Металлы, из которых состоит большинство агрегатов и механизмов, подвержены влиянию окружающей среды. Конкретно – даже пребывая в обычной атмосфере под навесом (без прямого попадания осадков), техника ржавеет.
Для предотвращения коррозии применяются грунты, полимерные покрытия, покраска, нанесение слоя металлов, не подверженных окислению.
Основные разновидности
По предназначению консервационная смазка для металла делится на две категории.
Общего назначения
Эти составы работают только на защиту от внешнего воздействия (преимущественно от коррозии). Главная задача – создание относительно прочной и стойкой пленки вокруг уязвимого металла.
Учитывая атмосферное хранение агрегатов, консервационная смазка должна выдерживать интенсивные осадки, перепады температур и воздействие ультрафиолета.
Механическая прочность не так важна, внешнее воздействие практически не оказывается. А вот с гравитацией придется побороться: текучесть не должна превышать силу адгезии, а точка каплепадения рассчитана на экстремальную жару. Антифрикционные возможности не имеют значения.
Канатные смазки
Второй момент не менее важен: при постоянном движении тонкие проволоки истираются, и трос теряет прочность. Поэтому такие составы имеют более высокую стоимость.
Из чего делают консервационные и канатные смазки?
Основа, как правило, делается из нефтепродуктов, реже применяется синтетическая база (все-таки, для этих целей используются более экономные варианты).
Раньше применялись органические материалы (животный жир или растительное масло), но эти компоненты имеют слишком ограниченный срок службы. Поэтому даже низкая стоимость не сделала органику популярной.
- Этот продукт относится к пластичным (консистентным) составам, стало быть, в нем должен быть загуститель. Поскольку основа минеральная, загустители также делают из углеводородов. Обычно, это парафины или церезины. Если требуется большая пластичность (чтобы консервационная смазка не трескалась на солнце), загуститель изготавливается на основе солей высших жирных кислот, то есть мыла.
- Основная задача смазки – защита от окисления. Значит, в состав обязательно входят присадки-ингибиторы коррозии. Такие добавки должны быть маслорастворимыми, и содержаться во всей массе консервационной смеси.
- Без хорошей адгезии не обойтись: консистентный состав должен прочно «прилипнуть» к поверхности. При этом, он должен смываться неагрессивными растворителями: иногда требуется удаление консервационной смазки.
- Для консервации активно используемых агрегатов (элементы подвески и днище автомобиля) обычные составы не подходят. С помощью особых присадок получают пленкообразующие нефтяные ингибиторные смазки.
- Для создания канатных смазок, адгезия не так важна. Поэтому особая роль отводится антифрикционным присадкам.
Практическое применение
Для чего служит консервационная смазка можно судить уже по названию, для постановки техники на длительное хранение. Рассмотрим наиболее популярные смазки со схожими свойствами.
Консервационная смазка К 17
Этот продукт используется для консервации особо уязвимых металлов: снаружи масло наносится распылением, внутри прокачивается под давлением. Срок службы не менее 5 лет.
Перед вводом в эксплуатацию, агрегат отмывается от консерванта с помощью активных органических растворителей.
Вода или нестойкие химические реагенты не могут смыть поверхностную пленку, поэтому ценность продукта актуальна по сей день. Потребителей привлекает баланс стоимости и высокого качества.
Консервационная смазка ПВК
Еще один продукт с многолетней историей. Более известна под названием «пушечное сало». Способ изготовления: термическое сплавление подготовленного вязкого масла (база) с петролатумным загустителем.
Кроме того, густота улучшается за счет церезина. Поскольку изначально, температура каплепадения составляла всего лишь 50°C, по-новому ГОСТ 19537-83 добавляется специализированная присадка МНИ-7. Она не дает пленке стекать с вертикальных поверхностей при нагреве.
Главное преимущество «пушечного сала» — выдающаяся водостойкость. Смазка незаменима при консервации военной техники (отсюда и название), хранящейся под открытым небом. Ни солнце, ни интенсивные осадки не способны разрушить защитную пленку.
Свойства сохраняются минимум 10 лет на открытом воздухе. В закрытых боксах консервация может быть продлена до 15 лет.
Современная консервационная смазка аэрозоль
Чем снять консервационную смазку в начале сезона?
Если вы не хотите покупать специальное средство для удаления консерванта, можно воспользоваться старым дедовским способом. С агрегатов, не имеющих резиновых уплотнителей, смазка удаляется бензином. В остальных случаях подойдет обычный бытовой керосин.
Главное, соблюдать пожарную безопасность при выполнении работ, и дать агрегату хорошенько проветриться перед использованием.
Консервационные смазки
Консервационные смазки востребованы в разных отраслях промышленности. Их выпуск регламентируется ГОСТами и ТУ: разработано 6 государственных стандартов и 11 технических условий. Рекомендации по применению приведены в ГОСТ 13168-69.
Описание
Консервационные смазки – жидкие и пластичные смазочные материалы, используемые для защиты от коррозии хранимых в складских помещениях, подлежащих транспортировке или длительное время находящихся под открытым небом металлоизделий из черных и цветных металлов (инструментов, деталей, запчастей, механизмов). Продолжительность консервации с полным сохранением товарных качеств зависит от состава смазки.
Сфера применения
Смазки защитного типа используются практически во всех отраслях промышленности: топливной, химической и нефтехимической, пищевой, полиграфической, машиностроительной, оружейной, металлургической, автомобилестроительной, станкостроительной, приборостроительной, космической. Они находят применение в сельскохозяйственной сфере и в автосервисах.
Консервации подлежат элементы оборудования: цепи, ножи дорожной техники, подшипники, втулки, муфты, шестерни, пресс-формы термопластавтоматов.
С помощью консервационных смазок ограждаются от атмосферной коррозии печатные полиграфические машины, дизель-генераторы, снегоходы и другие машины, навесное оборудование, металлические столы и стеллажи, направляющие, штампованные (стальные) диски и прочие изделия из металла.
Состав
Консервационные смазки, в соответствии с консистенцией и составом, делят на пластичные и жидкие. Пластичные смазочные материалы имеют в своей основе специальные жидкости или масла:
- хлорорганические, кремнийорганические, фторорганические соединения;
- минеральные масла;
- сложные эфиры.
Для загущения используются:
- мыла высших жирных кислот (натриевые, кальциевые, литиевые, алюминиевые);
- силикагель;
- твердые углеводороды.
Для повышения адгезии (сцепления с поверхностью), улучшения вязкостно-температурных характеристик и термической стабильности добавляются специальные присадки: дисульфид молибдена, синтетические продукты, графит. Обязательно вводятся ингибиторы коррозии (в связке с загустителями такие присадки обеспечивают высокие защитные свойства).
Жидкие консервационные смазки представляют собой ингибированные масла. В их состав введены присадки, содержащие маслорастворимые ингибиторы коррозии, вытесняющие воду с поверхности и образующие адсорбционную пленку.
Характеристики
Температурный диапазон зависит от состава, максимальные показатели: -40°C…+120°C. У некоторых марок верхний предел не превышает +50°C. Консервационные смазки изолируют поверхности от действия окружающей среды. Они препятствуют проникновению не только влаги, но также грязи, пыли, агрессивных газов.
При подготовке техники к хранению пластичный смазочный материал обычно используют только наружно, нанесение на труднодоступные поверхности из-за плотной консистенции затруднено. Также его применяют для консервации отдельных деталей.
Материал надежно держится на поверхностях, не стекает под действием гравитации, не смывается, имеет хорошие изоляционные свойства. Наносится он без дополнительного нагрева (используются лопатка, ветошь) или после нагревания до +85…+115 °С (применяется кисть).
Перед вводом в эксплуатацию нанесенный состав обычно удаляют.
Жидкие консервационные материалы наносятся без предварительного разогрева, расход меньше, чем при использовании пластичных материалов. Для нанесения используются технические приспособления.
Расконсервация проводится чаще всего без удаления смазки. Минус таких составов – они легче смываются. Их чаще всего используют для обработки внутренних поверхностей изделий.
Внешняя обработка возможна, если изделия будут храниться в помещении или в упаковках. Толщина слоя – около 50 мкм.
Защитные восковые дисперсии включают в свой состав твердые углеводороды (изопарафин, парафин, нафталин), воду, растворители. Они образуют пленку, защищающую от агрессивных веществ и от влаги неокрашенные или покрытые лакокрасочным покрытием металлические поверхности, пластмассу, резину. Расконсервация после их нанесения обычно не требуется.
Лучшие производители и продукты
По приблизительным оценкам на российском рынке на долю консервационных смазок приходится около 15% от общего объема производства смазочных материалов. В рейтинг лучших производителей входят Dow Corning (Molykote), Weicon, Литол-24, Taerosol.
Weicon Corro-Protection
Weicon Corro-Protection обеспечивает коррозионную защиту прецизионных компонентов, инструментов, деталей, неокрашенных металлических конструкций и других элементов, подготавливаемых к транспортировке или длительному хранению.
Бесцветное мутное вещество имеет запах растворителя. Оно может использоваться в диапазоне температур -20…+80°C. На обработанной поверхности Weicon Corro-Protection создает сухую, напоминающую воск пленку.
Для ее удаления используется Weicon Cleaner S или другой аналогичный по свойствам растворитель.
Molykote Metal Protector Plus
Смазка Molykote Metal Protector Plus производится корпорацией Dow Corning. Это одна из самых востребованных на рынке марок. В основе универсального материала находятся синтетический воск, ингибиторы коррозии и растворитель. Смазка почти на 90% снижает риск развития коррозии на оборудовании и деталях.
Рабочий диапазон температур: -40°C…+120°C. Прозрачный состав обеспечивает долговременную защиту, не смывается. Он совместим со многими видами пластмасс и эластомеров, отверждение происходит при комнатной температуре.
Материал может использоваться в узлах трения (общее применение), применяется для защиты от коррозии при транспортировке и хранении. Он предотвращает деформацию и разрушение резиновых и пластиковых элементов.
При +20°С его плотность составляет 0.84 г/см3.
Литол-24 РК
Литол-24 РК используется для длительной консервации (вплоть до 10 лет) подшипников, электрических машин, индустриальных механизмов, шарниров, зубчатых передач, поверхностей трения транспортных средств, других металлических элементов.
В состав входят нефтяные масла, литиевое мыло, присадки (вязкостная, защитная, антикоррозионная, антиокислительная). Материал подходит не только для консервации, но и для смазки. Он работает в температурном диапазоне от -40°С до +120°С.
Taerosol Cover Wax
Taerosol Cover Wax – противокоррозионное, эластичное, водостойкое средство, используемое для консервации техники и оборудования, промышленных установок, автопогрузчиков, транспортных средств, комбайнов, рабочей техники.
Оно подходит для смазывания медленно движущихся элементов. После нанесения образует восковую пленку толщиной 25-50 мкм. Для ее удаления при расконсервации используют углеводородные растворители.
Продолжительность защитного действия зависит от места хранения:
- под навесом – 2 года;
- без навеса под открытым небом – 1 год;
- в помещении – 5 лет.
Смазка не стекает, отталкивает влагу, она способна проникать в мелкие щели, выдерживает температуру до +100°C.
- Несмотря на высокую востребованность, консервационные смазки представлены на рынке в относительно небольшом ассортименте, их выпускают не все ведущие производители смазочных материалов.
- Тэги: СмазкаСостав
- Продукция из статьи:
Консервационные смазки в Москве
Область применения: дно, корпус, пороги, колесные арки, скрытые полости, моторный отсек, способ нанесения: кисть, особенности: высокая адгезия, химическая стойкость, шумоизоляция, теплоизоляция
в карточку товара
Область применения: резиновые уплотнители, замки и петли, специализация: консервационная, проникающая, размораживающая, влаговытесняющая, противокоррозийная, противоскрипная, антифрикционная, консистенция: жидкая, спрей
в карточку товара
Тип смазки: медная, область применения: тормозная система, специализация: демпферная, универсальная, монтажная, противокоррозийная, противозадирная, консистенция: жидкая, температурный режим: высокотемпературная, спрей, цвет: розовый
13 (отзывы)
в карточку товара
Консервационная смазка -как убрать быстро
Тайпан мутант коротыш консервационная смазка
И ещё раз про смазку
Область применения: клеммы аккумулятора, замки и петли, специализация: проникающая, универсальная, монтажная, влаговытесняющая, противокоррозийная, антифрикционная, токопроводящая, консистенция: жидкая, спрей
23 (отзывы)
в карточку товара
Область применения: подшипники, ШРУС, замки и петли, цепи, шлицевые соединения, зубчатые передачи, шлицевые, специализация: консервационная, ремонтная, универсальная, противоскрипная, противозадирная, консистенция: жидкая, спрей, цвет: зеленый
1 (отзывы)
в карточку товара
Тип смазки: силиконовая, область применения: резиновые уплотнители, клеммы аккумулятора, замки и петли, специализация: проникающая, восстанавливающая, влаговытесняющая, противокоррозийная, противоскрипная, консистенция: жидкая, спрей
19 (отзывы)
в карточку товара
Тип смазки: силиконовая, область применения: подшипники, резиновые уплотнители, клеммы аккумулятора, замки и петли, направляющие, зубчатые передачи, специализация: консервационная, проникающая, ремонтная, универсальная, восстанавливающая, влаговытесняющая, противокорроз…
10 (отзывы)
в карточку товара
Антикор: Морская консервационная смазка для днища авто — АМС-3 — DRIVE2
Все автомобилисты, а особенно владельцы старых авто, сталкиваются с проблемой коррозии днища, лонжеронов, подрамников, подкрылков и тому подобных элементов кузова и подвески, которые находятся в непосредственном контакте с абразивами, влагой, солями и другими реагентами.
Если проморгать, могут появиться дырочки…
Если долго не обращать на дырочки внимания — коврик из под ног может выпасть через дырочку на дорогу…
Что делать? А нужно следить за состоянием автомобиля! Лазить под него хотя бы раз в недельку! Зачищать коррозию, покрывать антигравием/мовилем/пушсалом/мастикой и т.д.
Выкинуть кучу денег на обработку, сварку, покраску… Вытирать днище тряпочкой после каждого дождя!Не у каждого есть такая возможность!А ещё, под антигравием или мастикой металл всё равно продолжает ржаветь.
Достаточно небольшой царапины, а через неё проникает влага под антигравий и там развивается коррозия. А снаружи может быть даже не видно! А потом антигравий отваливается кусками, а под ним металл расслаивается.
Я лично с таким столкнулся со своей 2112:
На фото видно, там где зачищенный шов, светлые участки — это грунтованный с завода металл. Тёмные — коррозия. Всё это было под слоем антигравия.
Но неужели нету какой нибудь хрени, которую можно раз намазать осенью и до весны забыть?!
Есть такая хрень!
Рабоче-консервационная смазка АМС-3.
Высоковязкое нефтяное цилиндровое деасфальтированное масло, загущенное алюминиевым мылом стеариновой кислоты. Предотвращение коррозии механизмов кораблей, подводных лодок, гидросамолетов. Высокие консервационные характеристики, адгезия к металлу, водостойкость.Продукт малотоксичный (4-й класс опасности по ГОСТ 12.1.
007). Смазка не раздражает кожу и слизистые оболочки глаза, способностью к кумуляции не обладает. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов основного компонента смазки — деасфальтированного цилиндрового масла 52 (вапора) в воздухе производственного помещения 300 мг/м3.
Смазка АМС-3 токсичных соединений в воздушной среде и сточных водах не образует. Не содержит воды, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей.Смазка АМС-3 по пожароопасности относится к четвертой группе.
При загорании смазки применимы все средства пожаротушения: распыленная вода, пена; при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
- При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам.
- Температура применения: 0…+75'СТемпература каплепадения: не ниже 100'С
- Преимущества:— Отлично липнет к поверхности металла;— Плохо смывается водой;— Не меняет свои физико-химические свойства под воздействием солёной морской воды;— Длительно хранится;— Плохо испаряется;
- — Сохраняет свою коллоидную стабильность;
- Способ применения:— Зачищаем повреждённый участок днища до металла;— Обезжириваем (можно ещё обработать преобразователем, если пошла коррозия);— Намазываем смазку АМС-3 кистью/шпателем/пальцем, прямо на металл!;
- — Радуемся!
Дальше, в процессе эксплуатации автомобиля, на смазку налипает пыль и покрывает её плотной корочкой. Внутри смазка остаётся пластичной, заполняет мельчайшие поры металла, защищая его от влаги.
Обработал свою машину этой смазкой в ноябре 2018 года. На данный момент, на обработанных участках ржавчина не распространяется, смазка не смылась, осталась пластичной.
Также обработал ею днище и подрамник своей Alfa Romeo 159.
Штука реально удобная: заметил где-то скол или царапину на днище — вытер тряпочкой, мазнул этой смазкой и всё, можно забыть! Не надо грунтовать, красить…Пробовал мазать прямо по ржавчине — если ржавчина поверхностная, не рыхлая, то под смазкой дальше не распространяется.
P.S.: Пост не является рекламой, так как указан только тип смазки: АМС-3. Производят её большое количество компаний в разных странах.
Консервационные смазки на любой вкус
В статье расскажем про основные виды консервационных смазок, их достоинствах и правилах выбора. Интересно? Читайте далее!
Основные виды консервационных смазок
Наиболее популярными за счет индивидуальных показателей являются следующие консервационные смазки:
- ГТШ или графитовая термостойкая смазка широкого применения. Предназначена для защиты от воды строительных конструкций, например мостов. Также используется на котельных для препятствия прикипания оборудования. Работает смазка при температуре от -20 до +70°C.
- Пушечная смазка или ПВК. Защищает цветные и черные металлы разных форм и размеров. Консервационное средство представляет собой липкую мазь густой консистенции коричневого цвета. Относится к углеводородным смазкам. Главная особенность – это водостойкость, поэтому смазка применяется на кораблях или в зонах повышенной влажности. Однако температурный диапазон мал: при +50°C будет плавиться и стекать, при -50°C сползет всем слоем.
- АМС-1. Используется для защиты разных металлических изделий от коррозии. Главная особенность – не растворяется в морской воде, поэтому ею часто пользуются на кораблях, подводных лодках, гидросамолетах для предотвращения коррозийного эффекта механизмов. Смазка работает при температуре -15 до +70°C.
- АМС-3. Подвид смазок АМС, имеет похожие свойства с АМС-1, однако этот вид консервационного средства несколько гуще. Чаще всего вещество используется в самолетах, кораблях, на подводных лодках. Главное отличие от АМС-1 – это диапазон температур. Эта смазка работает при 0°C до +750°C.
- Технический вазелин. Защищает от коррозийного воздействия окружающей среды клемм аккумуляторов и электрические соединения. Изначально был разработан для электрооборудования и автомобилей ВАЗ. Консервационная смазка работает от -20 до +70°C. Выпускается в форме аэрозолей.
Достоинства консервационных смазок
Консервационные средства имеют неоспоримые преимущества:
- создают защиту для металлических, пластиковых, лакированных и деревянных изделий;
- очищают от любой грязи, учитывая нагар, бытовую пыль и сажу;
- имеют высокую проникающую способность и доступ к мелким деталям и узлам техники;
- используется и в холода, и в жаркую погоду.
Однако самое главное достоинства консервационных смазок – это защита изделий от коррозийного воздействия окружающей среды и препятствие окисления за счет маслянистой структуры вещества.
Чтобы получить свойства в полной мере, консервационную смазку следует правильно нанести. Современные вещества выпускаются в виде аэрозольных спреев.
Перед нанесением таких веществ, баллончик встряхнуть, а саму поверхность, на которое будет наноситься антикоррозийное средство, очистить от грязи и пыли.
Некоторые консервационные смазки в виде мазей следует наносить на предмет руками или с помощью кисточки, равномерно распределив вещество.
Правила выбора
Консервационные смазки нужно выбирать в зависимости от ваших потребностей.
Есть универсальные консервационные смазки. Например, ВТВ-1. Они подойдут для мотоциклов, велосипедов. С помощью этого вещества можно обрабатывать садовые инструменты, спортивный инвентарь, охотничье, пневматическое или боевое оружие, туристическое снаряжение.
А как вы справляетесь с коррозией металлических и других предметов? Оставляйте комментарии внизу!
Консервационные смазки
Консервационные смазки производства Эксперт-ойл
Консервационные смазки занимают почетное место в ряду пластичных смазок, выпускаемых отечественной промышленностью. В общем объеме производства смазок в Российской Федерации, канатные и консервационные смазки занимают около 15 процентов. Так как промышленности требуется большой объем консервационных смазок, их изготовление сосредоточено в основном на крупных НПЗ.
Этим во многом объясняется относительно небольшое число сортов смазок, специально разработанных для консервации механизмов и машин. Сейчас действуют 11 технических условий, один отраслевой и шесть государственных стандартов на эти смазки. Широко распространены смазки Е-1, канатная 39у и особенно ПВК. Менее распространены смазки ЗЭС и ПП-95/5.
Остальные смазки производятся в небольшом количестве.
Для надежной и длительной защиты от коррозии металлических изделий наряду с консервационными можно применять многие антифрикционные смазки.
В качестве консервационных смазочных материалов наиболее рационально использовать нерастворимые в воде, химически- и коллоидно-стабильные антифрикционные смазки с низкой испаряемостью, обладающие в связи с этим хорошими защитными свойствами.
Из таких антифрикционных смазок можно назвать солидол С, литол-24; для консервации механизмов, работающих при низких температурах, можно употреблять смазку МС-70, а для приборов — смазки ОКБ-122-7 или ГОИ-54п. В условиях возможного контакта с морской водой для консервации широко используют смазки АМС.
Рекомендации по применению консервационных смазок даны в ГОСТ 13168—69. Консервационные смазки в соответствии с их составом и свойствами обычно принято разбивать на две группы: канатные и общего назначения.
Смазки общего назначения
Преобладающее положение среди всех других консервационных смазок, вырабатываемых в РФ, занимают углеводородные смазки. Уже около ста лет используют углеводородную смазку — вазелин, представляющую собой нефтяное масло, загущенное церезином и парафином.
Эта смазка была известна под разными названиями: артиллерийское или нефтяное сало, вазелин, себонафт, пушечное масло, пушечная смазка и др. В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России производит семь углеводородных смазок типа технического вазелина.
Особняком в этом ряду стоит полужидкая алюминиевая смазка ЗЭС и электроизоляционные кремнийорганические вазелины.
В неответственных случаях для консервации металлоизделий можно применять петролатум (смесь вязкого масла с твердыми парафинами и церезинами)— побочный продукт производства тяжелых авиационных масел.
Петролатум — плотный вязкий материал — удобно наносить на металлические изделия только в расплавленном виде. Затруднено и его удаление при расконсервации.
Однако низкая цена петролатума стимулирует его применение.
Смазка ПВК (пушечная) (ГОСТ 19537—83) — предназначена для защиты от коррозии металлических изделий любых размеров и формы. Она предотвращает коррозионное поражение изделий как из цветных так и черных металлов. Смазку используют для консервации узлов и агрегатов, упакованных в тару и хранящихся без тары.
Пушечная смазка защищает от коррозии металлические агрегаты и машины, находящиеся на консервации в закрытых складах, под навесами и даже на открытом воздухе.
Безусловно, при прямом воздействии атмосферных осадков, солнца и ветра, а также других неблагоприятных факторов время эффективной защиты металлов смазкой уменьшается.
Однако и в самых неблагоприятных условиях смазка ПВК способна защищать металлы от коррозии в течение многих лет (от двух до десяти), в зависимости от условий хранения узлов и агрегатов. Смазку ПВК выпускают с 1975 г. взамен трех смазок: СХК ГОСТ 11059—64, пушечной (УНЗ) ГОСТ 3005—51 и ПВК (пушечной) ГОСТ 10586—63.
Смазка ПВК представляет собой липкую мазь густой консистенции. Как правило имеет коричневый цвет. Смазку ПВК изготовляют сплавлением вязкого масла с петролатумом следующих марок: ПК, ПСс или ПС. Цвет смазки меняется с коричневого на светло-желтый, если использовать петролатум марки ПСс.
В качестве загустителя в смазку ПВК добавляют 5% церезин и присадку МНИ-7 (окисленный церезин). Температурный интервал использования смазки ПВК весьма мал. При температуре больше 50 °С она начинает плавиться и стекать с защищаемых поверхностей.
Добавление присадки МНИ-7 значительно улучшает способность смазки удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях. При температуре менее 50 °С она не сползает всем слоем (шубкой). В отличие от присадки МНИ-7, добавление пятипроцентного церезина имеет символический характер.
Добавка даже тридцатипроцентного церезина 80 или церезина 67 фактически не влияет на сползание и температуру каплепадения пушечной смазки. В разных образцах петролатума, идущих на приготовление смазки ПВК, содержание церезина различается значительно больше, чем на пять процентов.
При понижении температуры вязкость смазки ПВК резко увеличивается и она сильно густеет. Подвижность теряется уже при температурах ниже 10 °С. При таких температурах нанесение смазки весьма затруднено; точно так же невозможно ее использование в качестве антифрикционной смазки при отрицательных температурах.
Пушечная смазка вплоть до -50°С сохраняет свои защитные свойства и предотвращает коррозию металлов. Лишь в очень редких случаях при резких колебаниях температур на поверхности защитного слоя смазки могут появиться трещины.
Консервационная способность смазки ПВК обусловлена ее высокой водостойкостью. Как и все углеводородные смазки, она совершенно нерастворима в воде. Хорошие защитные свойства смазки ПВК несомненно объясняются также низкой испаряемостью, высоким сопротивлением к окислению и отличной коллоидной стабильностью.
При длительном хранении, а также в процессе эксплуатации кислотное число смазки ПВК может повышаться и достигать нескольких миллиграмм КОН на 1 г смазки. Однако это не приводит к увеличению ее коррозионной активности. При осмотре открытых металлических поверхностей, находившихся под слоем пушечной смазки в течение семи лет, коррозионного изменения поверхности не наблюдалось.
Вместе с тем кислотное число смазки достигло почти 1 мг КОН/г. Применение присадки МНИ-7 в ряде случаев объясняет появление в смазке ПВК небольшого количества водорастворимых кислот. Стандарт допускает их наличие, поскольку это не ухудшает, а даже улучшает антикоррозионные свойства смазки. Смазка ПВК при хранении сохраняет стабильными свои свойства чрезвычайно долго.
Хотя гарантийный срок ее хранения в таре, установленный ГОСТ 19537—83, 5 лет, она может без всякого ущерба сохраняться в течение 10 лет. Смазку ПВК выпускают в промышленной таре — в металлических и деревянных бочках. При поставке смазки Министерству Обороны используют бидоны из белой жести емкостью 20 литров.
Низкая стоимость и хорошие консервационные свойства обусловили широкое применение смазки ПВК. Можно с уверенностью утверждать, что она еще долго будет самой распространенной консервационной смазкой.
Защитная (смазка УНЗ) (ТУ 38 001277—76) выпускалась ранее по отмененному ГОСТ 3005—51 под наименованием пушечная УНЗ. Вырабатывается в относительно небольшом количестве заводом «Нефтегаз». По составу, внешнему виду и основным характеристикам не отличается от смазки ПВК.
Различие между ними состоит в том, что в состав защитной смазки не входит присадка МНИ-7. Отсутствие присадки МНИ-7 практически не сказывается на консервационных свойствах защитной смазки. Для консервации металлических изделий в Министерстве Обороны смазка защитная не используется.
Вазелин технический для резиновой промышленности (ОСТ 38 1.56—74), известный в прошлом под названием вазелин технический УН (ГОСТ 782—59 отменен с 1975 г.), ранее широко использовали в качестве дешевой консервационной смазки. По составу и свойствам он близок к смазке ПВК.
Сейчас нефтяная промышленность вырабатывает вазелин технический в качестве компонента (мягчителя) резиновых смесей. Вазелин, выпускаемый по отраслевому стандарту, можно использовать и для консервации металлоизделий, но он уступает смазке ПВК по температуре плавления, менее стабилен по составу и свойствам.
По стабильности при хранении в таре вазелин технический эквивалентен смазке ПВК.
Вазелин технический волокнистый ВТВ-1 производится по ТУ 38 101180—76. Изначально был разработан для электрооборудования автомобилей ВАЗ. В частности на Тольяттинском конвейере им смазывали клеммы аккумуляторов новых автомобилей.
В отличие от смазки ПВК, технический вазелин производится на маловязком масле, что значительно улучшает его низкотемпературные свойства по сравнению со смазкой ПВК. Сцепление с металлом у смазки ВТВ-1 также лучше благодаря присутствию в ВТВ-1 адгезионной добавки.
По ТУ 38 101180—76 у вазелина ВТВ-1 проверяют растворимость в хлороформе, эфире, спирте, глицерине, электролите, воде.
Однако несмотря на улучшенные характеристики взамен вазелина ВТВ-1 вполне можно использовать более распространенную и в 5 раз более дешевую смазку ПВК, близкую по основным характеристикам вазелину ВТВ-1. Гарантийный срок хранения, указанный в ТУ 38 101180—76 — 5 лет, занижен.
Вазелин ВТВ-1 вполне стабилен при хранении в таре в течение 10 лет и долее. В СССР промышленность выпускала эту смазку также и в аэрозольной упаковке под названием авто-смазка ВТВ-1 . При распылении из баллончика на защищаемую поверхность оседает тонкий защитный слой вазелина ВТВ-1. Нанесение смазки аэрозольным способом удобно.
ВНИИСТ-2 жировая для изоляции надземных трубопроводов (ТУ 38 101379—73) представляет собой обычную углеводородную смазку с добавкой около 20% консервационного масла НГ-204у (ГОСТ 18974—73). Смазка имеет полужидкую консистенцию. Название неверно отражает состав смазки, так как жир в нее не вводят.
По основным характеристикам и особенностям применения смазка ВНИИСТ-2 близка к смазке ПВК. Технические условия на нее составлены весьма лаконично. У смазки ВНИИСТ-2 не нормируется почти ни один показатель качества, имеющийся в стандартах на другие консервационные смазки, что затрудняет их сопоставление.
Основное требование, предъявляемое к смазке ВНИИСТ-2,— сохранение сплошного слоя при охлаждении ее до — 60 °С. Смазку ВНИИСТ-2 наносят на поверхность надземных трубопроводов большого диаметра, проходящих в северных районах страны. Она предотвращает коррозию при температурах от 40 до — 60 °С в течение 4 лет и более.
В частности, смазка была испытана при защите от коррозии магистральных газопроводов диаметром 530 мм Мессояха — Норильск и Таас — Тумус — Якутск. Гарантийный срок хранения в таре смазки ВНИИСТ-2 установлен 1 год. Но, по-видимому, она может храниться гораздо дольше — 10 лет и долее.
Несмотря на отсутствие данных сравнительных испытаний, можно полагать, что смазку ВНИИСТ-2 целесообразно заменить более распространенной и более дешевой смазкой ПВК.
Состав предохранительный (смазка ПП-Э5/5) (ГОСТ 4113—48)—по внешнему виду, составу и свойствам похож на другие углеводородные защитные смазки, рассматриваемые выше. Он представляет собой сплав 95% петролатума с 5% парафина.
Эта плотная мазь предназначалась для предотвращения коррозии боеприпасов, остававшихся на складах в 1945 г. при особо долгом хранении. Для нейтрализации продуктов окисления в смазку вводят 0,02% NaOH или поташа.
Такое небольшое количество никак не сказывается на коррозионной активности смазки ПП-95/5 по отношению к цветным металлам.
Антикоррозионная АК (ТУ 32 ЦТ 552—73) выпускается для железнодорожного транспорта. Ее появление и существование ничем не оправдано. Она пополнила и без того достаточно многочисленную группу углеводородных защитных смазок общего назначения. Смазку готовят загущением вязкого масла церезином — весьма дорогостоящим продуктом.
В результате антикоррозионная смазка в 3—6 раз дороже, чем все другие смазки, описанные в этой статье. По свойствам и особенностям применения антикоррозионная смазка не отличается от смазки ПВК, технического вазелина и др. Ее температура каплепадения на 6—10 °С выше, чем у других защитных смазок.
Это объясняется большей температурой плавления загустителя — церезина. В технических условиях предусмотрено испытание смазки на стальных тросах при температурах от —50 до 50 °С, так как она предназначена для покрытия стальных тросов и деталей контактной сети электрифицированных железных дорог. Вместо нее для этих целей вполне можно использовать смазку ПВК.
Кроме того, для сходных целей (защита от коррозии линий электропередачи) разработана смазка ЗЭС.
Смазка ЗЭС (ТУ 38 101474—74) представляет собой черную мазь с мягкой и вязкой консистенцией. Пенетрация смазки находится в пределах от 270 до 335. Она достаточно близка по составу к смазке АМС-3, но отличается от нее пониженным содержанием загустителя и использованием для получения алюминиевых мыл фракции СЖК.
Кроме того, в смазку вводят петролатум. Смазка ЗЭС обладает высокой температурой каплепадения, несмотря на отсутствие пластичности. Она хорошо удерживается на металлических поверхностях при высоких температурах (90— 100 °С). Способность смазки удерживаться проверяют следующим образом.
На стальную пластинку, которая установлена под углом 45 градусов, наносят слой смазки толщиной 2 мм. Затем в течение 6 часов при 92 °С испытуемый образец не должен выделять масло и стекать. Высокая водостойкость и липкость придают смазке ЗЭС хорошие консервационные свойства.
К недостаткам смазки, как и почти у всех консервационных смазок, относится высокая вязкость при минусовых температурах, что затрудняет ее нанесение в зимнее время.
Благодаря полужидкой консистенции в теплое время года защищаемые поверхности достаточно удобно покрывать смазкой ЗЭС при помощи кисти или тампона, не расплавляя ее. При нанесении окунанием или распылением смазку ЗЭС разбавляют бензином (1:1).
После нанесения защитного слоя толщиной 0,5—1,5 мм бензин на воздухе улетучивается через 20—30 мин. Основное назначение смазки ЗЭС (защитной электро-сетевой) — защита от коррозии высоковольтных линий электропередач.
В первую очередь смазка ЗЭС применяется для грозозащитных тросов а арматуры машин и механизмов, хранящихся или эксплуатируемых на открытом воздухе структурами РАО ЕЭС. Смазка ЗЭС предотвращает коррозию как черных так и цветных металлов.
Превосходные консервационные качества делают ее незаменимой для использования в тропиках, а также в контакте с морской водой. Гарантийный срок хранения смазки в таре 2 года. Фактически она сохраняет стабильность гораздо дольше.
Вазелин кремнийорганический KB 3/10Э (ГОСТ 15 975—70) назван так из-за внешнего сходства с медицинским вазелином. Фактически же это силикагелевая пластичная смазка, получаемая загущением диметилсилоксановой жидкости негидрофобизированным аэросилом А-380.
Вазелин имеет вид светлой пасты серо-голубого цвета. Он химически инертен, нетоксичен, взрывобезопасен. Термостоек при 200°С. Вазелин KB 3/10Э используют для защиты поверхности полупроводников в приборах корпусного исполнения (диодах, триодах, тиристорах).
Гарантийный срок хранения вазелина KB 3/10Э в таре установлен 1 год. Он сохраняет стабильность и при более длительном хранении. Стандарт предусматривает, наряду с вазелином марки KB 3/10Э выпуск вазелина еще двух марок: KB 3/10 и KB 3/14. С 01.03.
1978 в стандарт внесено изменение, исключающее эти марки.