Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.

Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.

Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.

Консистентная смазка, что это такое?

Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.

Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристикиКонсистентная смазка под микроскопом

До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.

Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.

В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.

При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики
Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики
Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.

Свойства пластичных смазок

Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.

Главный параметр – температура каплепадения

Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.

Любое масло при нагреве меняет вязкость: проще говоря, становится более жидким. Обратная сторона медали: высокотемпературная консистентная смазка может оказаться слишком густой в зимних условиях, и на проворачивание механизма придется затрачивать больше усилий.

Эффективная вязкость

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности. Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах.

Пенетрация

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики
Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).

А такие компании, как Liqui Moly, выпускают консистентную смазку в основном для розничной торговли.

Виды консистентных смазок

  1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
  2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C).

    Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.

  3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
  4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами.

    Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты  резиновых уплотнителей.

  5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.

  6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.

  7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

Универсальная консистентная смазка

На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.

Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.

Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:

  • индустриальные (для механических агрегатов и транспорта) Например, солидол;
  • медицинские (они же пищевые);
  • специальные (для измерительных приборов, бытовой и офисной техники).

Источник: https://prosmazku.ru/prochie-smazki/konsistentnaya-smazka

Консистентные смазки для автомобиля – типы, характеристики, назначение

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Наряду с использованием жидких масел, которые крайне важны для обеспечения нормальной работы двигателя и других агрегатов автомобиля, применяются также так называемые пластичные или, как их ещё называют, консистентные смазки.

Наряду с использованием жидких масел, которые крайне важны для обеспечения нормальной работы двигателя и других агрегатов автомобиля, применяются также так называемые пластичные или, как их ещё называют, консистентные смазки.

Они представляют собой достаточно густые составы, которые используются в тех узлах трения и механизмах, где жидкое масло не удерживается или отсутствует возможность непрерывного пополнения его запаса.

Это могут быть подшипники, рычажные или шарниры конструкции, цепные, червячные и другие виды передач, множество других узлов авто.

Отличия консистентных смазок от жидких

Пластичные составы отлично удерживаются на вертикальных деталях, никогда не удаляются из мест трения, способны осуществлять герметизацию смазываемого узла, препятствуя проникновению агрессивных жидкостей или различных абразивных частиц, таких как, например, пыль или грязь.

При использовании пластичных смазок снижается коэффициент трения, значительно увеличивается скольжение деталей, формируется устойчивая антикоррозийная плёнка, эффективно отводится тепло, что особенно актуально при использовании консистентной смазки для подшипников.

При этом они снижают износ, и препятствуют задирам, заеданиям и возможным заклиниваниям поверхностей трения, тем самым обеспечивая нормальную работу механизмов.

Состав консистентных смазок, купить которые можно на авторынке, лучше всего рассмотреть на схеме, представленной ниже.

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Как можно видеть, пластичные составы состоят из базовой основы, которая может быть как минеральной, так и полностью синтетической, специальных загустителей и присадок, определяющих основное назначение того или иного вида смазки.

Загустители представляют собой мыла или твёрдые углеводороды. В составах они могут быть продуктами как органического, так и неорганического происхождения.

Все они выполняют задачу обеспечения пластичности материала, который в нерабочей фазе густеет и ведёт себя как твёрдое тело, а во время нагрузки превращается в вязкую жидкость.

  • Смазка консистентная: типы, свойства и характеристикиДля увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.Артикул:121885Объем:50 млРекоменд. цена:980 руб.

Основные характеристики консистентных смазок

  • Прочность
  • Загуститель образует своеобразную структуру, которая благодаря имеющейся прочности хорошо удерживается на деталях, расположенных наклонно или вертикально.
  • Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Существует зависимость, что чем ниже прочность, тем материал мягче. Причём слишком малый предел делает материал текучим, а слишком высокий – препятствует её подачи к трущимся деталям.

  1. Вязкость
  2. Важная характеристика пластичных материалов, которая является величиной непостоянной, и определяет поведение их в местах трения при переходе в жидкое состояние.
  3. Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Вязкость материала зависит от того насколько быстро происходит деформация. При высоких степенях деформации вязкость смазки снижается.

  • Механическая стабильность
  • Характеристика, определяющая способность материала сохранять свои свойства после снятия нагрузки.
  • Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики
  • Важно учитывать тот факт, что нестабильные пластичные материалы не следует использовать в узлах, где отсутствует герметичность.
  • Если есть необходимость купить консистентную смазку, то важно учитывать и другие её характеристики, такие как химическую стойкость, степень адгезии, водостойкость, морозоустойчивость, термическую стабильность.
  • Смазка консистентная: типы, свойства и характеристикиДля увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.Артикул:121892Объем:200 млРекоменд. цена:530 руб.

Классификация пластичных смазок

Действующий межгосударственный стандарт классифицирует смазки по назначению и сферам применения.

Подгруппа Индекс Область применения
Антифрикционные
Общего назначения для обычных температур С Узлы трения с рабочей температурой до 70ºС
Общего назначения для повышенных температур О Узлы трения с рабочей температурой до 110ºС
Многоцелевые М Узлы трения с рабочей температурой –30…+130ºС в условиях повышенной влажности среды; в достаточно мощных механизмах сохраняют работоспособность до –40ºС
Термостойкие Ж Узлы трения с рабочей температурой ≥150ºС
Морозостойкие Н Узлы трения с рабочей температурой ≤–40ºС
Противозадирные и противоизносные И Подшипники качения при контактных напряжениях более 250 кПа и подшипники скольжения при удельных нагрузках ≥15 кПа
Химически стойкие Х Узлы трения, имеющие контакт с агрессивными средами
Приборные П Узлы трения приборов и точных механизмов
Редукторные Т Зубчатые и винтовые передачи всех видов
Приработочные пасты Д Сопряжение поверхности с целью облегчения сборки, предотвращения задиров и ускорения приработки
Узкоспециализированные (отраслевые) У Узлы трения, смазки для которых должны удовлетворять дополнительным требованиям, не предусмотренным в вышеперечисленных подгруппах (прокачиваемость, эмульгируемость, искрогашение и т.д.)
Брикетные Б Узлы и поверхности скольжения с устройствами для использования смазки в виде брикетов
Консервационные
Консервационные З Металлические изделия и механизмы всех видов, за исключением стальных канатов и случаев, требующих использования консервационных масел или твердых покрытий
Уплотнительные
Арматурные А Запорная арматура и сальниковые устройства
Резьбовые Р Резьбовые соединения
Вакуумные В Подвижные и разъемные соединения и уплотнения вакуумных систем
Канатные
Канатные К Стальные канаты, органические сердечники канатов

В обозначении смазочных материалов указывается:

  • первые две буквы – вид загустителя в зависимости входящего в него металла, к примеру, Ли – литиевая консистентная смазка;
  • дробь, обозначающая диапазон рабочих температур, где числительное – минимальное значение температуры использования, знаменатель – максимальное значение, которые уменьшены в десять раз;
  • строчные буквы, обозначающие дисперсионную среду, например, г –графит, у – углеводороды;
  • число, обозначающее густоту смазочного материала.

К примеру, классификационный шифр МЛи 4/13-3, соответствующий смазке Литол-24, будет расшифровываться как: М – многоцелевая, Ли – загуститель литиевое мыло, отсутствие строчной буквы – без дисперсионных добавок, 3 – густота.

  • Для увеличения ресурса и восстановления изношенных подшипников качения, зубчатых передач, ШРУС и других узлов, использующих пластичную смазку.Артикул:122318Объем:370 млРекоменд. цена:920 руб.

Зарубежные производители ввиду отсутствия единой классификации маркируют свою продукцию в зависимости от консистенции смазок – NLGI, разработанной в Соединённых Штатах Америки и соответствующей стандарту DIN 51 818, действующему в Европе.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК NLGI
Класс NLGI Число (0,1 мм) пенетрации Консистенция Область применения
000 00 445-475 400-430 очень жидкая жидкая закр. зубч. передачи
0 1 355-385 310-340 полужидкая очень мягкая центр. смаз. системы
2 265-295 мягкая шар./рол. подш.
3 4 220-250 175-205 полутвёрдая твёрдая высокоскор. подшипники
5 6 130-160 85-115 очень твёрдая особо твёрдая откр. зубч. передачи

Популярные смазки для авто

Современный рынок изобилует смазочными материалами, Цена консистентных смазок вполне доступна, выбор большой, поэтому всегда можно подобрать самый подходящий в том или ином случае материал.

Компания «Супротек» предлагает автомобилистам восстанавливающую триботехническую смазку «Супротек Универсал-М» и восстанавливающую триботехническую консистентную смазка «Универсал-PRO».

Эти составы значительно увеличивают ресурс подшипников, зубчатых передач, ШРУСов и других узлов, где используется смазка. Главное достоинство – восстановление геометрии детали при незначительной степени износа.

Кроме этого в линейке составов компании есть специальный триботехнический концентрат. Он применяется, когда старая автомобильная смазка имеет вполне нормальный внешний вид, но подшипник или другая деталь работает не оптимально. Если не заметно следов износа, то работоспособность узла можно восстановить при помощи добавления триботехнического концентрата Suprotec в старую смазку.

Концентрат вводят в рабочую полость узла прямо в имеющееся там смазывающее вещество. По возможности следует перемешать две субстанции до однородного состояния. Если не получается хорошо смешать концентрат со смазкой, следует эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме, пока эти два вещества не перемешаются самостоятельно.

Источник: https://suprotec.ru/suprotek-stati/konsistentnie-smazki-tipi-harakteristiki-naznachenie/

Консистентная смазка для автомобиля, назначение, спецификация

Консистентная смазка для автомобиля – это особая группа пластичных масел для отдельных узлов трансмиссии, которая в зависимости от состояния может находиться как твердой, так и в жидкой фазе.

Пластичные смеси применяются для снижения силы трения в местах контакта соприкасающихся деталей, где обычная масляная жидкость не задерживается: рычажные или шарнирные соединения, подшипники, червячные передачи и др.

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Характеристика пластичных смазок

Консистентные смазки относят к разряду аномальных жидкостей. В спокойном состоянии они представляют собой упругие твердые вещества. В случае возникновения механических нагрузок субстанция переходит в жидкую фазу. Лишь только воздействие на детали ослабевает, масло вновь приобретает свою обычную форму.

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Свойства

Консистентные смазки производятся путем смешивания жидких минеральных или синтетических масел с твердыми загустителями. Загустители создают в структуре продукта своеобразный каркас, служащий для удержания жидкой дисперсионной среды.

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

К физико-химическим свойствам пластичных смазок относится ряд параметров, которые аналогичны для жидких масел, но разнятся с ними своим количественным составом и методами испытаний качества продукции.

В зависимости от технических характеристик консистентные составы условно делятся на 2 группы. Первая категория величин определяет термические условия применения смазки, ее защитные и смазывающие качества:

  • температурный порог каплепадения;
  • пенетрацию;
  • вязкость;
  • прочность;
  • коллоидную стабильность.

Вторая группа характеризует предельное значение количества вредных примесей:

  • щелочей;
  • механических включений;
  • кислот;
  • золы;
  • воды.

В пластичной структуре материала при нагреве происходит обрушение кристаллической решетки, и смазка в этот момент переходит в жидкое состояние. Температурная граница, обозначающая начало изменения аморфного состояния вещества называется температурой каплепадения. Это значение зависит от типа и объемного содержания загустителя.

В зависимости от величины термических показателей смазки делятся:

  • низкоплавкие (≤ 65°C);
  • среднеплавкие (65–85°C);
  • тугоплавкие (85–100°C).

Для эффективной защиты трущихся деталей, во время выбора масла, необходимо учитывать, что индекс текучести смазочного материала должен быть больше на 12–20°C температурного порога обслуживаемого устройства.

Пенетрация смазки определяет консистенцию смеси и измеряется в градусах. Густота материала исследуется путем опускания в масло конусообразной иглы (температура 25°C), которая под воздействием своего веса в течение 5 с должна показать определенную глубину погружения. Чем пластичней состав, тем больше значение пенетрации.

Эффективность вязкости смазки определяют посредством перегонки (прокачивания) под давлением образца материала по шлангам заданного диаметра. Выбранный состав и минимальная температура, при которой он способен прокачиваться определяет величину вязкости экземпляра.

Параметр прочности указывает какое оптимальное усилие нужно применить к смазочной смеси, чтобы при заданной температуре деформировать (сдвинуть) первый ряд масла относительно следующего. Если смазка обладает достаточным пределом прочности, то она будет хорошо удерживаться на вертикальной плоскости.

Показатель коллоидной стабильности определяет возможность пластичной смеси противодействовать отделению масляного вещества от основной структуры материала. Измеряется эта величина объемом масла в %, пропитавшего листок пористой бумаги.

Присутствие воды в составе консистентной смазки проявляется по-разному. Масла, изготовленные на основе немыльных загустителей, вымываются жидкостью. Кальциевые смазки наоборот требуют в своем составе присутствие влаги (1,5–3,0%). Без воды этот вид масла будет разлагаться на составляющие – мыло и масло.

Надежность пластичных смазок характеризует их химическая стабильность. Для предупреждения развития коррозионных процессов в местах контакта трущихся поверхностей, пластичные смазочные материалы не должны содержать в своей структуре воды, кислотных и щелочных компонентов, а для защиты деталей от абразивного воздействия – механических включений.

Требования

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Качество консистентных смазок должно соответствовать климатическим условиям в которых будут эксплуатироваться автомобили. Причем свойства применяемых пластичных масел необходимо выбирать так, чтобы они могли обеспечивать сохранность транспорта в разных регионах использования.

Автомобиль за время своей эксплуатации может перемещаться на большие расстояния, то есть переезжать из одного климатического пояса в другой.

Кроме того, непостоянный режим трения в различных механизмах, который зависит от состояния дорожного полотна, манеры езды и марки автомобиля, накладывает определенные правила.

Поэтому разные составы смазок предназначены для разных условий эксплуатации, отсюда и требования, предъявляемые к их качеству, тоже разнятся:

  1. Для подшипников качения, работающих в зонах высоких температур (ступицы, механизм сцепления, помпа и др.), масла должны иметь высокую термостойкость, химическую и механическую устойчивость, низкое значение испаряемости, водостойкость, износостойкость и обладать достаточными противозадирными качествами.
  2. Шаровые опоры – это механизмы закрытого типа и применяемая смазка должна обеспечивать хорошую герметичность соединения, иметь высокие износостойкие и противозадирные свойства, а также отличаться повышенными физико-химическими характеристиками.
  3. Трущиеся шарнирные узлы тормозных механизмов (кроме колодок) должны смазываться составами малой консистенции, иметь высокие показатели влагостойкости, износостойкости и морозостойкости.
  4. Смазки для игольчатых подшипников карданных валов не должны вымываться водой и противодействовать абразивному износу от механических загрязнений, а также иметь высокие низкотемпературные и антиокислительные качества.
  5. Консистентная смазка готовая к применению по своему внешнему виду должна представлять однородную пластичную массу, без комков, расслоений и неорганических включений.

Технология производства

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Изготовление консистентных смазок отличается от производственного процесса по выпуску традиционных моторных масел. Вся схема приготовления пластичного состава сводится к подбору и перемешиванию составляющих продукта, а затем варки этой смеси в специальных агрегатах при постоянной температуре.

Базовой основой пластичных смазок являются минеральные или синтетические масла (75–85%). От физико-химических характеристик основного компонента зависит качество выпускаемых материалов.

Кристаллическую структуру (каркас) формирует загуститель (10–20%), который превращает жидкое масляное вещество в упругую пластичную массу.

От типа этого компонента завися такие важные свойства, как водостойкость и термическая устойчивость.

Загустители отличаются своей основой и делятся на мыльные и немыльные составы. В роли немыльных сгущающих компонентов выступают:

    • воск;
    • церезин;
    • петролатум;
    • парафин и др.

Смазки на немыльных загустителях обладают высокой химической и механической стабильностью. Применение этой категории смазок позволяет предохранить металлические детали от возникновения на их поверхностях различных окислительных процессов (коррозия и др).

Автомобильные пластичные смазки (80%) производят на базе мыльных загустителей. Сырье для производства продукта получают путем искусственного омыления жира щелочными производными.

В зависимости от структурной составляющей жиров, используемых для приготовления мыльного состава, смазки подразделяются на синтетические (окисление парафина), природные и технические (стеариновые жирные кислоты). Для загустителей мыльных композитов применяют неорганические химические вещества:

  • бетонитные глины;
  • силикагель;
  • технический углерод и др.

Пластичные смазки на мыльных загустителях могут быть следующей структуры:

  • натриевые;
  • кальциевые;
  • литиевые;
  • бариевые;
  • алюминиевые и др.

Помимо мыльных и немыльных загустителей в целях повышения термических свойств в производстве пластических масел стали использовать жидкости на основе полимеров – это диэфиры и силиконы. Для улучшения эксплуатационных качеств в состав смазки могут добавляться, модифицирующие присадки, стабилизаторы, наполнители и красители.

Виды смазок и применение

Консистентные смазочные материалы широко применяются в автомобильной технике как защитные, антифрикционные и герметизирующие средства. Свойства пластичных масел во многом зависят от материала загустителя.

Самая распространенная группа смазок – это кальциевые субстанции. Представителей этой группы называют солидолами, вещества коричневого цвета, обладают удовлетворительными эксплуатационными свойствами и невысокой стоимостью. Они хорошо себя зарекомендовали как консервационные материалы, противодействуют коррозии и окислительным процессам.

Свойства комплексной кальциевой смазки значительно превосходят эксплуатационные показатели солидола. Они обладают наиболее лучшей противозадирной и термической характеристикой:

  1. Униол–1 используется как заменитель УТВ–1-13, автомобильного вазелина, ЯНЗ–2 и др.
  2. Униол–3 и 3М отличаются лучшими характеристиками, чем предыдущий образец. Они производятся на основе масла МС–20, которое славится своей морозостойкостью. Поэтому, эти составы рекомендовано использовать только в регионах с низкими температурными показателями.

Натриевые и натриево-кальциевые химические вещества отличаются высокой термической устойчивостью. В тоже время, они обладают невысокой водонепроницаемостью, растворимы в водных составах (антифриз, тосол), и не задерживаются на вертикальных плоскостях.

Смазка УТВ-1-13 – крупнозернистая мазь желтого цвета, относится к разряду жировых консталинов.

ЯНЗ-2 – пластичное масло черных или коричневых оттенков. Отличается хорошей водонепроницаемостью и высокими смазывающими параметрами.

АМ – клейкий, волокнистой структуры смазочный материал коричневого цвета. Состав изначально разрабатывался для карданных шарниров и ведущих колес автомобиля.

Литиевые пластичные смазки применяются практически во всех узлах автомобиля. Самый известный представитель этой группы – Литол-24. Универсальное консистентное масло, обладающее высокими эксплуатационными характеристиками. Благодаря этому свойству, оно может применяться как отличный заменитель любой из представленных здесь смазок.

К литиевой группе относятся:

  1. Фиол-3 – пластичная мазь зеленого цвета. Хорошо смешивается с Литолом.
  2. Фиол-1 – обладает меньшей вязкостью, прочностью, но зато имеет высокое значение морозостойкости.
  3. Фиол-2 – по своим свойствам занимает промежуточное положение между предыдущими материалами.
  4. Фиол-2М – имеет серебристо-черный оттенок, отличается присутствием в своем составе адгезионной добавки и наполнителя – сульфида молибдена (2%).
  5. Северол-1 – пластичная смазка светло-коричневого или желтоватого цвета, обладает повышенными антиокислительными и противозадирными свойствами.
  6. ЦИАТИМ-201 – мазь желтого цвета. Рекомендуется к применению в условиях низких температур и в местах контакта деталей, где нет высоких механических нагрузок.
  7. ЛСЦ-15 – незаменимое пластичное масло с антиокислительными модификаторами. Отличается высокими адгезионными качествами.
  • Бариевые смазочные материалы немного проигрывают литиевым композитам по термическим свойствам, но имеют высокий порог водонепроницаемости. Хорошо зарекомендовали себя комплексные бариевые композиции:
  • ШРБ-4 – клейкие, волокнистые субстанции желтых оттенков, характеризуется повышенными антикоррозионными характеристиками, не конфликтуют с резиновыми и полимерными комплектующими.
  • ШРУС-4 – смазки, разработанные исключительно для шарнирных соединений легкового транспорта.

Смазки на основе алюминиевых производных считают прорывом в области консистентных материалов. При равной стоимости с кальциевыми аналогами, они показывают высокие химические, механические, адгезионные и водозащитные свойства.

Углеводородные пластичные масла отличаются высокой консервационной способностью. ВТВ-1 – смазка относится к промышленным вазелинам, не растворим в водных композициях, прочно держится на вертикальных металлических поверхностях, обладает повышенной водостойкостью и морозоустойчивостью. Материал рекомендуется для обслуживания автомобильных аккумуляторных батарей.

Силиконовые смазки – водостойкие, морозоустойчивые пластичные смеси. Производство таких материалов основано на применении в качестве загустителей кислородосодержащих кремнийорганических соединений. Незаменимы в местах присутствия резиновых и полимерных деталей.

Источник: https://prem-motors.ru/konsistentnaja-smazka-dlja-avtomobilja-naznachenie-specifikacija/

Консистентные смазки

08.05.2019

Консистентные пластичные смазки созданы, чтобы решать следующие задачи:

  • уплотнения в узлах трения
  • создание разделительного слоя
  • защита от влаги и абразивных веществ
  • смазка высоконагруженных узлов
  • смазка узлов, находящихся в условиях экстремальных температур (как минусовых, так и плюсовых)

Решение данных проблем привели к созданию консистентных (пластичных смазок).

Что такое консистентная смазка?

Консистентная (пластичная) смазка – это обладающий хорошей адгезией состав. Основой служат жидкие масла – нефтяные (минеральные) или синтетические (кремнийорганические, на основе углеводородного, галогенуглеродного или другого сырья). На их долю приходится от 70 до 90% общей массы. Базовое масло обеспечивает текучесть. Для улучшения свойств в его состав вводятся загустители и добавки.

Смазка консистентная: типы, свойства и характеристики

Загустители создают «пространственный каркас» – в их «ячейках» удерживается масло (вплоть до момента, когда будет нарушена коллоидная структура). На долю загустителя приходится 8-20%. Находят применение:

  • синтетические вещества (РТFЕ, полимочевина);
  • неорганические загустители (например, силикагель);
  • металлические мыла на основе бария, натрия, цинка, свинца, алюминия, лития (последний металл присутствует почти в 70% продукции);
  • комплексные мыла (наиболее распространен литиевый комплекс).

Для улучшения эксплуатационных характеристик используются:

  • присадки, снижающие износ механизмов, обладающие антиокислительными, антитурбулетными, антидымными, восстанавливающими и другими свойствами;
  • твердые наполнители неорганического происхождения, обеспечивающие антифрикционные и герметизирующие свойства (чаще всего используются дисульфид молибдена, графит);
  • модификаторы структуры, повышающие эластичность.

Свойства и характеристики

Все пластичные (консистентные) смазки обладают тиксотропностью – способностью разжижаться от механического воздействия и возвращать исходную консистенцию в состоянии покоя. Основные их характеристики:

  • максимальный температурный порог (температура каплепадения) – показатель, при превышении которого вещество теряет исходное агрегатное состояние и становится текучим (так же есть смазки, которые не имеют температурного порога каплепадения);
  • консистенция – число пенетрации зависит от состава, оно показывает степень густоты в твердом состоянии (измеряется от 0 до 6 – показатель тем выше, чем гуще продукт);
  • предел прочности – минимальное усилие, в результате которого происходит сдвиг слоев по отношению друг к другу и нарушается коллоидная структура (чем ниже показатель, тем хуже удерживается вещество в подшипниковых узлах);
  • испаряемость – чем активнее дисперсная среда испаряется, тем гуще со временем становится масса;
  • коллоидная стабильность – эта характеристика показывает способность вещества сохранять исходную консистенцию (сопротивляться выделению масла);
  • водостойкость – важная качественная характеристика, показывающая способность смазки сохранять свои свойства под воздействием воды;
  • смазывающие и противозадирные свойства – они зависят от густоты масла-основы и показателей вещества-загустителя в предельных условиях;
  • защитные свойства – способность вещества препятствовать повреждению металла коррозией во влажной среде.

Для конструкций с централизованной системой смазки имеет значение такая характеристика, как предел возможности запрессовки. ЦСС продавливает смазку до 3 NLGi.

Виды

По типу используемых загустителей выделяют следующие основные виды пластичных смазок:

  • натриевые, натриево-кальцивые – устойчивость к влаге отсутствует, температурный диапазон – от 70 до 100°C;
  • литиевые – они имеют низкую устойчивость к влаге, но способны выдерживать серьезное давление в рабочей зоне и имеют продолжительный срок службы;
  • бариевые – при высокой устойчивости к воде они обладают еще одним преимуществом – стойкостью к напряжению сдвига;
  • алюминиевые – такой состав может использоваться при высоких термонагрузках, он обеспечивает защиту от окисления, обладает устойчивостью к высокой влажности;
  • тефлоновые – к их достоинствам можно отнести высокий температурный порог (вплоть до 250°C), а также антифрикционные и диэлектрические свойства;
  • силиконовые – благодаря характеристикам загустителя они не смываются водой, обеспечивают хорошую антикоррозийную защиту, имеют неплохие антифрикционные свойства;
  • полиуретановые – главным их преимуществом является абсолютная безвредность для человека (продукция используется в медицинской и пищевой промышленности), недостаток – короткий срок службы (материал подвержен биологическому разложению).

Назначение

Консистентные смазки продлевают срок службы элементов агрегатов и узлов за счет уменьшения износа трущихся поверхностей. Они:

  • при любых нагрузках, скоростях, температурах обеспечивают разделение взаимодействующих поверхностей;
  • защищают от нагрева, возникающего при трении;
  • ограждают поверхности от негативного действия частиц, образующихся при работе механизмов или попадающих извне, а также обладают способностью выводить их из зоны соприкосновения;
  • подходят практически для всех узлов трения «металл/металл» или «металл/пластик».

Особенности

Уникальность смазочного материала заключается в способности проявлять свойства жидкости или твердого тела – состояние зависит от нагрузки. Если она незначительна или отсутствует, то вещество сохраняет плотную консистенцию.

Когда нагрузка превышает предел прочности, то смазка приобретает текучесть. Увеличение скорости движения металлических узлов приводит к равномерному распределению массы по всем контактирующим друг с другом частям деталей.

Когда деформация прекращается (отсутствует напряжение сдвига), то теряется текучесть и вновь приобретается твердость.

Консистентные смазочные материалы применяются при широком диапазоне температур. Их главная особенность – отличное сцепление с поверхностью. Пластичные смазки способны держаться на поверхности в любом положении, не стекая вниз под действием гравитации, не вытекая из негерметизированных узлов трения. Некоторые их виды обладают отличными герметизирующими и консервационными свойствами.

Классификация

Важно! Классификацию пластичных смазок регламентирует ГОСТ 23258-78.

Для обозначения используются буквенные и цифровые символы. Они располагаются в установленном порядке и дают полное представление о характеристиках продукции:

  • к какой группе относится (термостойкая, морозостойкая, общего назначения, многоцелевая, приборная, отраслевая, вакуумная, резьбовая, арматурная, брикетная);
  • какой тип загустителя используется (обозначается русскими буквами);
  • каков температурный интервал применения (приводится в виде дроби мин./макс.);
  • какой тип дисперсионной среды используется;
  • какую консистенцию имеет (от 000 до 6, соответственно – от очень жидкой до сверхтвердой).

Некоторые виды пластичных смазок создаются специально для корпоративных потребителей (производителей автомобилей, подшипников, агрегатов). Формула составляется в соответствии с ТЗ заказчика. При разработке состава для широкого круга потребителей учитываются диктуемые рынком требования.

Источник: https://indatech.ru/articles/konsistentnye-smazki

Консистентная смазка определения и понятия

Кроме жидких масел, используются также консистентные (или пластичные) смазки, которые получают загущением минеральных или синтетических масел мылами высших жирных кислот (литиевыми, кальциевыми, натриевыми и др.), твердыми углеводородами (парафином, церезином), другими веществами (сажами, жирами и т. д.). Они содержат антиокислительные, противокоррозионные, противоизносные и другие присадки, улучшающие свойства смазок.

Использование консистентных смазок

Консистентные смазки имеют вид мазей, различающихся консистенцией, расцветкой и структурой.

Используют их преимущественно в местах, где из-за конструктивных особенностей невозможно нанести обычные смазочные масла (в открытых узлах машин, для электродвигателей, зубчатых передач, набивки подшипников, сальниковых насосов, блоков, канатов, цепей и т. п.).

Консистентные смазки употребляются также для защиты деталей машин и инструмента от коррозии, особенно при их длительном хранении, и для уплотнения разъемных соединений.

Свойства консистентных смазок отличаются от свойств минеральных масел. Качество смазок определяется в основном пенетрацией, эффективной вязкостью, пределом прочности, термоупрочнением, температурой каплепадения, содержанием воды.

Пенетрация – степень густоты смазки, определяемая пенетрометром. За единицу пенетрации принято погружение на 0,1 мм конуса особой формы в смазку за 5 с. Вместо пенетрации для характеристики многих смазок пользуются показателями эффективной вязкости, предела прочности и термоупрочнения.

Эффективная вязкость отражает способность смазки течь подобно жидкости после разрушения структуры. Выражается она в паскаль-секундах (Па-с) или пуазах (П) и определяется специальными вискозиметрами.

Предел прочности характеризует способность смазки удерживаться на движущихся деталях, наклонных поверхностях, в негерметизированных узлах трения.

Термоупрочнение отражает изменение свойств смазки в процессе работы в узле трения и определяется отношением пределов прочности смазки до и после ее термообработки. Предел прочности определяют на прочномере CK.

Температура каплепадения устанавливается специальным прибором, нагреваемым в определенных условиях. Она представляет температуру, при которой из чашечки с отверстием падает первая капля смазки. Верхний температурный предел применения смазок должен быть ниже температуры каплепадения на 15—20 °С.

Читайте так же:  Сверхтвердые материалы основные свойства

Консистентные смазки, за исключением кальциевых, не должны содержать воду. В кальциевых смазках, в частности в солидолах, вода в количестве до 3 % является составной частью смазки. Содержание ее определяют специальным прибором в лаборатории.

Для обработки узлов и деталей станков и механизмов используются следующие виды смазки: солидолы, масла индустриальные общего назначения, масло ВНИИ НП-401 – для смазывания; масло консервационное К-17 – для подготовки к длительному хранению.

Солидолы

Солидолы – консистентные смазки общего назначения, получаемые загущением минеральных масел кальциевыми мылами на основе натуральных растительных масел (жировые солидолы) или синтетических жирных кислот (синтетические солидолы). Солидолы отличаются друг от друга температурным диапазоном работоспособности.

Солидол жировой (ГОСТ 1033—79*) предназначен для смазывания узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов, работающих в основном при температурах от ?25 до +65 °С. Иногда в мощных механизмах (подшипники, шарниры. блоки и т. д.) смазка работает и при температуре до ?50°С. В зависимости от условий применения установлены две марки смазки:

  • солидол Ж — для заправки в разбираемые узлы трения, работающие при температурах от ?50 °С до +65 C и для заправки узлов трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах до – 20 °С;
  • пресс-солидол Ж – для заправки узлов трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах не ниже – 20 °С.
  • Смазки представляют собой однородную мазь без комков, от светло-желтого до тем- но-коричневого цвета, температура вспышки смазки – выше 200 °С.
  • Солидол синтетический (ГОСТ 4366—76[v]) предназначен для тех же целей, что и солидол жировой. В зависимости от условий применения также установлены две марки смазки:
  • солидол С – для заправки в разбираемые узлы трения, работающие при температурах до – 50с C и в случае заправки в узлы трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах до ?20 °С;

Читайте так же:  Кирпич строительный обыкновенный

пресс-солидол С – для заправки в узлы трения при помощи ручных солидолонагнетателей при температурах ниже ?20 °С.

Смазки представляют собой дистиллятное масло, индустриальное масло общего назначения, веретенное масло для производства солидола или смесь указанных масел. Внешний вид смазки – однородная мазь без комков коричневого цвета. Температура вспышки смазки – выше 165 °С.

Источник: https://arxipedia.ru/materialy-i-svojstva/konsistentnye-smazki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector