Как покрыть хромом металл в домашних условиях

Как покрыть хромом металл в домашних условиях

Защитное хромированное покрытие, нанесенное на поверхность декоративных деталей автомобиля, со временем повреждается. Элементы теряют привлекательность и нуждаются в повторной покраске. Перед ее проведением, с поверхности окрашиваемых деталей, необходимо удалить поврежденный хромированный слой.

Как удалить хромированную поверхность

Перед автолюбителем, решившим перекрасить декоративные составляющие кузова, встает вопрос, как удалить хромированную поверхность быстро и с минимальными денежными затратами. Эффективно снять хромированное покрытие с поверхности детали можно:

  • Наждачной бумагой — метод не требует существенных финансовых вложений, но быстро удалить покрытие не удастся. Да и снять хромированный слой с рельефных элементов весьма трудная задача. А тонкая деталь может и сломаться во время очистки.
  • Пескоструйной обработкой можно снять хромированный налет с любой рельефной поверхности. Однако, используемое при такой обработке оборудование стоит дорого, приобретать его для перекраски одного автомобиля нерентабельно.
  • Химическими реактивами — соляная или серная кислота, каустическая сода или хлорное железо, растворенные в воде, вступают в реакцию с хромированным слоем и разъедают покрытие. Пластмассовый элемент остается нетронутым, а декоративное покрытие удаляется из всех выемок обрабатываемой поверхности.

Решили удалить хромированное напыление — выбирайте FeCl3

Наждачной бумагой — долго, пескоструйным аппаратом — дорого. А вот химический способ, при грамотном применении реактивов, позволит быстро и качественно снять покрытие с любой хромированной пластмассовой поверхности. Но какой из химических препаратов выбрать: кислоту, соду или хлорное железо. Специалисты по тюнингу рекомендуют использовать хлорид железа.

Как покрыть хромом металл в домашних условиях

Препарат превосходно вступает в реакцию с хромированным покрытием, продается в магазинах для радиолюбителей, стоит недорого. При правильном применении безопасен для человека и пластмассовых деталей.

Как снять хромированное покрытие хлорным железом

Перед тем, как снять хромированное покрытие самостоятельно, автовладельцу потребуется.

  1. Приобрести хлорид железа в магазине радиозапчастей. Количество покупаемого реагента зависит от размеров обрабатываемой поверхности. На два литра готового раствора потребуется полтора литра воды и 500 г химреактива.
  2. Подготовить емкость требуемого объема из термостойкой пластмассы. Металлическую тару лучше не использовать. Препарат начнет вступать реакцию с материалом емкости — химическая активность подготовленного раствора уменьшится.Как покрыть хромом металл в домашних условиях
  3. Надеть перчатки и респиратор. Процедуру подготовки рабочего раствора целесообразнее проводить на открытом воздухе. Образовавшиеся в результате реакции пары не повредят органам дыхания.
  4. Нагреть воду до температуры близкой к кипению.
  5. Вылить воду в емкость и засыпать в нее реагент. Важно: реактив засыпается в воду, а не заливается водой. По мере засыпания FeCl3 производить аккуратное перемешивание приготавливаемого раствора.Как покрыть хромом металл в домашних условиях
  6. Погрузить хромированные элементы в приготовленную жидкость. Чтобы снять тонкое напыление — хватит трех часов, чтобы удалить покрытия потолще — потребуются целые сутки.Как покрыть хромом металл в домашних условиях
  7. С помощью щетки удалить с поверхности деталей хлопья хромированного напыления.
  8. Промыть элементы проточной водой и высушить. После высыхания пластмассы приступить к покраске.Как покрыть хромом металл в домашних условиях

Как профессионалы очищают хромированные поверхности, а затем накосят краску рассказывается в видеоролике расположенном ниже.

Вода и хлорное железо — лучший способ снять хром с пластмассовой поверхности

Используя хлорное железо и обыкновенную воду, можно быстро, качественно, безопасно снять хромированное покрытие с любой пластмассовой поверхности. Приготовленная смесь сохраняет свою работоспособность длительное время, ее хватит для тюнинга нескольких автомобилей.

Как покрыть хромом металл в домашних условиях

Хромирование деталей своими руками в домашних условиях: технология, необходимое оборудование, советы

Хромирование своими руками в домашних условиях всегда пригодится не только автолюбителям, но и тем, кто хочет получить красивые предметы быта, покрыть уязвимые металлические поверхности и придать им эстетический вид, получить детали, визуально схожие с изготовленными из хрома.

Хромирование деталей в домашних условиях – процесс относительно несложный и не требующий дорогого специального оборудования, и осуществление хромирования своими руками под силу любому, кто хочет, и знает, как это сделать.

Назначение

Основная цель применения данной технологии состоит в создании декоративного покрытия. Помимо этого, хромирование обеспечивает защиту от воздействия реагентов и коррозии для металлических поверхностей, а также повышает прочность как металлических, так и пластиковых изделий. В домашних условиях обычно применяют декоративное хромирование.

Данная технология имеет обширное применение. Так хромирование используют для деталей транспортных средств, сантехники, элементов мебели и т. д.

Нужно учитывать, что данная обработка подходит для предметов из меди, латуни, никеля. Стальные и пластиковые детали требуют дополнительной обработки.

Основной мотив самостоятельного выполнения рассматриваемых работ состоит в экономии.

Хромирование в декоративных целях

Хромирование деталей своими руками весьма распространено. Это объясняется простотой его для самостоятельного осуществления и дешевизной ввиду отсутствия необходимости наличия дорогого оборудования.

Что такое хромирование?

Хромирование деталей заключается в нанесении специального покрытия на металлическую поверхность. Существует два основных метода:

  1. Насыщение поверхностных слоёв диффузионным методом. Максимальное число атомов хрома проникает внутрь металлической кристаллической решётки.
  2. Электролитический метод. Заключается в катодном осаждении хрома на стальную конструкцию под действием электрического тока.

Покрытие хромом проводится только на чистую подготовленную поверхность. Особенностью процесса является нанесение однородного слоя определённой толщины на конструкции различных форм. Покрытие может выполнять декоративную или защитную функцию.

Толщина образуемого слоя — от 0,075 до 0,25 мм. Твёрдость — 66–70 HRC. Поверхность имеет шероховатости и чем толще наносимое покрытие, тем больше дефектов. Поэтому после хромирования требуется полировка заготовок.

Технология предусматривает применение растворов:

  • с хромовым ангидридом;
  • с сульфатом или хлоридом хрома.

Методы

Хромирование в домашних условиях возможно осуществить по двум технологиям.

  • Первая — в специальном растворе.
  • Вторая технология состоит в напылении покрытия с применением гальванической кисти.

Названные способы хромирования деталей значительно отличаются друг от друга с точки зрения осуществления. Так, напыление более трудоемко ввиду того, что поверхность необходимо обрабатывать вручную, однако оно имеет значительные преимущества перед жидким хромированием:

  1. Оно позволяет контролировать толщину покрытия.
  2. Такая технология подходит для обработки предметов любых размеров.
  3. Возможна визуальная оценка качества покрытия.
  4. Для данного метода обработки можно не демонтировать деталь.

Самодельное устройство для хромирования

Самостоятельно провести хромирование деталей жидким методом проще, однако предельные размеры обрабатываемого предмета определяются величиной используемой емкости. Поэтому данный способ обычно используют для хромирования небольших деталей.

Технология хромирования деталей

Существуют следующие виды хромирования:

  1. В электролитической среде. Атомы Cr осаждаются на токопроводящие наружные слои металла. Реакция протекает при подаче напряжения на электроды. Образуемый слой отличается стойкостью к химически активным средам и механическим воздействиям.
  2. Химическое хромирование. Это восстановительная реакция хрома из солевого раствора в присутствии реагентов. Наличие фосфора позволяет избавиться от серого оттенка на металле. Метод требует обязательного использования защитной экипировки.
  3. Декоративное хромирование с применением гальванической кисти. Метод простой и не требует наличия опыта проведения подобных работ. Контроль толщины происходит одновременно с процедурой нанесения хромового покрытия.

Оборудование и материалы для хромирования своими руками

Чтобы выполнить хромирование деталей необходимо найти нежилое помещение с эффективной вытяжной вентиляцией, например такое, как гараж. В летний период можно проводить работы на открытом пространстве с навесом или крышей.

Необходимы средства индивидуальной защиты, а именно респиратор, плотные прорезиненные перчатки и защитные очки. Также желательно наличие прорезиненного фактора.

Потребность в наличии таких средств защиты обусловлена токсичностью образующихся в процессе хромирования испарений ввиду содержания в них кислотных паров. Это также определяет необходимость предусмотреть утилизацию остаточных продуктов.

К тому же в зависимости от выбранной технологии потребуется специализированное оборудование.

Для хромирования своими руками жидким методом оно представлено:

  • нагревательным элементом (подойдет ТЭН);
  • анодом пластинчатого или стержневого типа обычно из свинцово-сурьмяного сплава 93:7, реже из свинца;
  • катодом в форме зажима для фиксации на обрабатываемом предмете;
  • кислотоустойчивым термометром либо терморегулятором (требует соответствующей электронной схемы);
  • кронштейном для удерживания предмета навесу;
  • источником постоянного тока с регулировкой выходного напряжения, в качестве которой может служить реостат (от 18 А для 3 л);
  • проводами (сечение выбирают на основе максимальной силы тока, но не менее 2,5 мм2).

Самодельный аппарат для хромирования

Основным инструментом для технологии напыления является гальваническая кисть. В домашних условиях применяют самодельные устройства. Это объясняется, прежде всего, очень высокой стоимостью промышленных аналогов. К тому же для них необходимы фирменные реактивы.

Для изготовления кисти потребуется:

  • щетина;
  • прозрачный цилиндр из стекла, пластика, полиэтилена либо пропилена произвольного размера;
  • свинцовый провод;
  • крышка с заливным отверстием и вклеенным металлическим контактом;
  • свинцовая обмотка;
  • источник питания мощностью до 1 кВт;
  • выпрямитель тока в виде 12 В 50 А стабилизатора, который может быть представлен, например, трансформатором или аккумуляторным зарядным устройством;
  • термометр для жидкостей с диапазоном 100°С;
  • устройство подогрева электролита, например, внешний подогреватель для стеклянной ванночки либо ТЭН с керамической кислотной защитой (не обязательно, но способствует ускорению работ).
Читайте также:  С какой целью производится нормализация стальных конструкций

Обмотанную свинцовым проводом щетину нужно поместить в цилиндр. Сверху его закрывают крышкой с заливным отверстием и вклеенным металлическим контактом. К последнему припаивают свинцовую обмотку. В находящейся над щетиной пенопластовой мембране проделывают мелкие сквозные отверстия. Выпрямитель тока устанавливают плюсом к контакту крышки и минусом к обрабатываемому предмету.

Принцип функционирования такого устройства состоит в том, что наполняющий цилиндр электролит просачивается на щетину через мембрану. Нанесение на обрабатываемую поверхность осуществляется движением щетины.

Наконец, в любом случае требуется компрессор либо пылесос для удаления с рабочей поверхности пыли.

Оборудование

Начиная работу, мастер должен иметь под рукой все необходимые материалы и оборудование. К ним относятся:

  • стеклянные ёмкости;
  • теплоизоляционные изделия;
  • стеклоткань;
  • пластиковое ведро или таз;
  • деревянный короб;
  • «крокодилы»;
  • ТЭН;
  • закрепитель для деталей;
  • аноды: стержневой и пластинчатый.

Закончив с подготовительным этапом, мастер может начинать приготовление смеси – электролита.

Домашняя гальваническая установка

Приготовление электролита

Отдельно следует рассмотреть технологию изготовления электролита. Для этого требуется хромовый ангидрид и серная кислота с показателем удельной плотности 1,84 г/см3. Количество данных веществ должно составлять на литр 250 г для первого и 2,5 г для второго.

Если не предполагаются внешние воздействия на обрабатываемые предметы, возможна концентрация на литр 400 г CrO3 и 4 г H2SO4. Помимо этого нужна дистиллированная, либо кипяченая и отстоявшаяся вода. Также понадобится три емкости различного размера.

Они могут быть представлены стеклянной банкой, кастрюлей и утепленной стекловатой или пенопластом коробкой с влагостойкой крышкой. Наконец, нужен термометр.

Водой при 60°С наполняют банку до половины или чуть больше. Сначала засыпают хромовый ангидрид и размешивают до растворения. Далее добавляют серную кислоту, при необходимости долив воду.

После этого следует определить содержание хромового ангидрида путем проверки плотности раствора ареометром. Банка с ним помещена в наполненную водой кастрюлю с кипятильником, а кастрюля установлена в коробке. Затем данную смесь выдерживают под током на протяжении 3,5 ч.

Мощность его рассчитывают на основе соотношения 6,5 А/1 л. По этой формуле с учетом требуемого количества электролита выбирают источник тока либо наоборот на основе мощности имеющегося устройства готовят определенное количество раствора.

По завершении выдержки электролит должен обрести темно-коричневую окраску. Затем его оставляют в прохладном месте на сутки.

Основные дефекты и удаление некачественного хромового покрытия

Получение бракованного покрытия не должно пугать начинающего гальваника. Некачественный слой хрома можно снять в растворе соляной кислоты (100-200 г/л). После этого детали промываются в воде, а процесс хромирования можно повторить.

Чаще всего встречается несколько основных дефектов:

  1. Отслаивание хромовой пленки. Главной причиной является плохая адгезия (сцепляемость) из-за недостаточного обезжиривания. После снятия покрытия поверхность заново очищается и активируется.
  2. Наросты (дендриты) хрома на острых краях и углах. Этот дефект свидетельствует о высокой плотности тока на острых гранях. Если можно, края лучше закруглить или установить экраны в проблемных зонах.
  3. Матовое покрытие. Чтобы добиться блеска, необходимо повысить температуру раствора, снизить силу тока или добавить хромовый ангидрид.

Подготовительные работы

Перед хромированием обрабатываемую поверхность необходимо подготовить путем удаления декоративного покрытия (лака, краски), коррозии, загрязнений способом зачистки наждачной бумагой либо шлифовальной машиной. В случае ненадлежащего качества осуществления данных работ возможно образование раковин на хромовом покрытии.

В завершение рабочие поверхности обезжиривают. Причем считается, что вещества, традиционно используемые в качестве растворителей, такие как бензин и уайт-спирит, не подходят для данной цели.

Поэтому рекомендуется применять специальный раствор, который может быть сделан самостоятельно. Для этого на 1 л воды нужно растворить 150 г едкого натра, 50 г кальцинированной соды, 5 г силикатного клея.

Данную смесь нагревают до 80 — 90°С и выдерживают на протяжении 20 минут в ней обрабатываемый предмет (45 — 60 минут в случае сложного рельефа поверхности).

Кроме того, объем подготовительных работ определяется материалом. Так, для непосредственной обработки, как упоминалось, подходят детали из меди, латуни, никеля. Стальные предметы необходимо предварительно покрыть данными металлами.

Пластиковые поверхности обрабатывают графитосодержащим лаком либо графитным порошком и электролитическим способом при 0,7 А/дм2 наносят медь.

Приготовление электролита осуществляют путем растворения на литр воды 150 г концентрированной серной кислоты, 35 г сульфата меди, 10 г этилового спирта. После обработки предмет моют и сушат.

Наконец, стальные и чугунные поверхности непосредственно перед началом хромирования подвергают декапированию на протяжении до 1,5 минут при плотности тока 24 — 40 А/дм2 в соляной кислоте.

Зачем нужно хромирование?

Процесс хромирования проводится для следующих целей:

  1. Защиты металлов от коррозии, резких перепадов температуры.
  2. Восстановления поверхности металла. Возможно повышение срока эксплуатации конструкций, при условии износа поверхности на глубину до 1 мм.
  3. Повышения износостойкости. Хромовое покрытие способно стойко переносить трение, механические воздействия, температурные расширения. Позволяет защищать основной металл от негативных внешних факторов.
  4. Улучшения отражающих свойств. Хромированный слой обладает отражающими свойствами. Применяется в осветительных приборах для улучшения видимости корпусных элементов или знаков.

Увеличение защитных качеств ( Instagram / chrome_fusiontech)

Осуществление

В случае использования технологии жидкого хромирования работы начинают с нагрева электролита до 52±2°С. После анода в него помещают обрабатываемый предмет и ожидают его нагрева до той же температуры. Необходимо учитывать, что равномерность покрытия определяется правильностью расположения предмета и анода.

После этого прикрепляют катод и подают ток (оптимальная плотность — 50 — 55 А/дм2), выдерживая деталь так на протяжении от 20 минут (время выдержки определяется визуально в зависимости от особенностей предмета и может составлять 2 — 3 часа).

В любом случае толщина покрытия определяется плотностью тока и продолжительностью выдержки.

  • Деталь, восстановленная хромированием в домашних условиях
  • По завершении предмет моют и помещают в сушильный шкаф на 2,5 — 3 часа с целью повышения сцепления покрытия с поверхностью и его твердости.
  • При первом выполнении хромирования желательно предварительно обработать опытный образец.

Где применяется (назначение покрытия хромом)

  1. В промышленности многие изделия часто работают на износ, например, пресс-формы или поршневые цилиндры. Их изготавливают из углеродистой стали или нержавейки. Без покрытия такие пресс-формы быстро изнашиваются и подлежат замене.

    При покрытии их твердым хромом, срок службы возрастает более, чем в 3 раза.

  2. Металлический хром является пищевым покрытием. Это значит, он не вступает в реакции с пищей, не вызывает аллергии при контакте с кожей и слизистыми оболочками людей и животных.

    Поэтому им постоянно покрывают хирургические инструменты (скальпели) и детали механизмов, контактирующие с пищей.

  3. Хром устойчив в вакууме. Им покрывают детали космических кораблей.

  4. Хром термоустойчив, применяется для изделий, постоянно работающих с высокими температурами.

Существует еще множество назначений этого покрытия.

Возможные дефекты

Несоблюдение технологии ведет к образованию различных дефектов хромового слоя. Во избежание этого необходимо знать основные причины:

  • несоблюдение температурного режима;
  • неправильные концентрации элементов раствора;
  • некачественная подготовка рабочей поверхности;
  • нарушение параметров подачи тока;
  • наличие посторонних частиц и примесей.

Вследствие названных причин проявляются такие дефекты, как слабый блеск либо его отсутствие, питтинг, хрупкий осадок, шероховатость, набросы, вуаль, шероховатые и темные пятна, подгар, отслаивание, трещины, полосы, пузыри, шелушение, отсутствующие фрагменты, темно-серый цвет, низкие скорость осаждения и рассеивающая способность электролита, черная или коричневая пленка на анодах.

Подготовка поверхности

Перед началом обработки поверхность каждой детали необходимо подготовить. Для этого нужно выполнить следующие операции:

  • с поверхности детали удаляются пыль, грязь и ржавчина;
  • область воздействия тщательно вымывается и высушивается;
  • поверхность обезжиривается с помощью бензина.

Проигнорировав одно из вышеперечисленных действий, мастер рискует получить плохой результат. Нанесение будет некачественным, а поверхность непривлекательной.

Подготовка поверхности элемента кузова к хромированию

Термическое напыление хромовых покрытий

Содержание:

1. Альтернативы гальваническому хромированию.2. Термическое напыление хрома.3. Химическое осаждение из паровой фазы (CVD).4. Физическое осаждение из паровой фазы (PVD).

1. Альтернативы гальваническому хромированию.

Превосходная износостойкость определяет использование гальванического хромового покрытия в авиакосмической и автомобильной промышленности. Твердый хром используется для защиты поверхности от абразивного износа и для восстановления изношенных деталей до первоначального размера и формы.

  • Технология нанесения покрытия из электролита с содержанием шестивалентного хрома применялась в течении последних 120 лет.
  • Однако токсичность хрома и хромсодержащих отходов стали причиной разработки новых технологий его нанесения.
  • Наиболее приемлемыми решениями проблемы является:
  • термическое напыление;
  • химическое осаждение из паровой фазы (CVD);
  • физическое осаждение из паровой фазы (PVD).Рассмотрим эти варианты подробнее.

2. Термическое напыление хрома.

  1. Общая технология описана на рисунке 1.
  2. Рисунок 1 — Схематичное изображение термического напыления.

Главный физический принцип всех методов термического напыления хрома – испарение нагретого материала и его конденсация на подложке.В общем технология достаточно проста – нагревание материала и направление на покрываемую поверхность.

Основная проблема — покрытие сложного профиля поверхности или труднодоступных мест, как например, внутренняя часть глухой трубы с малым диаметром. Температура частиц хрома зависит от конкретного метода напыления.

Методы термического напыления хрома:

  • Пламенное термическое;
  • Детонационное (D-gun);
  • Высокоскоростное (HVOF);
  • Плазменное;
  • Электродуговое;
  • Холодное газовое;

Пламенное, плазменное, электродуговое и высокоскоростное напыление основано на принципе подачи материала в виде порошка к источнику тепла (плазма, пламя, электрическая дуга), моментальном его плавлении и направлении к покрывающейся поверхности.

  • Пламенное напыление хрома применяется как недорогая металлизация с минимальными требованиями к защитным характеристикам покрытия. После осаждения хрома на поверхности на поверхности естественным путем образуется слой оксидов (окалина). При этом адгезия покрытия к основе составляет всего 10 МПа. Из плюсов метода возможно выделить только его малую стоимость.
  • При детонационном напылении кинетическая энергия направленного взрыва используется для перемещения порошкообразного хрома на покрываемую поверхность. Покрытие обладает отличной адгезией к материалу-основе. Метод рекомендуется для изделий, к которым предъявляются высокие требование по износостойкости.
  • Высокоскоростное напыление позволяет получить плотный осадок хрома с пористость менее 1%, что минимизирует вероятность коррозии изделия. Покрытие обладает хорошей адгезией к материалу основе. Отличительной особенностью метода является возможность формировать покрытия с минимальными внутренними напряжениями. Поэтому методом высокоскоростного напыления можно получать толстые хромовые покрытия. Цена хромирования при этом в 3 раза выше по сравнению с твердым гальваническим хромом, но и срок службы в 5 раз дольше.
  • Плазменное напыление используется для создания защитного барьерного слоя с низкой теплопроводностью. Оно также активно используется для восстановления размеров изношенных изделий.
  • Электродуговое напыление позволяет получить продукт с хорошей коррозионной стойкостью и износостойкостью. Метод характеризуется высокой производительностью.
  • Холодное газовое напыление применяют, когда недопустимо использовать расплавленные металлические частицы. В этом случае частицы немного нагревают и пускают со сверхзвуковым газовым потоком на покрываемую поверхность. При соударении частиц с поверхностью происходит их пластическая деформация. Образованная при этом кинетическая энергия преобразуется в тепло, обеспечивая образования плотного слоя осадка хрома.

Анализ всех методов показывает преимущества и недостатки каждого, что позволяет выбрать технологию в качестве замены гальваники, в зависимости от требований к параметрам покрытия:

Метод напыления Форма добавки Температура источника Скорость частиц, м/с Мдгезия, МПа Материал добавки (кроме хрома) Свойства покрытия Применение
Пламенное Порошок, проволока 2700-3200 50-100 7-18 Металлы, сплавы, пластик Высокая пористость и образование оксидов на поверхности Стандартная металлизация с низкими требованиями по качеству
Детонационное Порошок 4000-6000 Более 1000 82 Металлы, сплавы, металлокерамика Высокая твердость, оксиды на поверхности, низкая пористость Износостойкость
Высокоскоростное Порошок 2800-5200 200-1200 60-90 Металлы, сплавы, металлокерамика Высокая плотность, отличная адгезия Износостойкость, коррозионная стойкость
Плазменное Порошок 12000-20000 100-800 68 Керамика Высокая пористость Тепловой барьер, покрытие изоляторов
Электродуговое Проволока 4000-8000 50-300 10-40 Металлы, сплавы, металлокерамика Большая толщина, высокая плотность Износостойкость, восстановление изделий
Холодное газовое Порошок Менее 900 500-1500 Мягкие металлы и их сплавы Большая толщина, малое содержание оксидов на поверхности Коррозионная стойкость, электропроводящее покрытие

3. Химическое осаждение из паровой фазы (CVD).

Метод позволяет получить высокочистый хром на поверхности изделия. Осаждение покрытия происходит при температуре выше 1000˚С. Из-за этого покрывать можно только изделия из твердых сплавов или керамики с высокой жаростойкостью.

Суть процесса: при сжигании газовой смеси происходит ее разложение на активные радикалы, ионы и электроны. Радикалы и ионы поступают на покрываемую поверхность, вступают в реакцию и образуют поликристаллическую или аморфную структуру. Регулируя состав горючей смеси и температуру процесса, возможно задать требуемые характеристики покрытия.

Уникальная технология плазмохимического осаждения (PECVD) позволила получать аморфные и поликлисталлические пленки хрома на поверхности изделия при температуре процесса ниже, чем в процессе простого химического осаждения из паровой фазы (CVD).

Уникальность покрытия состоит так же в том, что возможно получить покрытие – «бутерброд», каждый слой которого будет иметь разные характеристики. Например, нижний слой покрытия будет иметь твердость 5 ГПа, а верхний – колоссальные 35 ГПа.

Недостатком метода является его высокая стоимость.

4. Физическое осаждение из паровой фазы (PVD).

PVD – это вакуумное напыление. Покрытие наносится под высоким давлением в вакууме посредством бомбардировки ионами. По сути, хром просто конденсируется на поверхности изделия, образуя покрытие. Вакуум позволяет снизить рабочую температуру процесса.

Покрытие относительно дешево. Широко используется в мире для придания декоративного внешнего вида часам, футлярам, иглам и пр.

Хромирование пластика: химическое хромирование деталей своими руками в домашних условиях и какая лучшая краска для этого

  • Профилактика
  • Царапины и тусклость
  • Ржавчина
  • Восстановление хромированных деталей
  • Краска поверх хрома
  • Заключение

Профилактика Царапины и тусклость Хромированные детали придают машине особенный вид.

На солнце они блестят, в пасмурную погоду отражают, как зеркало. Именно отражательная способность хрома требует постоянного поддержания. Хорошо обращаться с машиной недостаточно, поскольку такая поверхность легко покрывается мелкими царапинами и тускнеет со временем.

Вопреки расхожему мнению, ржавеет хром ничуть не хуже, чем обычный металл. Поэтому уход за хромированными деталями крайне важен. Обратите внимание на процесс мытья машины. Желательно использовать мыльную теплую воду.

Протирать нужно мягкой тряпочкой или мягкой поролоновой губкой.

Как хромировать пластмассу своими руками?

Слой электролита должен быть достаточным, чтобы нанесенное покрытие сохранилось на максимально возможный период времени. Во время работы отслеживаем наличие в кисточке электролита и если нужно, добавляем состав снова.

Обратите внимание! Рекомендуется делать, по крайней мере, тридцать прохождений кистью по каждому месту поверхности. По окончании нанесения электролита, поверхности промываем под проточной водой.

Затем даем деталям просохнуть. Уже сухие поверхности натираем кусочком материи до состояния блеска. Полезные советы

  1. В некоторых случаях выполнить хромирование своими руками не представляется возможным, и тогда можно выбрать альтернативный способ придания детали эффектного вида — никелирование.
  2. Хромирование позволяет отражать свет Солнца, но со временем это свойство обработанной поверхности утрачивается.

Хромирование пластика: этапы работы

На первом этапе проводят подготовку детали. Ее обрабатывают обезжиривающим раствором, который готовят из следующих компонентов:

  Как сделать межкомнатную арку из фанеры

  • кальцинированной соды;
  • едкого натрия;
  • силикатного клея.

Ингредиенты смешивают в равных долях и разводят водой, после чего ставят на огонь и доводят до кипения. Когда раствор будет готов, в нее опускают деталь, которую предстоит хромировать.

После того, как деталь будет обезжирена, приступают к следующему этапу – хромированию. Это можно делать с помощью гальванической ванны или специальной кисти. Каждый выбирает тот метод, который считает наиболее удобным.

Хромирование при помощи кисти

Кисть можно изготовить своими руками. Потребуется полая трубка, сделанная из оргстекла. На один ее конец фиксируется щетина, которую можно сделать из пучка медной неизолированной проволоки. Кисть обматывают тонким проводом из свинца.

Кисть и деталь подключают к аккумулятору. В качестве источника питания может выступить трансформатор, тогда кисть соединяют с ним диодом, при этом анод идет к обмотке трансформатора, а катод подсоединяют к детали.

Для аккумулятора диод не пригодится.

Далее на деталь кистью наносят реагент, который перед работой вливают в стеклянную ручку кисти. Процедуру проводят аккуратно, плавными движениями, нужно следить, чтобы раствор ложился равномерно. В кисть постоянно подливают раствор. Вещество наносят в несколько слоев. Каждый участок обрабатывается до 35 раз. В итоге покрытие должно представлять собой толстый равномерный слой.

Хромирование с помощью гальванической ванны

Если хромирование пластика будет проводиться в гальванической ванне, электролит нагревают до 60 градусов и настаивают около трех часов. В емкость опускают анод, а к трансформатору подключают катод. Затем в ванную опускают деталь. Ее нужно подвешивать на кронштейн, чтобы предмет ни в коем случае не касался стенок ванны, дабы не повредить равномерность нанесения вещества.

Восстановление хромированных деталей в домашних условиях

Но даже самый качественный хром со временем может получить различного рода повреждения:

  • царапины, мелкие шероховатости;
  • микротрещины;
  • помутнение, потеря изначального блеска;
  • образование налета, желтизна;
  • появление очагов коррозии.

К повреждениям хромированных элементов, которые поддаются восстановления в домашних условиях, не относятся: отслаивание верхнего слоя покрытия либо хрома вместе с никилеевой подложкой, отсутствие хрома на углубленных участках изделия или вокруг отверстий.

Такого рода дефекты являются заводским браком, возникающим вследствие нарушения технологии или использования некачественных реагентов. Для восстановления таких деталей автомобиля потребуется полное удаление старого покрытия и нанесение нового слоя хрома.

Несмотря на трудоемкость и затратность процесса, хромирование своими руками – вполне осуществимая задача.

Методика хромирования металла своими руками

Тому, кто собирается освоить хромирование металла в бытовых условиях, в первую очередь необходимо четко усвоить, что этот химический процесс связан с применением особо токсичных веществ, опасных для здоровья и наносящих вред природной среде. Поэтому ни о какой гальванике в домашних условиях не может быть и речи.

Для хромирования необходимо подобрать нежилое помещение и по возможности оборудовать его хотя бы какой-нибудь вентиляцией. Также стоит заранее позаботиться об утилизации отработанного раствора и промывочной воды.

Все работы следует выполнять в спецодежде и с применением средств индивидуальной защиты, используемых на химпроизводствах.

Оборудование для хромирования металла достаточно несложно изготовить самому. В большинстве случаев в его состав входят:

  • стеклянная или пластиковая емкость;
  • теплоизоляция и герметичная крышка рабочей емкости;
  • нагревательный элемент с терморегулятором;
  • источник питания мощностью 1 кВт и напряжением 10÷12 В;
  • свинцовый анод с клеммой;
  • приспособление для подвешивания и зажим для крепления детали с клеммой;
  • емкости для травления и промывки, провода, подставка и прочее второстепенное оборудование.

Компоновка такого комплекта для хромирования зависит от размеров и особенностей входящих в него элементов и делается «на глазок», с дополнениями и изменениями по ходу изготовления.

О токовых режимах лучше заранее почитать в специализированных изданиях или пообщаться со знающими людьми на профильных форумах. Там же можно обсудить вопрос влияния хрома на свойства стали и других металлов, т. к.

у хромированной детали несколько изменятся механические характеристики.

Подготовка поверхности к хромированию

Подготовка металла к хромированию ничем не отличается от приготовлений к любому другому гальваническому процессу. В первую очередь необходимо убрать остатки покрытий и ржавчину с хромированной поверхности. Первое выполняется с помощью металлических щеток и наждачной бумаги или же (если есть такая возможность) абразивоструйной обработкой.

Для удаления ржавчины с металла можно также использовать механические методы, но лучше воспользоваться ортофосфорной кислотой. Хромирование алюминия и его сплавов требует особого подхода к предварительной обработке поверхности этих металлов, т. к. на них всегда присутствует устойчивая оксидная пленка.

Последовательность их подготовки к гальванике выглядит так:

  1. Промывка всей поверхности металла в бензине.
  2. Удаление следов бензина в горячей мыльной воде.
  3. Травление в смеси азотной и плавиковой кислот (соотношение пять к одному).
  4. Ополаскивание в холодной воде.
  5. Помещение изделия в гальваническую ванну.

Все операции следует выполнять в непрерывной последовательности, а погружать металл в электролит нужно под током.

Приготовление электролита

Основными компонентами всех электролитов для хромирования металлов являются хромовый ангидрид и серная кислота. В промышленных гальванических растворах применяют различные добавки, но для домашнего мастера на первое время достаточно этих двух.

При приготовлении электролита сначала в воде разводится серная кислота из расчета 1.5–2.5 г/л, а затем добавляется хромовый ангидрид в количестве 150–250 г/л. Точную пропорцию можно подобрать только экспериментально, оценивая результат хромирования поверхности металла (см.

также ниже о возможных дефектах).

Восстановление хромированных деталей автомобиля

Рассмотрим поэтапно восстановление всех видов повреждений. Удаление коррозии Хром хорошо защищает металлические поверхности от ржавления, но и сам подвержен коррозии.

  • смесь пищевой соды, порошкового очистителя для газовых плит и теплой воды. Для приготовления разведите в пропорции 1:1 соду и порошок, а затем добавьте воды, перемешивая до пастообразного состояния;
  • в качестве заменителя пищевой соды можно использовать лимонную кислоту и обычную соль в пропорции 1:1.

Процесс хромирования пластика

Прежде чем приступить к обработке детали, её нужно обезжирить. Для этого необходимо приготовить специальный раствор: в равных долях смешать кальцинированную соду, едкий натрий и силикатный клей, полученную смесь растворить в воде и довести до кипения, после чего погрузить в неё деталь.

Результат хромирования пластика

Существует два основных метода хромирования пластика дома:

  • с помощью гальванической ванны;
  • с помощью специальной кисти.

Как восстановить блеск хромированных деталей авто

С небольшими очагами коррозии справится Кока-Кола;

  • WD-40 (в простонародье называемая “вэдешкой”);
  • специализированные очистители для хрома. К примеру, Soft99 Chrome Cleaner или средство от Doctor Wax (DW8317), “Очиститель хрома” от GRASS и т.д.

Производители средств заверяют, что состав их химических реактивов и мелкий абразив способны не только снять окислы и помутнения, но и создать защитную пленку. Так вы сможете защитить детали от дальнейшего разрушения.

Порядок действий Для очистки хромированных деталей часто используется фольга или металловата (стальная вата), за неимением можно использовать обычную губку.

Технология гальванических ванн

подготовительный процесс. Предварительно металл нужно зачистить, удалив с поверхности остатки старой краски, ржавчины, грязи

Отдельное внимание стоит уделить обезжириванию (качественная металлизация невозможна после удаления отложений жира обычным разбавителем или ацетоном). Пропорция смешиваемых реагентов для электролита зависит от площади и состава покрываемой детали; поместите катод (металл на который подается «–») в готовый электролит (t±52º)

После того как температура детали и электролита выровняется, подайте напряжение; обработка деталей занимает не менее 20-ти минут. Показатель варьируется в зависимости от качества очистки детали, рельефности и прочих факторов; хромированные элементы требуют осушки (минимум 2,5 часа). На протяжении всего процесса к элементу нельзя прикасаться.

Тонкости процесса

Металлизация должна происходить в хорошо проветриваемом помещении (в идеале: принудительная вентиляция вытяжной системой). Испарения в процессе хромирования чрезвычайно вредны для человеческого здоровья. Приступать к приготовлению электролита и обработке деталей можно только в респираторе, защитных очках, прочных прорезиненых рукавицах и фартуке.

В случаи, если вы не имели раньше дела с управлением химическими процессами, первый опыт вряд ли увенчается успехом. Возможен неравномерный блеск детали, отсутствие блеска, коричневые пятна, образование раковин, отслоение и прочие дефекты. Испытания процесса на опытном образце поможет вам скорректировать возможные погрешности.

  Почему со временем проступают желтые пятна на обоях

Хромировать таким методом можно не только металл, но и пластик. Металлизация диэлектриков требует внесения некоторых поправок в технологию.

Уделите большое внимание правильной утилизации «отработки»

Возможные дефекты и их причины

  1. Хром не оседает на заготовке. Причина может заключаться в слабом контакте, пленке окислов или маленьком расстоянии между электродами. Процесс нарушается из-за неверно подобранного сечения проводников, избытка серной кислоты, малой плотности тока или слишком горячего электролита.

  2. Блеск поверхности отсутствует или неравномерный (с потемнениями и пятнами). Не соблюден температурный режим электролита и концентрация реактивов. Превышена сила тока.
  3. Наблюдаются наросты металлического хрома на углах предмета. Плотность тока выше рекомендованной.
  4. Дефекты (раковины) на хромировке.

    Плохая очистка. Избыточный ток, задержка водорода.

  5. Отслоение покрытия. Некачественное обезжиривание, скачки напряжения, плотности тока или температуры.

Украсить пластик слоем хрома в домашней мастерской не сложнее, чем металл.

Залогом блестящего результата станет доскональное соблюдение правил безопасности и внимание к деталям технологического процесса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector