Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Начинающие сварщики, самостоятельно ремонтирующие металлоконструкции и детали, нередко допускают дефекты сварки, снижающие прочность швов. Они растрескиваются, пропускают воду, разрушаются под нагрузкой. Существуют способы выявления и устранения дефектов сварных швов и соединений, снижающих прочность смонтированных конструкций, заваренных деталей.

В обзоре представлены все виды последствий нарушения технологии, способы восстановления поврежденных участков.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Причины образования дефектов

Изъяны при сварке возникают по объективным и субъективным причинам. Каждый вид металлопроката характеризуется свариваемостью. Этот показатель зависит от компонентного состава сплава, способа производства проката. Для плохо свариваемых деталей в технологические карты сразу закладывается большой процент брака.

Основные виды дефектов сварных соединений:

  • нарушение целостности металла;
  • деформация конструкций или деталей из-за возникновения внутренних напряжений;
  • нарушение формы сварного шовного валика;
  • несоблюдение геометрических параметров наплавочного валика;
  • структурные изменения металла (размера зерна в области фазового перехода сварного соединения).

Внешние дефекты не так опасны, как внутренние, невидимые. Они выявляются неразрушающими методами контроля. Самостоятельно делать ответственные сварные швы рискованно. Лучше обратиться к профессионалам.

Основные причины нарушения целостности сварных шовных валиков и зоны термовлияния:

  • некачественная обработка стыков: плохо зачищенная окалина, ржавчина, остатки оксидной пленки, жирные пятна, загрязнения;
  • применение наплавочной проволоки или электродов, не соответствующих основному металлу;
  • неисправность сварочного аппарата;
  • неправильная установка рабочих параметров: силы тока, напряжения на регуляторах сварочника;
  • неправильная укладка деталей, не учитывается коэффициент линейного расширения;
  • несоблюдение интервала между электродом и деталью, не поддерживается определенная длина дуги.

Виды дефектов сварных швов

Полная классификация возможных нарушений наружной и внутренней структуры сварных швов представлена в ГОСТ 30242-97. Возникновение наружных дефектов сварных швов нередко сопровождается глубинными нарушениями структуры сплава. Они возможны при любом способе сварки, делятся на наружные, внутренние и сквозные. О каждом виде изъянов сварных соединений стоит рассказать подробнее.

Наружные

Выявляются при визуальном осмотре. Большинство наружных дефектов сварных швов устраняются в процессе работы.

Причина трещин – несоблюдение температурного режима. Горячие формируются при высоких температурах свыше 1100°С. Холодные при недостаточном разогреве поверхности (до 200°С). При трещинах металл становится менее пластичным, разрушается под нагрузкой.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныТрещины появляются из-за несоблюдения температурного режима

Подрезы – наиболее встречающиеся дефектные нарушения сварных шовных валиков: между наплавкой и деталью видны углубления. Причины:

  • слишком высокое напряжение электродуги, сварные заготовки истончаются;
  • одна деталь проваривается сильнее, ванна расплава смещается от центра зазора.

При подрезе прочность соединения снижается, сварной шов приходится проходить еще раз.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Прожоги характерны для сварки тонкостенных изделий. Их удается избегать опытным сварщикам. К прожогу нередко приводит неуверенное управление электродом. Слишком высокий ток – еще одна причина.

Свищи – крупные раковины, похожие внешне на воронку. Они ухудшают внешний вид сварного шва, видны сразу. Их устраняют вторичной проходкой.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Кратер характеризуется рыхлостью металла, его усадкой. От них нередко идут трещины по поверхности. Возникают в области непровара при отключении или отрыве электродуги от поверхности заготовки.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныПри обнаружении кратера необходимо зачистить и заварить повторно

Наплыв – вылившийся избыточный металл: наплавка расползается без образования надежного сварного шва, нет прочного диффузного слоя. Электродуга не успевает проплавить заготовку из-за недостаточного напряжения. Другая причина – плохо зачищенные кромки, остатки окалины не расплавляются.

  Импульсная сварка: режимы, схема, устройство

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Внутренние

Внешне невидимые, но нарушающие структуру металла изъяны самые коварные. Внутренние дефекты вне зависимости от причин возникновения недопустимы на сосудах высокого давления, трубопроводах, деталях, работающих на излом.

Отпотина или трещина бывает:

  • холодная – появляются после остывания наплавки и диффузного слоя вследствие остаточных напряжений в области разогрева;
  • горячая – продольные или поперечные растрескивания, возникающие в металле на границе формирующегося зерна.

Горячие трещины на фазе формирования кристаллической решетки в легированных сплавах:

  • из-за нарушения технологического процесса (не те электроды, рабочий ток);
  • при непредвиденном отключении сварочного аппарата во время замыкания по падающей капле.

Природу трещин установить несложно. Горячие появляются сразу, характерны для массива шва, области термовлияния, если допущен перегрев или температура ниже точки плавления. Холодные формируются постепенно, пока идут фазовые превращения жидкой массы в кристаллическую решетку. Возможные причины:

  • не успевшие выделиться молекулы водорода (недостаточный разогрев);
  • высокая влажность воздуха на рабочем месте;
  • плохая экранизация расплава защитной атмосферой.

Поры классифицируются по размеру, месту расположения. Они возникают:

  • из-за инородных тел, попадающих в сварочную ванну (окислы и шлаковые включения, чешуйчатость ржавчины, влага, вольфрамовые частички от неплавящегося электрода могут стать причиной образования газовых пузырей);
  • если расплав недостаточно хорошо защищен (с обмазки выделяется мало шлака, тонкий слой флюса, сдувает защитное облако газа);
  • когда нарушается технологический процесс (не выдержана температура предварительного нагрева заготовок, не подготовлены электроды, неправильно выставлен сварочный ток).

Шлак остается в порах, если нарушена технология. Вольфрам попадает при недостаточном экранировании ванны инертным газом. Оксидные пленки остаются при плохой зачистке свариваемых поверхностей.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Непровар – дефект, характерный для начинающих. Стык между деталями недостаточно заполнен, толщина диффузного слоя неравномерная. Чаще выявляется при многослойной проходке глубоких кромок, когда не производится промежуточная проковка и удаление окалины. Другие возможные причины:

  • плохая подготовка заготовок;
  • слишком плотная установка деталей, маленький зазор;
  • высокая скорость сварки (наплавка не успевает заполнить пустоты);
  • отклонение электрода (расплав образуется рядом со стыком, а не над ним);
  • неправильно установленный рабочий ток (электроду для расплавления не хватает ампеража).

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныВиды непровара сварного шва

Пережог (его еще называют перегревом) характерен при несоблюдении технологии сварки: когда ток больше, чем нужен, а скорость низкая.

Нарушается структурная решетка: зерна в шве формируются слишком крупные, металл становится хрупким из-за критической ударной вязкости.

Дефект не устраняется термообработкой, влияющей на микроструктуру, необходимо делать глубокую зачистку, а затем заделку области пережога.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныПережог — нарушение структурной решетки

Сквозные

Просветы определяются визуально или при проверке герметичности. Главная причина сквозных дефектов – прожоги. Характерны для тонкостенных деталей, электрод насквозь прожигает металл рядом с наплавленным шовным валиком. Причина прожога – несоблюдение технологического процесса:

  • большой зазор между свариваемыми заготовками;
  • повышенный ток;
  • низкая скорость перемещения электрода;
  • прекращение подачи защитного газа.

При образовании отверстия ванна расплава не формируется, металл утекает за ее пределы.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Контроль качества сварных соединений

Сварщик несет индивидуальную ответственность за качество работы. Недопустимые дефекты – такие, при которых изделие или конструкцию нельзя эксплуатировать.

Поврежденный сварочный шов может лопнуть под воздействием окружающей среды, силовой нагрузки. Контролеру необходимо выявить тип дефекта, место его расположения, размер.

В зависимости от предполагаемых условий эксплуатации выбирает методы контроля.

  Как варить тонкий металл электродом

ВИК (визуально-измерительный) – самый простой и доступный. Соединение измеряют, осматривают. Для улучшения визуализации используют лупы, реже микроскопы (смотрят зернистость застывшего металла).

Цветная дефектоскопия используется для выявления трещин, несплошностей, наплывов в области сварных швов.

Диагностические методы с использованием приборов (радиационный, ультразвуковой, магнитно-резонансный) определяет внешне невидимые дефекты образованного металлического слоя, зон фазового перехода, где возникают внутренние напряжения. Место сварки покрывают тремя типами химических средств.

Сначала очистителем (ацетоном или другими растворителями) подготавливают поверхность. После этого сварной шов из пульверизатора или кисточкой покрывают индикатором-пенетрантом, подходящими к данному виду стали или цветного металла. Затем проявителем. Через несколько секунд несплошности становятся видны.

Индикаторную пленку после осмотра сварного соединения снимают сухой тканью и салфеткой, следов на деталях не остается.

Способы устранения дефектов сварных швов

Допускаются только незначительные по размеру изъяны, не влияющие на прочность соединений. Большинство дефектов сварочных швов, выявленных в ходе контроля, необходимо устранить. Они ухудшают эксплуатационные свойства металлоконструкций, могут стать причиной аварии, разгерметизации трубопроводов или сосудов.

Методика исправления недостатков сварки зависит от вида дефектных нарушений:

  1. Пористость, выявленную визуально или методом неразрушающего контроля, вырубают. Швы проваривают заново с соблюдением технологии, снижающей риск образования газовых полостей на поверхности и внутри металла.
  2. Свищи по природе схожи с глубокой пористостью, отличаются образованием воронок различной глубины. Неустранимые подваркой нарушения шва вырубают. Делают обрубку и зачистку дефектного участка, если массивный валик позволяет такую корректировку.
  3. Подрезы по линии диффузного слоя обычно бывают на сверхнормативно направленных валиках. Их убирают зачисткой или дополнительной наплавкой металла.
  4. Непровары случаются, когда кромки плохо разогреваются при образовании ванны расплава. Дефект, обнаруженный во время приемки изделия, корректируют новой проходкой. Участок шва с дефектом удаляют болгаркой или механически вырубают, после этого заполняют расплавом.
  5. Наплывы или подтеки снимают шкуркой, как регламентировано в стандарте. Объемные дефекты предварительно срубают, затем проводят зачистку шкуркой допустимого размера или напильником. После подготовки кромок снова наплавляют валик.
  6. Шлаковые вкрапления, снижающие прочность на разрыв, видимые или выявленные аппаратурой, удаляют механически, образовавшийся зазор тщательно проваривают, после этого доводят валик до нужных параметров.
  7. Отклонения валика от допустимых геометрических размеров:
  • в сторону увеличения устраняют зачисткой, срубанием излишков металла;
  • в меньшую – подваркой шва.

Качество соединения зависит не только от профессионализма сварщика. Скачки напряжения в сети гасят не все сварочники, некоторые начинают хуже работать. Появлению пор способствует окисление ванны расплава, насыщение стали водородом, азотом.

Какой бы ни была причина прогаров, наплывов или других дефектов, их необходимо после обнаружения обязательно устранить, переварить металл или хорошо зачистить валик.

Читайте также:  Как и чем полировать дерево в домашних условиях: фото, видео

Дефекты ухудшают не только внешний вид соединения, но и снижают сопротивляемость металла к механическим разрушениям под ударной, динамической крутящей или однонаправленной статической нагрузкой.

Источник: https://svarkaprosto.ru/tehnologii/defekty-svarnyh-shvov

Дефекты сварных швов и соединений. Способы их устранения

От качества сварки зависит дальнейшая эксплуатация конструкции, поэтому дефекты сварных соединений не допускаются. Возникновению дефектов способствует множество факторов, например:

  • нарушение технологии работ;
  • халатность;
  • невысокая квалификация сварщика;
  • применение неисправного оборудования;
  • производство работ без надлежащей подготовки, в неблагоприятных погодных условиях.

Различают допустимые и не допустимые значения дефектов сварных швов от степени снижения технических параметров изделия по прочности. При допустимых нарушениях исправление дефектов сварки не производится, во втором случае их устранение необходимо. Пригодность изделия к эксплуатации, определение соответствия шва нормам производится по ГОСТ 30242-97.

Виды дефектов сварки

Правильный сварочный шов подразумевает однородность состава основного и присадочного материала, образование нужной его формы, отсутствие трещины, непровара, наплыва, наличием чужеродных веществ. Различают следующие виды дефектов сварных соединений:

  • наружные;
  • внутренние;
  • сквозные.

Что собой представляют наружные дефекты?

Наружные дефекты сварных швов и соединений обнаруживаются визуально. Нарушения режима сварки, не соблюдение точности направления и движения электрода из-за спешки или безответственности сварщика, колебания напряжения электричества при производстве сварочных работ приводят к образованию шва неправильного размера и формы.

Характерными признаками наружного вида брака являются: различие ширины продольных швов и катетов угловых, резкость перехода от основной стали к наплавленной.

При ручном способе сварки нарушения происходят вследствие ошибок в подготовке кромок, пренебрежения режимом и скоростью сварки, отсутствия своевременного контрольного обмера.

Дефекты сварных швов и причины их образования при ведении автоматического или полуавтоматического способа сварочных работ кроются в чрезмерных скачках напряжения электричества, ошибках в режиме.

Различают следующие наружные виды дефектов сварных швов:

Трещины швов бывают горячие и холодные, продольные, поперечные, радиальные. Первые из них имеют место при применении высоких температур от 1100 до 1300°С, воздействующих на свойства металла в плане снижения пластичности, появления деформаций растяжения.

Этот вид дефектов сварных швов сопровождается увеличением в составе стали нежелательных химических элементов. Холодные трещины могут появляться при температуре до 120°С во время остывания, позже – под воздействием нагрузок во время эксплуатации.

Причиной данного вида брака может стать снижение прочности стали из-за сварочных напряжений или присутствие растворенных атомов водорода.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Подрез характеризуется наличием углубления между сплавленной и основной сталью. Этот вид дефекта сварочного шва встречается больше других. Увеличение напряжения дуги при быстрой сварке, приводит к утончению толщины стали, снижению прочности.

Более глубокая проплавка одной из кромок является причиной стекания жидкой стали на другую поверхность, из-за чего канавка сварки не успевает заполниться. В данном случае, дефекты сварки и способы их устранения определяются визуально.

Недостатки в работе устраняются путем зачистки, с последующей переваркой.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Наплыв возникает, когда сплавленный металл натекает на поверхность основной стали без образования однородной массы с ним. Этому виду брака характерно образование очертания шва без обретения достаточной прочности, что сказывается в общей выносливости металла.

Причина брака в применении низкого напряжения дуги, наличие окалин на кромках частей, натекание проплавленной стали при сварке горизонтальных швов, когда поверхность свариваемых конструкций вертикальна.

Чрезмерно медленная сварка также приводит к образованию наплывов, из-за появления излишек расплавленного металла.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

 Кратеры появляются из-за резкого отрыва дуги. Они имеют вид углублений, где может образоваться непровар, рыхлость материала с усадочным свойством, приводящим к появлению трещин. Кратеры возникают из-за погрешностей сварщика. Так как кратер обычно является причиной появления трещин, из-за чего не допускается, при его обнаружении следует зачистить, затем заваривать повторно.

Рекомендуем!   Сварка листов полипропилена своими руками
Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныОбразовавшийся кратер в сварочном шве

Свищи имеют вид воронок с углублением на теле шва. Они образуются из раковин или пор достаточно больших размеров, при недостаточной подготовке поверхности элементов сварки и присадочной проволоки. Данный вид дефекта также можно увидеть при визуальном осмотре и подлежат немедленному устранению.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Внутренние дефекты сварочных швов

Внутренние недостатки сварки визуально обнаружить невозможно. Обычно появляются из-за нарушения технологического процесса сварки и не надлежащего качества материала. При внутренних дефектах также могут появиться трещины, но они не видны или малы, но со временем могут раскрыться.

Скрытые трещины опасны тем, что их трудно обнаружить, а напряжение может возрастать постепенно, и может привести к скоротечному разрушению конструкции, поэтому чрезмерно опасны. Причиной брака могут быть огромные напряжения, быстрое охлаждение при использовании углеродистых и легированных сталей.

Наиболее распространенные виды данного рода дефектов следующие:

 Непровар происходит при недостаточном сплавлении свариваемых частей шва на местах. Причина кроется в ненадлежащей подготовке кромок, связанных с наличием ржавчины, окалины, недостатком зазора и притуплением кромок.

Кроме этого, спешка и быстрая скорость ведения сварки, малая сила тока или смещение электрода от оси шва тоже могут привести к непровару шва.

Из-за уменьшения сечения сварного шва появляется концентрация напряжений, что отражается в снижении прочности соединений, которая составляет при вибрационных нагрузках до 40%, а большие участки непроваров – до 70%. При превышении допустимых значений требуется зачистка шва и ее переварка.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Поры – это свободные пространства сварного шва, заполненные газом, преимущественно, водородом. Причиной этого вида брака является наличие чужеродных примесей в свариваемых материалах, сырость, недостаточная защита сварочной ванны. При превышении допустимых концентраций пор сварочный шов подлежит переварке.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Кроме этого, можно отметить шлаковые, вольфрамовые, оксидные включения, также возникающие при нарушении технологии сварочного процесса.

Рекомендуем!   Как варить полуавтоматом без газа

Сквозные дефекты

Этот вид брака подразумевают наличие пор, проходящих через всю толщину сварки, также обнаруживаются визуально. Преимущественно возникают при ведении сквозной сварки. При данном виде дефекта возможно появление прожогов и трещин.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

Прожог возникает от применения большого тока и медленной сварки. Причина – чрезмерная открытость зазора у кромок, неплотное прилегание подкладок, вследствие чего происходит утечка сварочной ванны. Проверка шва на наличие брака проводится визуально, при его превышении допустимой нормы, требуется зачистка и переварка сварки.

Методы обнаружения, контроля и устранения дефектов

Чтобы обнаружить дефекты сварного шва применяются следующие способы:

  1.  визуальный осмотр – проводится с применением увеличительных приборов;
  2.  цветная дефектоскопия – основан на изменении цвета специального материала при соприкосновении с текучим материалом, например, с керосином;
  3. магнитный метод – измерение искажения магнитных волн;
  4.  ультразвуковой метод – применение ультразвуковых дефектоскопов, измеряющих отражение звуковых волн;
  5.  радиационный метод – просвечивание сварных швов рентгеном и получение снимка со всеми деталями дефекта.

Для обеспечения качества сварного шва проводится маркировка и клеймение. Каждый сварщик ставит свое клеймо на своем участке сварки.

При обнаружении брака необходимо провести устранение дефектов сварки. Для этого применяют следующие виды работ:

  • заварка – используют для ликвидации крупных трещин, предварительно подготовив трещину сверлением и зачисткой при помощи зубила или абразивного инструмента;
  •  внутренние мелкие трещины, непровары и включения подлежат полной зачистке или вырубке с повторной сваркой;
  •  неполные швы и подрезы сварного шва устраняют наплавкой или заваркой тонкими слоями;
  •  удаление наплывов производят механическим путем с помощью абразивного инструмента;
  •  перегрев металла устраняют путем термической обработки.

Источник: https://svarkagid.ru/tehnologii/defekty-svarochnyh-shvov.html

Дефекты сварных швов: ультразвуковая дефектоскопия и контроль соединений

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причины

  • Дефекты сварных швов негативно влияют на качество и долговечность изготовленной металлоконструкции, провоцируя ее деформацию и разрушение со временем.
  • Поэтому сварку нужно выполнять таким образом, чтобы созданные соединения получались максимально качественными и аккуратными, лишенными недостатков.
  • Если же справиться с этой задачей мастерски не вышло, стоит поинтересоваться, существуют ли надежные способы устранения дефектов при сварке и изучить их.

Что такое дефекты сварочных соединений?

Дефекты сварных швов ‒ это изъяны на поверхности или внутри созданного путем применения сварочного оборудования шва.

Они могут иметь разную степень выраженности, форму, размер и приводят к снижению полезного срока металлоконструкции, могут влиять на ее эксплуатационные параметры, поэтому крайне нежелательны в работе.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныВнешние дефекты сварных швов.

Появление сварочных изъянов можно объяснить разными причинами:

  1. Созданные соединения могут иметь низкое качество, если мастер не обладает большим опытом выполнения сварочных операций: нарушает технологию электродуговой, аргоновой, лучевой сварки, пренебрегает подготовительным процессом, термообработкой узлов, путает схему сборки деталей, выбирает неверный режим функционирования сварочного аппарата при лазерной сварке и т. п.
  2. Также неважные показатели швов могут являться следствием применения кустарно изготовленного или неисправного оборудования при ручной электродуговой сварке, низкокачественного металла, дешевых расходных материалов.

Все шовные дефекты называются по-разному и условно делятся на несколько групп, каждая из которых отличается определенным видом и особенностями:

  • наружные;
  • внутренние;
  • сквозные.

Особенности недостатка определят наиболее подходящий способ его исправления. Для предупреждения подобных проблем в дальнейшем сварщику важно провести работу над ошибками и уяснить, что в его работе повлекло столь печальные результаты.

Это такие изъяны, которые не способны влиять на качество сварочного соединения. Но их количество в любом варианте должно быть минимальным, чтобы срок службы изделия был максимальным.

Читайте также:  Наждачная бумага: основа, виды зернистости, таблица маркировки

Видовое разнообразие дефектов

Неопытный сварщик в процессе создания сварных стыков полуавтоматом может столкнуться с разными видами дефектов сварки. Они отличаются внешними характеристиками и появляются вследствие нарушения технологии сварки: ТИГ, электродуговая ручная сварка, автомат и т.п.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныПричины дефектов сварных швов.

Такие проблемы важно хорошенько изучить, что позволит не допускать порчу свариваемых деталей при ручной дуговой сварке и реализации иных технологий создания соединений металлоконструкций в дальнейшем.

  • наружные: трещины, подрезы, наплывы, кратеры, окалины, сварные раковины;
  • внутренние: пористая структура, недостаточная провариваемость, посторонние включения;
  • сквозные: трещины, прожоги.

Наружные недостатки имеют такое название, так как находятся на лицевой стороне соединения и видимы глазу. Для их обнаружения достаточно провести визуальный осмотр детали. Внутренние дефекты располагаются внутри сварочного соединения, поэтому сразу не заметны.

Определить наличие данной проблемы можно с помощью дефектоскопии сварных швов, включая ультразвуковую, механическую и рентген обработку. Наиболее катастрофичны сквозные изъяны, поскольку их устранение не всегда осуществляется на 100%.

Наружные дефекты

При нарушении технологии сварки и применении расходного материала неважного качества можно получить следующие дефекты сварки: наплывы, подрезы, незаваренные кратеры, поверхностные поры, прожоги, трещины и т.п.

Наплывы являются результатом стекания расплавленного металла сварной проволоки на нерасплавленный основной металл конструкции или предварительно осуществленный валик.

Такие недостатки могут иметь местный характер и проявляться отдельными зонами, а могут приобретать вытянутую форму и занимать приличную площадь на металлоизделии.

Основная причина появления наплывов заключаются в следующем:

  • сварщик неверно выставил силу тока при длинной дуге и ошибся с подбором скорости работы оборудования;
  • был выбран чрезмерно большой наклон плоскости, на которую накладывался сварной шов;
  • электрод неправильно вели, или он изменил свое первоначальное положении при выполнении кольцевых швов под флюсом;
  • сварщик имел недостаточный опыт или работал в неудобном пространственном положении: вертикальном или горизонтальном.

Подрезы являются углублениями на поверхности основного металла, идущими по краям сварного шва. Глубина подреза может колебаться в пределах 0,1-1 мм.

Причинами, по которым образуются такие дефекты сварных соединений, являются:

  • ток чрезмерно высокой силы;
  • напряжение дуги свыше нормы;
  • неудобная поза сварщика в пространственном плане;
  • небрежно выполненная сварка.

Наличие такой погрешностей опасно, поскольку подрезы способны уменьшить рабочую толщину металла в местах соединения металлических деталей, спровоцировать появление местной концентрации напряжений от рабочих нагрузок и стать причиной деформации сварных швов со временем.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныНаименования дефектов сварного шва.

Также отметим, что подрезы стыковых и угловых швов, располагающиеся поперек действующих на них сил, могут вызвать резкое снижение вибрационной прочности соединений.

Кратер ‒ вмятина, появляющаяся в случае резкого обрыва дуги в конце сварки. Очень часто такая проблема возникает при создании коротких швов.

Размер кратера определяется величиной сварного тока:

  • при ручном методе сварки его диаметр составляет 3-20 мм;
  • при автоматической сварке кратер приобретает форму удлиненной канавки.

Прожоги представляют собой проплавление основного или наплавленного металла, на котором иногда образуются сквозные отверстия.

Причиной возникновения данных дефектов являются:

  • недостаточное притупление кромок, большой зазор между ними;
  • завышенный сварочный ток или мощность горелки на фоне невысоких скоростей сварки;
  • недостаточного поджатия флюсовой подушки, медной подкладки при автоматической сварке;
  • при чрезмерно длительной сварке, недостаточном усилии сжатия, при наличии загрязнений на поверхностях сварных деталей, проволоки при точечной и шовной контактной сварке.

Особенно часто можно наблюдать прожоги при сварке тонкого металла, при организации первого прохода многослойного сварного шва. Такие дефекты можно устранить, но даже после этого соединение не приобретает удовлетворительные характеристики и эстетический вид.

Поэтому стоит изначально прилагать все усилия, чтобы не допустить появления подобных дефектов на поверхности сварного шва.

На заметку! Отдельно стоит отметить такой дефект, как трещина сварного соединения. Ответим, что называют трещиной: нарушение плоскости металла, спровоцированное охлаждением, воздействием нагрузок. Она может относиться и к наружным, и к внутренним дефектам сварки.

Обнаружить наружные дефекты на сварных швах можно с помощью визуально-измерительного контроля, капиллярной дефектоскопии, а также иными способами неразрушающего контроля: рентген, ультразвук.

Внутренние дефекты

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныРазновидности сварных соединений.

К внутренним дефектам сварки причисляют:

  1. Холодные трещины.
    Появляются исключительно после остывания и затвердевания сварного соединения вследствие его несоответствия действующим нагрузкам.
  2. Горячие трещины.
    Проявляются в момент нахождения металла сварного соединения в состоянии между температурой плавления и отвердевания ввиду применения низкокачественной присадки, неверной технологии заварки кратера, из-за резкой остановки сварочного процесса, вследствие прожогов при сварке. Такие дефекты могут иметь несколько типов расположения: вдоль и поперек соединения металлических деталей.
  3. Поры.
    Могут возникнуть при любой технологии сварки из-за наличия загрязнений на поверхности соединяемых деталей, неважной защиты сварной ванны потоком газа, маслом, краской, сварки несовместимых сплавов, ржавчины и окисления металла. Поры различаются по размерам и, зачастую, имеют хаотичное распределение по сварному шву: располагаются как внутри соединения, так и на его поверхности.

Устранение выявленных дефектов сварочных швов, незаметных глазу, необходимо осуществлять после определения основных причин, спровоцировавших появление дефекта, вне зависимости от того факта, осуществлялась технология лазерной сварки или применялся иной вид выполнения сварочных операций.

Это позволит подобрать наиболее эффективный метод борьбы с проблемой и не допустить таких ошибок в будущем.

Сквозные

Сквозные дефекты представляют собой отверстия в металлической детали, которое образуется вследствие неправильной сварки. Мастер выбирает неверный режим работы сварочного аппарата и прожигает металл насквозь.

Дефекты контактной сварки сквозного типа – это:

  • подрез при выполнении сварки;
  • трещина;
  • прожог.

Как обнаружить сварные дефекты?

Обнаружить дефект сварного соединения можно следующими способами:

  • визуальный осмотр осуществляется при помощи увеличительного прибора и позволяет обнаружить даже крохотные дефекты точечной сварки;
  • дефектоскопия сварных швов – метод диагностирования качества сварного шва, основанный на склонности специального материала менять свой цвет в момент, когда он соприкасается с текучим материалом, к примеру, с керосином;
  • магнитный метод – выполнение измерений искажения магнитных волн;
  • УЗК – проверка ультразвуком предполагает использование специальных ультразвуковых дефектоскопов, способных измерить степень отражения звуковых волн;
  • радиационный метод осуществляется путем просвечивания сварного шва рентгеном, получением снимка, описывающего все детали проблемного участка.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныНаплывы на внутренней и внешней стороне сварного шва.

Цветная дефектоскопия и ультразвуковой контроль сварных соединений считаются наиболее эффективными методами выявления дефектных сварных соединений, но осуществить их в бытовых условиях практически невозможно.

Устранение недостатков сварных швов

  1. Практически все дефекты сварных соединений, за исключением наиболее незначительных по размеру, требуют устранения.
  2. Если этого не сделать, эксплуатационные параметры швов и самой металлоконструкции значительным образом ухудшатся: наличие дефектов сварки может привести к деформации металла, его скорого разрушения при механическом давлении.

  3. Разновидности недостатков сварных швов определят методы борьбы с ними.

Дефекты сварных швов: виды, методы обнаружения и контроля, причиныВиды дефектов сварных соединений.

Поэтому охарактеризуем самые распространенные дефекты сварки и способы их устранения:

  1. Отклонения параметров швов от норм по ширине, высоте, катету, перетяжки соединений.
    Выявляются путем осуществления внешнего осмотра швов, анализ их размеров при помощи шаблонов. Устранить дефект можно путем срубания излишков металла, зачистки швов, подварки узких мест соединения.
  2. Подрезы представляют собой углубление по линии сплавления рабочего и основного металла.
    Найти проблему поможет внешний осмотр швов, а устранить ее получится, если выполнить качественную зачистку места подреза и подварку самого шва.
  3. Пора сварного шва представляет собой полость округлой формы с газом.
    Иногда несколько пор соединяются в цепочку. Способ выявления и методы устранения дефектов такого рода: визуальный осмотр, осмотр излома шва.
  4. Свищи в форме воронкообразного углубления выявляются при внешнем осмотре, удаляются рубкой, строжкой с дальнейшей зачисткой и подваркой.
  5. Непровар появляется из-за недостаточного расплавления кромок сварного соединения.
    Устранить дефект можно после визуального выявления, выяснения причины образования непроваров. Не допустить использование бракованной детали позволит метод контроля при лазерной сварке, а устраняется непровар вырубкой и выстрагиванием, зачищением и подваркой.
  6. Наплывы на сварных швах имеют вид натекания металла сварного шва на поверхность рабочего металла.
    Эффективно выявляются и устраняются путем проведения внешнего осмотра, подрубки и удаления наплыва, а непроваренные участки потребуется подварить.
  7. Шлаковые включения ‒ дефекты в виде вкрапления шлака.
    Выявить такую проблему и устранить ее можно при помощи визуального анализа детали, рентгено- и гаммаконтроля, контроля ультразвуковым агрегатом, магнитографическим оборудованием. Шлак из дефектного участка потребуется удалить, зачистить, подварить.

Подведем итоги

Дефекты сварочных швов возникают при нарушении технологии сварки и ставят под угрозу стабильность сварочного шва и функциональность всей металлоконструкции.

По этой причине уважающему себя мастеру важно выучить основные дефекты швов ‒ появления пор, наплывов, прогаров и т.п ‒ и причины их образования при сварочном процессе.

Это позволит подобрать максимально эффективное решение для устранения недостатков соединений при точечной сварке, использовании лазера, электрической дуги, аргона и т.п.

Источник: https://tutsvarka.ru/vidy/defekty-svarnyh-shvov

Вопрос 26. Основные дефекты сварных швов и виды контроля качества

Контроль
по образцам технологических проб.

В
этом случае периодически изготовляют
образцы соединений из материала той же
марки и толщины, что и свариваемое
изделие, и подвергают их всесторонней
проверке: внешнему осмотру, испытаниям
на прочность соединений, просвечиванию
рентгеновскими лучами, металлографическому
исследованию и т.д. К недостаткам такого
способа контроля следует отнести
некоторое различие между образцом и
изделием, а также возможность изменения
сварочных условий с момента изготовления
одного образца до момента изготовления
следующего.

Читайте также:  Инверторный сварочный аппарат: выбор, устройство, характеристики

Контроль
с использованием обобщающих параметров
,
имеющих прямую связь с качеством сварки,
например использование дилатометрического
эффекта в условиях точечной контактной
сварки. Однако в большинстве случаев
сварки плавлением трудно или не всегда
удается выявить наличие обобщающего
параметра, позволяющего достаточно
надежно контролировать качество
соединений.

Контроль
параметров режима сварки.
Так
как в большинстве случаев определенных
обобщающих параметров для процессов
сварки плавлением нет, то на практике
контролируют параметры, непосредственно
определяющие режим сварки.

При дуговой
сварке такими параметрами в первую
очередь являются сила тока, дуговое
напряжение, скорость сварки, скорость
подачи проволоки и др.

Недостаток такого
подхода заключается в необходимости
контролирования многих параметров,
каждый из которых в отдельности не может
характеризовать непосредственно уровень
качества получаемых соединений.

Контроль
изделий производят пооперационно или
после окончания изготовления. Последним
способом обычно контролируют несложные
изделия. Качество выполнения сварки на
изделии оценивают по наличию наружных
или внутренних дефектов.

Развитие физики
открыло большие возможности для создания
высокоэффективных методов дефектоскопии
с высокой разрешающей способностью,
позволяющих проверять без разрушения
качество сварных соединений в ответственных
конструкциях.

В зависимости
от того, нарушается или не нарушается
целостность сварного соединения при
контроле, различают неразрушающие и
разрушающие методы контроля.

 Дефекты
сварных соединений и причины их
возникновения

В процессе
образования сварных соединений в металле
шва и зоне термического влияния могут
возникать различные отклонения от
установленных норм и технических
требований, приводящие к ухудшению
работоспособности сварных конструкций,
снижению их эксплуатационной надежности,
ухудшению внешнего вида изделия. Такие
отклонения называют дефектами. Дефекты
сварных соединений  различают по
причинам возникновения  и месту их
расположения (наружные и внутренние).
В зависимости от причин возникновения
их можно разделить на две группы. К
первой   группе  относятся
дефекты, связанные с металлургическими
и тепловыми явлениями, происходящими
в процессе образования, формирования
и кристаллизации сварочной ванны и
остывания сварного соединения (горячие
и холодные трещины в металле шва и
околошовной зоне, поры, шлаковые
включения, неблагоприятные изменения
свойств металла шва и зоны термического
влияния).

Ко второй
группе дефектов, которые называют
дефектами формирования швов, относят
дефекты, происхождение которых связано
в основном с нарушением режима сварки,
неправильной подготовкой и сборкой
элементов конструкции под сварку,
неисправностью оборудования, недостаточной
квалификацией сварщика и другими
нарушениями технологического процесса.
К дефектам этой группы относятся
несоответствия швов расчетным размерам,
непровары, подрезы, прожоги, наплывы,
незаваренные кратеры и др. Виды дефектов
приведены на рис. 1. Дефектами формы и
размеров сварных швов являются их
неполномерность, неравномерные ширина
и высота, бугристость, седловины,
перетяжки и т.п.

Рис.
1. Виды дефектов сварных швов:

а
— ослабление шва. б — неравномерность
ширины, в — наплыв, г — подрез, с — непровар,
с — трещины и поры, ж — внутренние трещины
и поры, з — внутренний непровар, и —
шлаковые включения

Эти дефекты
снижают прочность и ухудшают внешний
вид шва.

Причины их возникновения при
механизированных способах сварки —
колебания напряжения в сети, проскальзывание
проволоки в подающих роликах, неравномерная
скорость сварки из-за люфтов в механизме
перемещения сварочного автомата,
неправильный угол наклона электрода,
протекание жидкого металла в зазоры,
их неравномерность по длине стыка и
т.п. Дефекты формы и размеров швов
косвенно указывают на возможность
образования внутренних дефектов в шве.

Наплывыобразуются
в результате натекания жидкого металла
на поверхность холодного основного
металла без сплавления с ним.

Подрезыпредставляют
собой продолговатые углубления (канавки),
образовавшиеся в основном металле вдоль
края шва. Они возникают в результате
большого сварочного тока и длинной
дуги.Прожоги
это сквозные отверстия в шве, образованные
в результате вытекания части металла
ванны.

Причинами их образования могут
быть большой зазор между свариваемыми
кромками, недостаточное притупление
кромок, чрезмерный сварочный ток,
недостаточная скорость сварки.

Непроваромназывают
местное несплавление кромок основного
металла или несплавление между собой
отдельных валиков при многослойной
сварке.

Трещины,
также как и непровары, являются наиболее
опасными дефектами сварных швов.Шлаковые
включения
, представляющие
собой вкрапления шлака в шве, образуются
в результате плохой зачистки кромок
деталей и поверхности сварочной проволоки
от оксидов и загрязнений.

Газовые
поры
появляются в сварных швах
при недостаточной полноте удаления
газов при кристаллизации металла шва.

Причины пор — повышенное содержание
углерода при сварке сталей, загрязнения
на кромках, использование влажных
флюсов, защитных газов, высокая скорость
сварки, неправильный выбор присадочной
проволоки.

  • Микроструктура
    шва и зоны термического влияния
    в
    значительной степени определяет свойства
    сварных соединений и характеризует их
    качество.
  • Методы
    неразрушающего контроля сварных
    соединений
  • К
    неразрушающим методам контроля качества
    сварных соединений относят внешний
    осмотр, контроль на непроницаемость
    (или герметичность) конструкций, контроль
    для обнаружения дефектов, выходящих на
    поверхность, контроль скрытых и внутренних
    дефектов.

Контроль
керосином
основан на физическом
явлении капиллярности, которое заключается
в способности керосина подниматься по
капиллярным ходам — сквозным порам и
трещинам. В процессе испытания сварные
швы покрываются водным раствором мела
с той стороны, которая более доступна
для осмотра и выявления дефектов.

Контроль
аммиаком
основан на изменении
окраски некоторых индикаторов (раствор
фенолфталеина, азотнокислой ртути) под
воздействием щелочей. В качестве
контролирующего реагента применяется
газ аммиак.

Контроль воздушным
давлением
(сжатым воздухом или другими
газами) подвергают сосуды и трубопроводы,
работающие под давлением, а также
резервуары, цистерны и т.п. Это испытание
проводят с целью проверки общей
герметичности сварного изделия.

Контроль
гидравлическим давлением
применяют
при проверке прочности и плотности
различных сосудов, котлов, паро-, водо-
и газопроводов и других сварных
конструкций, работающих под избыточным
давлением.

Вакуумному
контролю
подвергают сварные
швы, которые невозможно испытать
керосином, воздухом или водой и доступ
к которым возможен только с одной
стороны. Его широко применяют при
проверке сварных швов днищ резервуаров,
газгольдеров и других листовых
конструкций.

Рис.
2. Вакуумный контроль шва:

1
– вакуумметр, 2 — резиновое уплотнение,
3 — мыльный раствор, 4 — камера.

В зависимости
от формы контролируемого изделия и типа
соединения могут применяться плоские,
угловые и сферические вакуум-камеры.
Для создания вакуума в них применяют
специальные вакуум-насосы.

Люминесцентный
контрольи контроль методом красок
,
называемый также капиллярной
дефектоскопией, проводят с помощью
специальных жидкостей, которые наносят
на контролируемую поверхность изделия.
Эти жидкости, обладающие большой
смачивающей способностью, проникают в
мельчайшие поверхностные дефекты —
трещины, поры, непровары.

Контроль
методом красок
заключается в
том, что на очищенную поверхность
сварного соединения наносится смачивающая
жидкость, которая под действием
капиллярных сил проникает в полость
дефектов. После ее удаления на поверхность
шва наносится белая краска. Выступающие
следы жидкости обозначают места
расположения дефектов.

Контроль
газоэлектрическими течеискателям
и
применяют для испытания ответственных
сварных конструкций, так как такие
течеискатели достаточно сложны и
дорогостоящи.

Магнитные
методы контроля
основаны
на обнаружении полей магнитного
рассеяния, образующихся в местах дефектов
при намагничивании контролируемых
изделий. Изделие намагничивают, замыкая
им сердечник электромагнита или помещая
внутрь соленоида.

Рис.
3. Магнитная запись дефектов на ленту:
1
— подвижный электромагнит, 2 — дефект
шва, 3 — магнитная лента.

Радиационные
методы контроля
являются надежным и
широко распространенными методами
контроля, основанными на способности
рентгеновского и гамма-излучения
проникать через металл.

Рис.
4. Схема радиационного просвечивания
швов: а — рентгеновское,  б —
гамма-излучением: 1 — источник излучения,
2 — изделие, 3 — чувствительная пленка

Ультразвуковой
контроль
основан на способности
ультразвуковых волн проникать в металл
на большую глубину и отражаться от
находящихся в нем дефектных участков.

В процессе контроля пучок ультразвуковых
колебаний от вибрирующей пластинки-щупа
(пьезокристалла) вводится в контролируемый
шов.

При встрече с дефектным участком
ультразвуковая волна отражается от
него и улавливается другой пластинкой-щупом,
которая преобразует ультразвуковые
колебания в электрический сигнал (рис.
5).

Рис.
5. Ультразвуковой контроль швов:
1
— генератор УЗК, 2 — щуп, 3 — усилитель, 4 —
экран
.

  .

Методы
контроля с разрушением сварных соединений

К этим
методам контроля качества сварных
соединений относятся механические
испытания, металлографические
исследования, специальные испытания с
целью получения характеристик сварных
соединений.

Эти испытания проводят на
сварных образцах, вырезаемых из изделия
или из специально сваренных контрольных
соединений — технологических проб,
выполненных в соответствии с требованиями
и технологией на сварку изделия в
условиях, соответствующих сварке
изделия.

При
макроструктурном методе
изучают
макрошлифы и изломы металла невооруженным
глазом или с помощью лупы. Макроисследование
позволяет определить характер и
расположение видимых дефектов в разных
зонах сварных соединений.

При
микроструктурном анализе
исследуется
структура металла при увеличении в 50 —
2000 раз с помощью оптических микроскопов.

Микроисследование позволяет установить
качество металла, в том числе обнаружить
пережог металла, наличие оксидов,
засоренность металла шва неметаллическими
включениями, величину зерен металла,
изменение состава его, микроскопические
трещины, поры и некоторые другие дефекты
структуры.

Источник: https://studfile.net/preview/6058955/page:18/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector