверхности автомобиля, достав перед этим из капота АКБ. При нажатии клавиши на рабочем пистолете происходит подача сварочного тока. В результате место обработки подогревается, сопротивление растет, а металл расплавляется. Другие части кузова не подвергаются нагреву.
Предназначение и области применения
Споттеры востребованы для кузовного ремонта. Прибор позволяет соединить любые металлические детали, а также выровнять поверхность путем локального нагрева, если другие методы неэффективны.
Аппарат подходит для использования в сложных условиях, где невозможно применить стационарное сварочное оборудование. Он позволяет отремонтировать деформированную деталь, к которой нет свободного доступа. Споттеры встречаются на СТО, в сервисных центрах и автомастерских.
Устройство
Сварочный споттер включает такие компоненты:
- Коробку.
- Рабочий пистолет.
- Электрод.
- Кабель.
Сварочный споттер включает коробку, электрод и кабель.
Существует 2 типа споттеров:
- Трансформаторные.
- Инверторные.
Первый тип просто собрать в домашних условиях. В инверторных моделях присутствуют дополнительные детали, которые придется докупить.
Принцип работы
К деформированному элементу кузова нужно приварить крепеж и закрепить шток обратного молотка за пределами повреждения. Прибор нужно потянуть за шток с имитацией удара киянки для выправления металла.
Аппарат работает по принципу мгновенного приваривания, поскольку цикл длится несколько секунд. В процессе выравнивания требуется заземление на корпус и снятие с аккумулятора отрицательной клеммы.
Это обезопасит кузов от коротких замыканий и защитит работающего с устройством человека от ударов током.
После устранения дефекта необходимо устранить следы сварки.
Особенности самодельной конструкции
Изготовленное вручную изделие работает наподобие молотка точечным образом, но в обратную сторону.
Изготовленный вручную споттер работает точечным образом.
Споттер должен поддерживать 2 режима:
- Кратковременный. Подходит для фиксации ремонтной шайбы к дефектной детали кузова.
- Постоянный. Требуется для сварки с применением угольного электрода.
Нюансы изготовления своими руками
Если правильно выполнить расчет параметров, подготовить подходящие компоненты и придерживаться схемы сборки, можно сделать качественный споттер, который не будет уступать заводским моделям по функциональности. Роль сварочного пистолета может играть любое приспособление с подходящей формой. Главное, чтобы устройство было удобным.
Чтобы сделать споттер, потребуется подготовить работающий трансформатор. Его можно извлечь из старого инвертора/полуавтомата либо купить на рынке с рук. Лучше подобрать компонент с неисправной обмоткой.
Основные варианты создания
Для создания споттера подойдет старый инвертор. Можно взять для этой цели АКБ или вышедшую из строя микроволновую печь.
Из сварочного аппарата
В числе самодельных приспособлений часто встречаются споттеры из сварочного инвертора. В приборе уже есть нужные компоненты, поэтому останется только подключить трансформатор, который будет генерировать ток, и подготовить пистолет.
Споттер из сварочного инвертора встречается очень часто.
Перед сборкой важно очистить найденный сварочный прибор от следов коррозии и пыли.
Из микроволновки
Алгоритм сборки споттера из СВЧ-печи практически идентичный. Главное условие – получить импульсный режим. Для этого требуется конденсатор повышенной емкости с подсоединенной платой управления. Продолжительность импульса должна составлять не больше 0,5 сек. Если цикл длится дольше, это спровоцирует появление отверстий в металлических конструкциях.
Для сборки нужно:
- Извлечь из печи трансформатор, разобрав его по шву ножовкой по металлу или шлифмашиной.
- Подготовить вторичную обмотку, взяв толстый медный кабель в 2 витка.
- Склеить сердечник основания и трансформатора, используя эпоксидную смолу из 2 компонентов.
- После застывания состава проверить функциональность сварки, используя специальный прибор.
Из аккумулятора
Чтобы устранить мелкие дефекты на поверхности кузова, можно создать споттер из аккумуляторной батареи. Подобное приспособление характеризуется простотой в применении, поскольку для его работы не требуется доступ к сетевому электроснабжению.
Споттер из аккумулятора устраняет мелкие дефекты.
Для предстоящей сборки нужны следующие компоненты:
- АКБ на 12 В.
- Втягивающее реле (разрешается снять со стартера автомобиля).
- Клавиша запуска/выключения.
- Фиксатор электрода.
- Провода с клеммами.
Плюсовой кабель АКБ следует зафиксировать на втягивающем реле, а с места подцепления стартера на реле подвести к пистолету 1,5-метровый кабель толщиной от 100 мм кв.
С помощью первого провода нужно закрепить кнопку включения на втягивающем реле, где находится плюсовая клемма. Второй кабель следует подключить к контакту реле для его корректного срабатывания.
Провод массы нужно соединить с дефектным кузовным элементом, не забыв предварительно установить электрод.
Схемы и чертежи для сборки
В интернете есть бесплатные схемы плат управления. Отдельные чертежи подходят для промышленных аппаратов. Другие содержат большое количество компонентов, которые не нужны для самодельного приспособления.
Есть схемы, которые предусматривают регулировку силы тока и направления холостого хода. Кроме того, они поддерживают изменение продолжительности сварочного импульса.
Схема споттера для сборки.
Подобные схемы востребованы для создания споттера, который будет применяться в частном СТО. Для домашнего использования существуют более примитивные чертежи.
Перечень необходимых материалов и инструментов
Самодельный споттер состоит из 2 составляющих:
- Сварочного инвертора.
- Тиристорного реле.
Для сборки аппарата потребуется подготовить:
- Тиристор на 200 В.
- Понижающий трансформатор на 12 В.
- Реле на 30 А.
- Диодный мост.
- Контактную группу (220 В).
- Клавишу управления.
Алгоритм действий
Для изготовления сварочной системы потребуется освоить базовые навыки и получить общее представление об особенностях подобной техники. Наиболее просто создать прибор из старого инвертора.
Прибор проще всего сделать из старого инвертора.
Выбор параметров
При переделке нужно уделить должное внимание параметрам вторичной обмотки, поскольку они влияют на выходные показатели аппарата (нагрузочный ток). Важно определить оптимальное сечение шины, при котором плотность тока будет составлять от 8 А/мм кв.
Сборка обратного молотка
Обратный молоток применяется для выравнивания элементов кузова. По умолчанию его делают из прутьев металла путем сварки и фиксации наконечника из гаек. Болванка на штыре должна свободно двигаться для получения обратной тяги при работе.
На конце электрода следует зафиксировать наконечник, который будет обеспечивать контакт молотка с кузовной поверхностью.
Изготовление рабочего пистолета
В заводских моделях споттеров присутствует пистолетная рукоятка. При изготовлении аппарата своими руками можно выполнить подобное приспособление в виде цилиндра с клавишей управления и клеммой для кабеля.
В пистолете есть 3 части:
- Корпус.
- Контактный стержень.
- Выключатель.
Изготовление рабочего пистолета делают из латуни.
Для изготовления контактного стержня часто используют латунь. На одном конце находится крепежная резьба, а на обратном – зажим для подачи питания.
Ключевое требование к пистолету – качественная изоляция. Этот момент определяет безопасность использования прибора.
Электрод
Данный элемент тоже несложно изготовить в домашних условиях, используя медные прутья с круглым сечением либо трубки из бронзы, которые легко совмещать с токопроводящими кабелями.
С рабочей стороны электрода следует выполнить прорезь для крепления шайбы для приварки. Если для сборки применяется трубка, ее конец нужно расплющить, а затем сделать отверстие.
Способ фиксации электрода и сопутствующих компонентов зависит от особенностей споттера. Если планируется сборка переносного аппарата, лучше распределить комплектующие равномерно и закрепить их подходящими крепежами. На наружной части корпуса следует предусмотреть ручки для перемещения.
Трансформатор
Подготовка трансформатора относится к важнейшим этапам сборки. Наибольших усилий требует процедура обмотки. Ее можно выполнить на кольцевом железе, используя медный или алюминиевый провод.
Между мотком следует предусмотреть надежную изоляцию. Для этих целей подойдет трансформаторная бумага, сложенная в несколько слоев.
Чтобы повысить надежность изоляции, можно пропитать материал парафином.
Процедура обмотки трансформатора является очень важной.
Блок управления: схема
При подготовке электронной платы важно корректно совместить перемычки, отвечающие за разрыв контактов первичной сети. Для блока подойдут как примитивные, так и более сложные схемы.
По умолчанию в блоке размещены провода от кнопки пуска и регуляторы быстрого старта, которые выводятся на корпус. При желании нужно закрепить кулеры и спрятать кабели массы.
Корпус
Для споттера подходят разные типы корпусов. Кто-то использует системный блок от настольного компьютера, что достаточно удобно, т.к. есть возможность разместить микросхемы и кулеры в одном месте. Кто-то применяет коробы из металла или древесины.
Размеры конструкции могут быть произвольными с учетом параметров и количества компонентов.
В основании устанавливается плита из материала диэлектрика, к которой будут прикреплены все компоненты. Ключевым критерием выбора корпуса является не внешний вид, а простота доступа к внутренним компонентам.
Размеры корпуса споттера могут быть произвольными.
Нередко роль корпуса играют старые микроволновые печи.
Правила работы с самодельным агрегатом
Управлять прибором достаточно просто. Необходимо придерживаться такой последовательности действий:
- Зачистить дефектный участок.
- Подсоединить к устройству заземляющий контакт.
- Приступить к выравниванию глубоких выбоин с помощью простых приспособлений.
- Сделать «слепок» ровной части кузова.
- Подготовить место для работы обратного молотка.
- Закрепить крючки сваркой, захватить крепеж гребенкой и постепенно вытянуть место с деформацией.
- Обработать поверхность споттером с навариванием небольших заклепок.
При работе с устройством следует соблюдать несколько правил безопасности:
- Предварительно осмотреть и очистить все детали оборудования.
- Убедиться в надежности изоляционного слоя на проводах.
- Провести зачистку дефектного кузовного элемента.
- Позаботиться о заземлении прибора.
При работе с устройством нужно убедиться в надежности изоляции на проводах.
Характеристики споттеров, выпускаемых серийно
Базовые параметры заводских споттеров выглядят следующим образом:
- Электропитание – 220 В, 50 Гц.
- Потребляемая мощность – до 10 кВт.
- Допустимый ток сварки – 1300 А.
- Напряжение в цепи – 7–10 В.
- Продолжительность импульса, регулируемая таймером – 0–1,2 секунды.
- Усилие с использованием электрода – до 100 кг.
Функциональность
Устройства, которые продаются в магазинах и предназначаются для коммерческого применения, имеют несколько полезных функций. В их числе:
- Возможность фиксации ремонтных шайб.
- Приваривание электрода с выравниванием поверхности.
- Использование графитовых электродов для осадки металла (разогрев с последующим охлаждением).
- Отключение споттера в случае перегрева за счет термостата.
Полезные советы и общие рекомендации
Споттер станет незаменимым инструментом как для автомастерских, так и для домашнего использования. Без этого устройства сложно провести полноценный ремонт кузова. Прибор позволяет эффективно устранить дефекты металлических поверхностей. При этом его несложно изготовить в домашних условиях, используя трансформатор от инверторной сварки.
Перед изготовлением устройства следует убедиться в целесообразности затеи. Самодельный прибор стоит недорого, но для его сборки потребуется потратить немало времени и усилий. Если же вы решили сделать такой аппарат из подручных средств, будьте готовы следовать чертежам и инструкциям, чтобы не допустить ошибок.
Как сделать споттер своими руками
Для восстановления геометрии кузова автомобиля и удаления различных вмятин применяются споттеры. Они есть в каждом СТО и автосервисе, занимающемся кузовным ремонтом.
Для профессиональной деятельности целесообразно приобрести заводской споттер, отличающийся удобством работы, выносливостью и качеством. Но для рихтовки своего авто можно обойтись самодельным споттером.
За его сборку можно браться, если Вы разбираетесь в электротехнике и под рукой есть подходящие комплектующие. Рассмотрим, как сделать самодельный споттер в гараже и что для этого нужно.
Вспомним принцип действия споттера, чтобы хорошо понимать, какие элементы потребуются.
Аппарат работает бездуговым методом. Электрод от пистолета приставляется к изделию и запускается импульс. В точке контакта возникает повышенное сопротивление, от нагрева которого электрод приваривается к поверхности кузова.
На электротехническом уровне это происходит в такой последовательности:
- Первый трансформатор принимает напряжение от сети 220V и понижает вольтаж до безопасного значения. При этом, за счет действия электромагнитной индукции, сила тока возрастает.
- Ток с повышенной силой передается на диодный мост, дополненный переключателем и реле.
- Напряжение поступает на конденсатор и заряжает его.
- Чтобы подать сварочный ток, в схеме споттера задействуют второй трансформатор с тиристором.
- Когда реле срабатывает, включается вторая цепь, по которой накопленный заряд из конденсатора передается на тиристор.
- Тиристор открывается и впускает напряжение на второй трансформатор.
- Электрод приваривается к поверхности.
- Конденсатор разряжается, тиристор закрывается и весь цикл повторяется заново.
Чтобы регулировать силу тока, в схеме нужно сопротивление. От его параметров, а также от характеристик конденсатора зависит длина и мощность выдаваемого импульса. Регулировать время подачи сварочного тока можно через микроконтроллер, если добавить его в схему. Тогда получится устанавливать более точные настройки, вместо примерного диапазона 0.1-0.5 с.
Собрать споттер своими руками можно по простой схеме. Это вариант на 220 V, который подойдет для работы в любом гараже.
Основные составляющие для споттера
Понимая схему работы электроцепи споттера, перейдем к сборке. Для этого понадобятся:
Корпус самодельного споттера
Сперва найдите основу из диэлектрического материала. Если такого нет, крепите токонесущие части трансформатора и диодов через специальные защитные вставки, чтобы избежать передачи тока на корпус при коротком замыкании. Углы корпуса удобно выполнить из вертикального уголка с полкой 25 мм.
Верхнюю крышку можно сделать несъемной и прикрепить к ней рукоятку для переноса. Боковые крышки лучше предусмотреть съемными, чтобы было легче добираться к ключевым узлам для ремонта или обслуживания. Стенки корпуса изготовьте из листового металла сечением 0.8-1.0 мм. Его можно покрасить, чтобы самодельный аппарат выглядел более красиво.
Поскольку такой споттер не рассчитан на продолжительные, объемные работы, воздушное принудительное охлаждение не требуется. Достаточно перфорации в количестве 20-30 отверстий на каждой боковой стенке. Диаметр дырочек произвольный от 3 до 6 мм — лиш бы проходил воздух.
На лицевой стороне требуется два гнезда для установки разъемов силовых кабелей. Кроме них, необходимо разместить:
Рабочий пистолет споттера
Чтобы приваривать к кузову шайбы, шпильки, гребенку и прочие приспособления, необходим пистолет споттера. Проще всего купить готовую версию. Проследите, чтобы разъем подходил по диаметру к вашему самодельному аппарату.
Чтобы добиться максимальной экономии, можно изготовить пистолет самостоятельно. Используйте корпус клеевого пистолета для плавки клеевых стержней. Разберите его и удалите нагревательный элемент. На стволе предусмотрите цанговый зажим.
В него получится вставлять медный электрод-переходник для приварки шайб или даже штангу от обратного молотка. Упрощенная схема и функционал такого пистолета можно посмотреть на фото.
Некоторые делают пистолет из корпуса сломанной дрели, шуруповерта.
Пуллер
Чтобы плавно вытягивать вмятины, используют пуллер с тянущим действием, рабочая часть которого приварена к поверхности кузова. Для самодельного изготовления пуллера понадобится любой механизм с курком.
Это может быть приспособление для фиксации алюминиевых заклепок или монтажный пистолет для выдавливания силикона, акрилового клея.
В случае монтажного пистолета обрезают торцевые части на штоке и делают круговой упор.
Обратный молоток для самодельного споттера
Изготовить обратный молоток для споттера можно из любого штифта диаметром 10-16 мм. Один торец фиксируется к изолирующей рукоятке и к нему подводится силовой кабель с кнопкой. На втором конце нарезается резьба для накручивания цанги и установки медного электрода. На ось надевается грузик. Достаточно 300-400 г, чтобы воздействовать на тонкий кузовной металл.
Грузик можно найти готовый, просверлив в нем отверстие. Или сварить вместе несколько толстых прутьев с отверстием внутри, а потом зачистить наружную поверхность. На концах штифта важно установить толстые ограничители, чтобы груз не бил о рукоятку или цангу.
Нюансы конструкции
Основой выработки сварочного тока в споттере является трансформатор. Подойдет от неработающей микроволновой печи, но потребуется переделать его вторичную обмотку. Старая обмотка разматывается и удаляется. Вместо нее намотайте три витка медной жилы сечением минимум 50 мм². Это даст на выходе нужный ток для сварки.
Если под рукой нет испорченной микроволновки, трансформатор можно намотать самому. Используйте Ш-образный сердечник, на который накрутите 200 витков медной жилы сечением 2.5 мм². Вторичная обмотка трансформатора потребует семи витков провода сечением 50 мм².
Каждый слой проволоки изолируйте плотной бумагой, покрывая токонесущие части шеллаком. На концах трансформатора не забудьте припаять клеммы, чтобы подключить последующую цепь. Допустимо использовать для «вторички» более толстый провод с меньшим количеством витков.
Для второго трансформатора жестких требований нет — главное, чтобы он выдавал минимум 12V. Тиристор покупают готовый на радиорынке или заказывают в интернете. Подойдет модель ТПЛ-50 или аналог. Важно, чтобы из сети 220V он мог «вытягивать» не менее 40 А. Тогда на «вторичке» получится сила тока около 1000 А, чего хватит для импульса. Диоды нужны с аналогичными характеристиками.
Настройка сопротивления выполняется переменным резистором. Ищите модель с величиной от 100 Ом. Для хорошего импульса понадобится конденсатор с емкостью 1000 мкФ. Напряжение устройства должно соответствовать 24-25V.
Делаем споттер из сварочного аппарата
По аналогии можно сделать споттер из сварочного трансформатора. Бытовые версии выдают силу тока до 180-200 А. Чтобы ее повысить до 1000 А, нужно переделать вторичную обмотку. Предыдущую удаляют, используя зубило или стамеску. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить изоляцию первичной обмотки.
При помощи кабеля сечением 50 мм² создают новую вторичную обмотку в количестве семи витков. Если под рукой только провод толщиной 30 мм² (но это совсем для не продолжительных задач), понадобится 10 витков.
Это будет трансформатор Т2 на схеме. Остается добавить недостающие детали (конденсатор, диодный мост, резистор) и споттер готов.
В случае инвертора изготовление споттера еще проще, поскольку многие элементы в нем уже имеются.
Функциональность споттеров серийных моделей
Но, если предстоит большой объем по рихтовке и вытягиванию вмятин на собственном авто, а за услуги мастера платить не хочется (или в городе нет хорошего специалиста), лучше купить заводской споттер.
Он обладает большими возможностями и функционалом, чтобы качественно справиться с работой.
Для сотрудников СТО или мастеров, оказывающих коммерческие услуги по ремонту кузовов у себя в гараже, выбор тоже очевиден — только серийная модель споттера для профессионального использования. Никакие «самоделки» не выдержат серьезной нагрузки.
Характеристики споттеров, выпускаемых серийно
В отличие от самодельных споттеров, серийные версии обладают повышенной мощностью, благодаря которой можно быстрее выполнять процесс рихтовки кузова или сваривать более толстые заготовки.
Если бытовые самодельные модели часто не превышают показатель 1000 А, то серийные споттеры бывают 1500 А и выше.
Например, аппарат TELWIN DIGITAL CAR SPOTTER 5500/220 + ACC вырабатывает сварочный ток 4200 А и легко соединяет две заготовки толщиной 1.5+1.5 мм.
В комплекте с заводскими споттерами поставляются:
У некоторых версий есть сварочные клещи для контактной сварки, чтобы соединять пороги, сегменты днища автомобиля.
Управлять споттерами, выпускаемыми серийно легко, поскольку предусмотрены кнопки и световая подсветка включенных режимов. На модели FUBAG TS 3800 кнопки прорезинены и защищают сварщика от поражения электрическим током даже при пробое обмотки.
TELWIN DIGITAL PULLER 5500 и другие модели этого производителя наделены крупным ЖК дисплеем и синергетическим управлением. Сварщику достаточно указать толщину металла и оборудование само выставит оптимальный режим.
Все значения хорошо видны на экране и их можно корректировать вручную по желанию сварщика.
Некоторые заводские версии очень компактны, несмотря на вырабатываемую мощность, что позволяет легко перемещаться с ними по большой мастерской. Например FUBAG TS 2600, весит всего 14 кг. Есть серийные споттеры для работы с алюминиевыми частями кузова авто. Обычным оборудованием приварить торец обратного молотка к такому сплаву не получится, а FUBAG TS 7500 ALU справится с такой задачей.
Источник видео: Frenkitaly welding_experience
Методы работы со споттером
Споттером можно вытягивать вмятины на дверях, крыше, капоте, арках авто. Работа ведется одним из следующих способов.
Пуллером
Подходит для небольших вмятин-ямочек диаметром 20-30 мм с ровными краями. Опорное кольцо пуллера устанавливается вокруг вдавленного места, центральный стержень подводится к вогнутой поверхности и прихватывается. Затем нажатием на рычаг железо вытягивается. В случае пуллера достаточно одной-двух прихваток, чтобы устранить деформацию.
Обратным молотком
Метод подходит для вмятин с ровными краями диаметром 50-60 мм. Кончик молотка прихватывают к поврежденной поверхности и ударом груза вытягивают металл. Процесс повторяют многократно, переставляя кончик молотка, пока деформированное пятно не будет выровнено.
Пистолетом и обратным молотком через гребенку
Технология предназначена для исправления крупных повреждений кузова, длинных продольных вмятин. При помощи пистолета к поверхности вдоль линии вогнутости приваривают шайбы, гребенку. Их подцепляют переходником с 5-6 крюками. Воздействуют обратным молотком, сразу вытягивая обширную площадь. После этого участок дорабатывают точечными обратными ударами молотка или пулером.
Угольным электродом
Если при повреждении кузова образовались дополнительные ребра жесткости, вытянуть металл обратно до ровного состояния будет сложно. Сперва требуется устранить напряжение металла. Для этого в пистолет вставляют угольный электрод и разогревают место изгиба. После этого продолжают рихтовку вышеописанными способами.
Ответы на вопросы: rак сделать споттер своими руками Какое лучше сечение магнитопровода трансформатора для споттера?
Лучше всего железо сечением 40 мм кв. Используйте пластины электротехнической стали.
Плохо прилипает кончик электрода самодельного споттера, что делать?
Проверьте затянутость всех контактов, возможно, идут потери на сопротивление и нагрев. Измените вторичную обмотку трансформатора на более толстую, например 100-150 мм².
Из какого материала лучше выполнить стержень обратного молотка?
Лучше из меди. Она быстрее проводит ток, меньше будет потерь. Но, если медного стержня нет, можно и из малоуглеродистой стали.
Можно ли намотать обмотку трансформатора для споттера на П-образный сердечник, если нет Ш-образного?
Да. Главное, выбирать сечение железа не менее 40 мм². Конфигурация сердечника значения не имеет.
Какое сечение кабелей требуется для молотка и массы при самодельном споттере?
Для обратного молотка-пистолета хватит сечения 100 мм². На массу можно использовать более тонкий кабель сечением 70 мм².
Как реализовать схему включения-выключения?
Удобнее всего выполнить на симметричных тиристорах. Подойдет марка ТС.
Остались вопросы
Оставьте Ваши контактные данные и мы свяжемся с Вами в ближайшее время