Таймер для споттера своими руками

Споттер представляет собой устройство для ликвидации дефектов и вмятин на металлических поверхностях. Аппарат встречается на автомобильных мастерских, где его используют для восстановления деталей кузова. Но поскольку стоимость оборудования достаточно высокая, есть смысл собрать споттер своими руками.

Таймер для споттера своими рукамиСпоттер – устройство для ликвидации металлических вмятин.

Под споттером подразумевается профессиональное приспособление для ремонтных работ. Аппарат имеет 2 вывода:

  1. Массу.
  2. Кабель с пистолетом.

Массу необходимо подсоединить к металлической поверхности автомобиля, достав перед этим из капота АКБ. При нажатии клавиши на рабочем пистолете происходит подача сварочного тока. В результате место обработки подогревается, сопротивление растет, а металл расплавляется. Другие части кузова не подвергаются нагреву.

Предназначение и области применения

Споттеры востребованы для кузовного ремонта. Прибор позволяет соединить любые металлические детали, а также выровнять поверхность путем локального нагрева, если другие методы неэффективны.

Таймер для споттера своими руками

Аппарат подходит для использования в сложных условиях, где невозможно применить стационарное сварочное оборудование. Он позволяет отремонтировать деформированную деталь, к которой нет свободного доступа. Споттеры встречаются на СТО, в сервисных центрах и автомастерских.

Устройство

Сварочный споттер включает такие компоненты:

  1. Коробку.
  2. Рабочий пистолет.
  3. Электрод.
  4. Кабель.

Таймер для споттера своими рукамиСварочный споттер включает коробку, электрод и кабель.

Существует 2 типа споттеров:

  1. Трансформаторные.
  2. Инверторные.

Первый тип просто собрать в домашних условиях. В инверторных моделях присутствуют дополнительные детали, которые придется докупить.

Принцип работы

К деформированному элементу кузова нужно приварить крепеж и закрепить шток обратного молотка за пределами повреждения. Прибор нужно потянуть за шток с имитацией удара киянки для выправления металла.

Аппарат работает по принципу мгновенного приваривания, поскольку цикл длится несколько секунд. В процессе выравнивания требуется заземление на корпус и снятие с аккумулятора отрицательной клеммы.

Это обезопасит кузов от коротких замыканий и защитит работающего с устройством человека от ударов током.

После устранения дефекта необходимо устранить следы сварки.

Особенности самодельной конструкции

Изготовленное вручную изделие работает наподобие молотка точечным образом, но в обратную сторону.

Таймер для споттера своими рукамиИзготовленный вручную споттер работает точечным образом.

Споттер должен поддерживать 2 режима:

  1. Кратковременный. Подходит для фиксации ремонтной шайбы к дефектной детали кузова.
  2. Постоянный. Требуется для сварки с применением угольного электрода.

Нюансы изготовления своими руками

Если правильно выполнить расчет параметров, подготовить подходящие компоненты и придерживаться схемы сборки, можно сделать качественный споттер, который не будет уступать заводским моделям по функциональности. Роль сварочного пистолета может играть любое приспособление с подходящей формой. Главное, чтобы устройство было удобным.

Чтобы сделать споттер, потребуется подготовить работающий трансформатор. Его можно извлечь из старого инвертора/полуавтомата либо купить на рынке с рук. Лучше подобрать компонент с неисправной обмоткой.

Основные варианты создания

Для создания споттера подойдет старый инвертор. Можно взять для этой цели АКБ или вышедшую из строя микроволновую печь.

Из сварочного аппарата

В числе самодельных приспособлений часто встречаются споттеры из сварочного инвертора. В приборе уже есть нужные компоненты, поэтому останется только подключить трансформатор, который будет генерировать ток, и подготовить пистолет.

Таймер для споттера своими рукамиСпоттер из сварочного инвертора встречается очень часто.

Перед сборкой важно очистить найденный сварочный прибор от следов коррозии и пыли.

Из микроволновки

Алгоритм сборки споттера из СВЧ-печи практически идентичный. Главное условие – получить импульсный режим. Для этого требуется конденсатор повышенной емкости с подсоединенной платой управления. Продолжительность импульса должна составлять не больше 0,5 сек. Если цикл длится дольше, это спровоцирует появление отверстий в металлических конструкциях.

Таймер для споттера своими руками

Для сборки нужно:

  1. Извлечь из печи трансформатор, разобрав его по шву ножовкой по металлу или шлифмашиной.
  2. Подготовить вторичную обмотку, взяв толстый медный кабель в 2 витка.
  3. Склеить сердечник основания и трансформатора, используя эпоксидную смолу из 2 компонентов.
  4. После застывания состава проверить функциональность сварки, используя специальный прибор.

Из аккумулятора

Чтобы устранить мелкие дефекты на поверхности кузова, можно создать споттер из аккумуляторной батареи. Подобное приспособление характеризуется простотой в применении, поскольку для его работы не требуется доступ к сетевому электроснабжению.

Таймер для споттера своими рукамиСпоттер из аккумулятора устраняет мелкие дефекты.

Для предстоящей сборки нужны следующие компоненты:

  1. АКБ на 12 В.
  2. Втягивающее реле (разрешается снять со стартера автомобиля).
  3. Клавиша запуска/выключения.
  4. Фиксатор электрода.
  5. Провода с клеммами.

Плюсовой кабель АКБ следует зафиксировать на втягивающем реле, а с места подцепления стартера на реле подвести к пистолету 1,5-метровый кабель толщиной от 100 мм кв.

С помощью первого провода нужно закрепить кнопку включения на втягивающем реле, где находится плюсовая клемма. Второй кабель следует подключить к контакту реле для его корректного срабатывания.

Провод массы нужно соединить с дефектным кузовным элементом, не забыв предварительно установить электрод.

Схемы и чертежи для сборки

В интернете есть бесплатные схемы плат управления. Отдельные чертежи подходят для промышленных аппаратов. Другие содержат большое количество компонентов, которые не нужны для самодельного приспособления.

Есть схемы, которые предусматривают регулировку силы тока и направления холостого хода. Кроме того, они поддерживают изменение продолжительности сварочного импульса.

Таймер для споттера своими рукамиСхема споттера для сборки.

Подобные схемы востребованы для создания споттера, который будет применяться в частном СТО. Для домашнего использования существуют более примитивные чертежи.

Перечень необходимых материалов и инструментов

Самодельный споттер состоит из 2 составляющих:

  1. Сварочного инвертора.
  2. Тиристорного реле.

Для сборки аппарата потребуется подготовить:

  1. Тиристор на 200 В.
  2. Понижающий трансформатор на 12 В.
  3. Реле на 30 А.
  4. Диодный мост.
  5. Контактную группу (220 В).
  6. Клавишу управления.

Алгоритм действий

Для изготовления сварочной системы потребуется освоить базовые навыки и получить общее представление об особенностях подобной техники. Наиболее просто создать прибор из старого инвертора.

Таймер для споттера своими рукамиПрибор проще всего сделать из старого инвертора.

Выбор параметров

При переделке нужно уделить должное внимание параметрам вторичной обмотки, поскольку они влияют на выходные показатели аппарата (нагрузочный ток). Важно определить оптимальное сечение шины, при котором плотность тока будет составлять от 8 А/мм кв.

Сборка обратного молотка

Обратный молоток применяется для выравнивания элементов кузова. По умолчанию его делают из прутьев металла путем сварки и фиксации наконечника из гаек. Болванка на штыре должна свободно двигаться для получения обратной тяги при работе.

На конце электрода следует зафиксировать наконечник, который будет обеспечивать контакт молотка с кузовной поверхностью.

Изготовление рабочего пистолета

В заводских моделях споттеров присутствует пистолетная рукоятка. При изготовлении аппарата своими руками можно выполнить подобное приспособление в виде цилиндра с клавишей управления и клеммой для кабеля.

В пистолете есть 3 части:

  1. Корпус.
  2. Контактный стержень.
  3. Выключатель.

Таймер для споттера своими рукамиИзготовление рабочего пистолета делают из латуни.

Для изготовления контактного стержня часто используют латунь. На одном конце находится крепежная резьба, а на обратном – зажим для подачи питания.

Ключевое требование к пистолету – качественная изоляция. Этот момент определяет безопасность использования прибора.

Электрод

Данный элемент тоже несложно изготовить в домашних условиях, используя медные прутья с круглым сечением либо трубки из бронзы, которые легко совмещать с токопроводящими кабелями.

С рабочей стороны электрода следует выполнить прорезь для крепления шайбы для приварки. Если для сборки применяется трубка, ее конец нужно расплющить, а затем сделать отверстие.

Способ фиксации электрода и сопутствующих компонентов зависит от особенностей споттера. Если планируется сборка переносного аппарата, лучше распределить комплектующие равномерно и закрепить их подходящими крепежами. На наружной части корпуса следует предусмотреть ручки для перемещения.

Трансформатор

Подготовка трансформатора относится к важнейшим этапам сборки. Наибольших усилий требует процедура обмотки. Ее можно выполнить на кольцевом железе, используя медный или алюминиевый провод.

Между мотком следует предусмотреть надежную изоляцию. Для этих целей подойдет трансформаторная бумага, сложенная в несколько слоев.

Чтобы повысить надежность изоляции, можно пропитать материал парафином.

Процедура обмотки трансформатора является очень важной.

Блок управления: схема

При подготовке электронной платы важно корректно совместить перемычки, отвечающие за разрыв контактов первичной сети. Для блока подойдут как примитивные, так и более сложные схемы.

По умолчанию в блоке размещены провода от кнопки пуска и регуляторы быстрого старта, которые выводятся на корпус. При желании нужно закрепить кулеры и спрятать кабели массы.

Корпус

Для споттера подходят разные типы корпусов. Кто-то использует системный блок от настольного компьютера, что достаточно удобно, т.к. есть возможность разместить микросхемы и кулеры в одном месте. Кто-то применяет коробы из металла или древесины.

Размеры конструкции могут быть произвольными с учетом параметров и количества компонентов.

В основании устанавливается плита из материала диэлектрика, к которой будут прикреплены все компоненты. Ключевым критерием выбора корпуса является не внешний вид, а простота доступа к внутренним компонентам.

Размеры корпуса споттера могут быть произвольными.

Нередко роль корпуса играют старые микроволновые печи.

Правила работы с самодельным агрегатом

Управлять прибором достаточно просто. Необходимо придерживаться такой последовательности действий:

  1. Зачистить дефектный участок.
  2. Подсоединить к устройству заземляющий контакт.
  3. Приступить к выравниванию глубоких выбоин с помощью простых приспособлений.
  4. Сделать «слепок» ровной части кузова.
  5. Подготовить место для работы обратного молотка.
  6. Закрепить крючки сваркой, захватить крепеж гребенкой и постепенно вытянуть место с деформацией.
  7. Обработать поверхность споттером с навариванием небольших заклепок.

При работе с устройством следует соблюдать несколько правил безопасности:

  1. Предварительно осмотреть и очистить все детали оборудования.
  2. Убедиться в надежности изоляционного слоя на проводах.
  3. Провести зачистку дефектного кузовного элемента.
  4. Позаботиться о заземлении прибора.

При работе с устройством нужно убедиться в надежности изоляции на проводах.

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Базовые параметры заводских споттеров выглядят следующим образом:

  1. Электропитание – 220 В, 50 Гц.
  2. Потребляемая мощность – до 10 кВт.
  3. Допустимый ток сварки – 1300 А.
  4. Напряжение в цепи – 7–10 В.
  5. Продолжительность импульса, регулируемая таймером – 0–1,2 секунды.
  6. Усилие с использованием электрода – до 100 кг.

Функциональность

Устройства, которые продаются в магазинах и предназначаются для коммерческого применения, имеют несколько полезных функций. В их числе:

  1. Возможность фиксации ремонтных шайб.
  2. Приваривание электрода с выравниванием поверхности.
  3. Использование графитовых электродов для осадки металла (разогрев с последующим охлаждением).
  4. Отключение споттера в случае перегрева за счет термостата.
Читайте также:  Спецификация сборочного чертежа: скачать, оформление, заполнение

Полезные советы и общие рекомендации

Споттер станет незаменимым инструментом как для автомастерских, так и для домашнего использования. Без этого устройства сложно провести полноценный ремонт кузова. Прибор позволяет эффективно устранить дефекты металлических поверхностей. При этом его несложно изготовить в домашних условиях, используя трансформатор от инверторной сварки.

Перед изготовлением устройства следует убедиться в целесообразности затеи. Самодельный прибор стоит недорого, но для его сборки потребуется потратить немало времени и усилий. Если же вы решили сделать такой аппарат из подручных средств, будьте готовы следовать чертежам и инструкциям, чтобы не допустить ошибок.

Сборка своими руками и применение споттера из сварочного аппарата: схемы работы самодельных споттеров • Мир электрики

Таймер для споттера своими руками

Сегодня мы расскажем о том, как собрать споттер своими руками и какова схема его работы. Так, самодельные споттеры позволят сэкономить немалые деньги, если вы их сделаете из сварочного аппарата.

Особенности применения споттера

Таймер для споттера своими руками

  • кузовные сварочные работы;
  • правка кузовной поверхности без разборки обшивки.

Особенно споттер удобен при рихтовке деталей кузова, к которым затруднен доступ из-за тех или иных конструкционных особенностей. При ремонте кузовных деталей с применением споттера из сварочного аппарата нужно приварить к деформированной детали специальный крепеж, который посредством обратного молотка вытягивает испорченный металл. Также споттер способен нагревать его, поэтому к металлу быстро возвращается быстрая жесткость и форма.

Как работает споттер?

Таймер для споттера своими рукамиЕсть несколько электрических схем споттера, который можно собрать не только из инвертора, но также из старого аккумулятора или трансформатора. Самодельный споттер действует по принципу молотка, работает точечным образом, но в обратную сторону. Это выглядит так:

  • обратный молоток направляющей зафиксирован к поврежденному участку на кузове;
  • по направляющей может двигаться только молоток в виде шайбы, которая прикладывает усилие к точке ее фиксации.

Обычный споттер имеет два режима работы;

  • кратковременный, когда направляющую нужно закрепить в нужной точке специальными кольцами;
  • сварочный – сварка осуществляется на минимальной мощности с применением угольного электрода.

Споттер своими руками на основе инверторов

Таймер для споттера своими руками

Споттер является ответвлением контактной сварки, однако, в отличие от нее, конструкция споттера исключает наличие клещей, именно поэтому этот аппарат можно считать аналогом электродугового сварочного аппарата, где напряжение пропускается через автомобильный корпус. Один контакт присоединен к кузову, а в качестве второго контакта выступает шток и насадка.

Ниже предлагаем вам ознакомиться с самой простой схемой споттера на основе сварочного аппарата, которую при желании вы можете и доработать.

Схема инверторного споттера

Таймер для споттера своими руками

  • сварочный инвертор;
  • тиристорное реле.

Для самостоятельно сборки данного аппарата вам будут нужны:

  • тиристор на 200 вольт;
  • трансформатор, понижающий на 12 вольт для кнопочного управления реле;
  • реле на 30 ампер;
  • мост диодный;
  • контактная группа (220 вольт);
  • кнопка управления.

Посредством диодного моста трансформатор подключают к сети, а к мосту, при этом должен быть подключен тиристор электронного реле. Трансформатор предназначен для запитки управляющей ветки тиристорной цепи.

Схема работы споттера выглядит следующим образом:

  • при нажатии кнопки S3 включается разрядка конденсатора С1, и на какое-то время включаются резистор R1 и тиристор V9;
  • далее подается переменное напряжение на первичную трансформаторную обмотку с помощью диодов Д232;
  • происходит процедура сваривания деталей и электрода;
  • при разрядке конденсатора С1 тиристор закрывается, а обмотка силового трансформатора обесточивается;
  • при таком положении дел сварочный процесс подходит к концу, а конденсатор С1 продолжает заряжаться от трансформатора Т1 для последующих работ.

Помните, что диодный мост и тиристор могут быть заменены симисторами. Самодельные споттеры должны быть тщательно продуманы с конструктивной точки зрения. Он должен корректно работать независимо от габаритов и вложенных средств.

Материалы

Таймер для споттера своими рукамиЖелеза для споттера нужно выделять в объеме от 35 до 40 квадратных сантиметров. На тиристоре перегревов не бывает, они бывают лишь на участках, которые расположены после кабеля. Также сильно греется шток из черного металла диаметром на 16 мм. Желательно, чтобы он был сделан из латуни.

Что касается кабеля для споттера, то нужно выбирать с площадью сечения порядка 70 квадратных миллиметров, а для массы и молотка будет достаточно его длины 1,7 и 2,1 м соответственно. Также потребуется предусмотреть импульсное управление на тиристоре ТЧ-40.

Сначала вторичная трансформаторная обмотка наматывается с применением медной шины размером 6,5 на 4 в третьей обмотке. Также ее можно заменить на алюминиевую. Потом на вторичную обмотку нужно добавить еще две. Окончательный вариант аппарата состоит их алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 квадратных миллиметров, что равно 5 обмоткам по шесть витков.

Уделяйте пристальное внимание внешнему виду обратного молотка, в роли которого выступает электрод. Чаще всего рукоять делают на основе клеевого пистолета, а рабочий кабель имеет термоизоляционный слой и коммутирующий провод. Также помните, что при нагреве слой термоизоляции начинает стягиваться.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Самодельный или заводской споттер, имеющий промышленное назначение, обладает рядом таких важных функций:

  • Таймер для споттера своими рукамисоединение деталей посредством сварки ремонтных шайб с использованием споттера;
  • сварка точечным методом с применением металлического электрода, которая вытягивает металл панели;
  • возможность прогревать металлические детали углеродным электродом и затем их охлаждать. Благодаря такой функции сварочного аппарата можно выполнять осадку металлов;
  • особенности конструкции споттера делают его очень простым и удобным в плане эксплуатации;
  • наличие двух сварочных режимов в споттере. Первый режим постоянного включения с применением углеродного электрода, а второй – с кратковременным включением, который регулируется по времени. Он используется с применением металлического электрода и часто используется для приварки шайб;
  • наличие в споттере принудительной системы охлаждения и термостата для отключения сварочного аппарата при перегреве и автоматического его включения при нужной температуре для сварки.

Основные технические характеристики устройства:

  • 220 вольт – требуемое напряжение питающей сети для нормальной работы споттера;
  • 56-60 Гц – требуемая частота сети переменного тока;
  • 10 кВт – максимально допустимая мощность;
  • 1300 А – максимально возможный рабочий ток;
  • около 8-9 В – напряжение для вторичной обмотки аппарата для сварки;
  • 0-1,2 секунд – предел установки времени;
  • два рабочих сварочных режима – таймер при точной сварке и непрерывный режим при обычной сварке и темперировании;
  • 15 процентов – производительность при точечной сварке деталей из металла с учетом максимальной выходной мощности;
  • 75 процентов – производительность при угольном варе с учетом максимальной выходной мощности;
  • от 100 кг и больше – тяговое условие для иглы;
  • 100 кг и выше – тяговое условие для шайбы;
  • 380 на 290 на 840 мм – длина, ширина и высота изделия;
  • 32 кг – вес конструкции.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Таймер для споттера своими руками

Точечную сварку выполняют с помощью поступающего тока, а затем локальная поверхность выравнивается упором или инерционным молотком. Благодаря таким манипуляциям достаточно быстро поврежденная часть автомобиля вытянется в исходное положение.

Потом деформированная и выровненная поверхность шлифуется. Это нужно делать так, чтобы точки были удалены от сварки и рабочая поверхность была гладкой. Не забывайте об обязательном заземлении для корпуса, также от аккумулятора должна быть отсоединена отрицательная клемма.

Технология сварки с помощью споттера выглядит следующим образом:

  • деформированный участок на автомобильной детали тщательно зачистите, пока не будет видна поверхность металла;
  • прикрепите к подготовленной поверхности заземлительный контакт;
  • приварите крепежные элементы;
  • захватите эти элементы с помощью специальных приспособлений и инструментов, которые будут нужны для плавки металлов;
  • вытягиваем деформированный участок поверхности металлической конструкции;
  • приваренный элемент можно с легкостью удалить своими руками с помощью вращательных движений;
  • очистите поверхность детали, которая ремонтировалась и приготовьте этот участок к шпатлевке.

Чтобы работать при помощи споттера, независимо от того, самодельный он или заводской, нужно иметь навыки сварочных работ. Также нужно соблюдать правила эксплуатации данного аппарата и выполнять правила проведения сварочных работ. Все это позволит отремонтировать деформированную часть автомобиля быстро и успешно.

Споттер станет незаменимым при выполнении всевозможных ремонтных работ на кузове автомобиля, требующих точечного сосредоточения. А как вы смогли убедиться, этот аппарат можно собрать и своими руками.

Таймер на споттер своими руками

Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки.

С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке.

Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.

Таймер для споттера своими руками

Споттер и его устройство

Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления.

При пропускании электрического тока через точку сварки выделяется большое количество тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются друг с другом в этой точке.

При этом применения сварочных материалов — плавящихся электродов, сварочной проволоки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.

Споттер состоит из следующих основных частей:

  • корпус, в котором размещены электрические компоненты;
  • кабель массы;
  • сварочный пистолет с кабелем;
  • остро заточенный электрод.

Применяются две основных конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.

Трансформаторный вариант вполне можно сделать своими руками. Инверторный включает в себят высокотехнологичные электронные компоненты, которые в условиях домашней мастерской изготовить проблематично.

Особенности применения споттера

Основные области применения устройства это:

  • сварка тонкостенных деталей;
  • рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.

Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной невозможен или весьма затруднен. К элементу приваривается специальный крепеж, за который с помощью обратного молотка, талей или гидравлических домкратов и исправляется вмятина. У споттера также есть режим нагрева элемента для повышения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в свою начальную форму.

Читайте также:  Как предотвратить коррозию металла

Как работает споттер

К поврежденному участку, в центре вмятины точечной сваркой приваривается крепежный элемент. К нему крепится шток обратного молотка, опирающегося на корпус за пределами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с обратной стороны металла, куда нет доступа, и вмятина выправляется.

Сделанный своими руками споттер должен иметь два основных режима работы:

  • кратковременный, служащий для прикрепления ремонтной шайбы к поврежденному участку;
  • постоянный — служащий для обычной точечной сварки угольным электродом.

Преимущества такого метода правки вмятин:

  • Минимальные сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в целом.
  • Быстрота исправления повреждений по сравнению с частичной разборкой автомобиля.

Чтобы в полной мере получить эффект от этих преимуществ, важно при исправлении повреждений своими руками точно соблюдать требования технологии.

Функциональность споттеров серийных моделей

Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:

  • сварку ремонтных шайб;
  • сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
  • нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
  • систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
  • переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки

  Как сделать ножки на мангал

Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.

Характеристики споттеров выпускаемых серийно

Основные характеристики следующие:

  • Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
  • Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
  • Пиковый ток сварки — 1300 А.
  • Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
  • Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
  • Переключение между режимами сварки и прогрева.
  • Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
  • То же для монтажной шайбы — более 100 кг.

Эти параметры могут служить ориентиром и для аппаратов, собранных своими руками.

Методы работы со споттером

Принцип действия устройства по выпрямлению вмятин в тех местах кузова, подобраться к которым с обратной стороны без серьезной разборки обивки или конструкций и узлов автомобиля невозможно, основан на вытягивании вмятой области поверхности за временно приваренный крепеж — монтажную шайбу или металлический стержень. Создаваемое обратным молотком усилие направлено изнутри корпуса к внешней стороне вмятой поверхности, имитируя удары киянкой из недоступного места.

Таймер для споттера своими руками

Споттер, сделанный своими руками, в работе

Технологический процесс можно разбить на следующие операции:

  • Удалить с центра вмятого участка кузова краски, грунта и загрязнений — зачистить надо до голого металла.
  • Подключить массу споттера к кузову автомобиля. Аккумулятор автомобиля должен быть отключен, а зажигание выключено, во избежание повреждения электрооборудования импульсами сварочного тока.
  • Приварить точечной сваркой крепежные элементы к центру вмятины.
  • Выправить вмятину, вытягивая металл за крепежный элемент.
  • Скручивающим движением удалить крепеж с выравненной поверхности.
  • Зачистить место крепления шайбы или электрода и подготовить кузовной элемент к окрашиванию.

Для работы со споттером, магазинным или сделанным своими руками, мастеру будет достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ. Необходимо выполнять требования производственной безопасности во избежание причинения вреда жизни и здоровью людей и повреждения материальных ценностей.

Схема для сборки самодельного споттера

Чтобы своими руками собрать самодельный споттер, сопоставимый по функциональности и характеристикам в покупным, потребуются навыки в области электромонтажных и слесарных работ. Нужны будут также знания в области схемотехники, чтобы прочитать и реализовать электрическую схему споттера

Схема споттера не слишком сложная, из нее можно понять, что основным узлом аппарата будет мощный сварочный трансформатор, первичная обмотка которого запитана от сети через диодный мостик.

220 вольт понижаются на малом трансформаторе и подаются на второй диодный мостик, далее — через замкнутый контакт селектора, управляющего импульсом, на электролитический конденсатор большой емкости, начинающий зарядку.

Пока еще закрытый тиристор не пропускает ток на рабочий трансформатор. При переключении селектора подачи напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на тиристор, открывая его.

Время открытия определяется значением сопротивления резистора.

Тиристор подключает к сети главный трансформатор, вторичная обмотка которого выдает на электрод мощный импульс силой ток до 500 А и длительностью от 0,1 до 0,5 сек, которая регулируется резистором. После разряда конденсатора тиристор закрывается, и рабочая цепь разрывается. После возврата переключателя в начальное состояние аппарат готов к следующему рабочему циклу.

Самостоятельно собрать электронную часть инверторного споттера в домашних условиях не получится, однако есть возможность собрать споттер из инвертора, взяв исправный инверторный блок.

Корпус самодельного споттера и остальные комплектующие

Коли уж решено делать споттер своими руками, то стоит позаботиться о надежном и прочном корпусе. Для несущего днища лучше взять массивную панель из не электропроводного материала, такого, например, как гетинакс.

Размеры основы должны позволять разместить все основные узлы и детали, надежно их закрепить и в то же время оставить достаточно свободного места для охлаждения элементов.

Лучше сначала прикинуть расположение элементов конструкции на эскизе, чем потом по три раза заново сверлить отверстия и перекручивать болты.

  Подключение насоса в систему отопления частного домаТаймер для споттера своими руками

Корпус для споттера своими руками

Для защиты элементов конструкции от механических повреждений и загрязнений можно подобрать подходящий по размеру корпус от старой микроволновки, другого бытового устройства или от пришедшего в негодность сварочного аппарата. Последний будет иметь то преимущество, что у него уже есть разъемы для кабелей, переключатели и регуляторы на передней панели.

Для завершения комплектации споттера, сделанного своими руками, потребуется подобрать готовые или сделать самому:

  • Сварочный пистолет.
  • Кабели для массы и для электрода.
  • инопуллер, или обратный молоток.

Таймер для споттера своими руками

Споттер из сварочного пистолета

Чтобы не ошибиться с сечением кабеля, можно использовать мнемоническую формулу: на каждые 10 ампер пикового тока, выдаваемого прибором в рабочую цепь, понадобится 1 мм кв. сечения.

Для уменьшения потерь тока и снижения эффективности устройства и качества сварки электродный кабель не стоит делать длиннее 2, 5, а массовый — длиннее у 1,5 м. Кабели также нужно оснастить надежными разъемами, под резьбовое крепление или быстросъемными.

Массовый кабель можно снабдить мощным «крокодилом» для присоединения к корпусу автомобиля.

Рабочий пистолет споттера

Сварочный пистолет является главным рабочим инструментом споттера. Для профессиональной деятельности с большими объемами работ надежнее будет купить пистолет в магазине, но для эпизодического использования вполне реально изготовить пистолет для споттера и своими руками.

В качестве донора запчастей часто берут клеевой пистолет или горелку от сварочного полуавтоматического устройства.

Тем, кто считает, что должен сделать весь споттер своими руками, или просто любителям выпиливать понравится идея собрать пистолет из пары симметричных заготовок из толстой гетинаксовой а или текстолитовой пластины.

В одной заготовке размещается паз для кронштейна, держащего электрод. В другой удобно расположить светодиод подсветки рабочей зоны и триггер подачи импульса.

Кронштейн — одна из самых ответственных частей. Его изготавливают из квадратного или прямоугольного медного профиля, а для электрода берут медный стержень диаметром 0,8- 1,0 см.

Присоединить электрод к аппарату имеет смысл применить готовым сварочным кабелем (совмещенным с контрольным, имеющим не менее пяти жил по 0,8-1,2 кв. мм сечением). Три из них соединяются с триггером подачи импульса, вынесенным на рукоятку, а два служат для питания подсветки. Оконечность кабеля следует залудить и распаять в отверстии кронштейна.

Инопуллер обратный молоток для самодельного споттера

Умельцу, изготовившему споттер своими руками, будет вполне по плечу сделать обратный молоток. Магазинные инопуллеры стоят дорого, так что затраченное время должно окупиться.

Главным донором деталей выступит монтажный пистолет для герметика, жидких гвоздей и прочего в тубах по 310 мл. Ту часть пистолета, куда вкладывается туба, нужно срезать болгаркой или ножовкой, понадобится только механизм подачи штока и рукоятка.

На оставшуюся площадку привариваем на равных расстояниях друг от друга три расходящиеся под небольшим углом прутка или арматуры диаметром 0,6- 1,0 миллиметра — это и будут упорные стойки обратного молотка. Тот же материал пойдет на кольцо диаметром около 10 см, к которому надо приварить концы упорных стоек.

Кольцо следует тщательно зачистить и обмотать скотчем или плотной бечевкой, чтобы предотвратить как приваривание кольца к ремонтируемой поверхности, так и ее дополнительное механическое повреждение.

  Показания толщиномера лкп на автомобилях

Шток следует обрезать с двух сторон, с одной приварить к нему болт с двумя гайками. Это будет клемма для кабеля, ведущего к стопперу.

Другую сторону, ту, где был упор для тубы, надо заострить на точильном камне так, чтобы диаметр плоского кончика составлял примерно 3 миллиметра.

Даже не очень опытный домашний мастер выполнит такое задание своими руками за пару — тройку часов, разумеется, при наличии необходимых инструментов и оснастки.

Последний момент в комплектации споттера — это монтажные шайбы, крепеж, привариваемый к выпрямляемой поверхности точечной сваркой.

Делаем споттер из сварочного аппарата

Описанный выше способ производства споттера своими руками хорош, когда под рукой есть готовый сварочный трансформатор.

Простейшая схема его использования не содержит тиристорного коммутатора, а подача импульса осуществляется замыканием контактов кнопки в цепи первичной обмотки трансформатора.

Схема отличается простотой и надежностью конструкции, не имеет недостаток — высокое напряжение придется подавать на рукоятку пистолета, что небезопасно.

Промежуточный по сложности способ подключения — кнопка замыкает низковольтную цепь обмотки электромагнитного реле, которое и коммутирует высокое напряжение. Управление длительностью импульса в этих вариантах осуществляется на глаз. Для получения качественной сварки таким аппаратом оператор должен приобрести большой практический опыт.

Домашние мастера делятся своим опытом изготовления споттеров из микроволновок и даже из автомобильных аккумуляторов, снабженных стартерным реле, которое и управляет подачей рабочего импульса.

Читайте также:  Жидкость для удаления ржавчины с металла

Дорабатывают умельцы и сварочные инверторы и даже делают споттер своими руками из сварочного аппарата-полуавтомата. Однако в последнем случае стоимость исходного устройства — донора настолько высока, сэкономить, сделав споттер своими руками, уже не получится.

Проще будет за эти деньги приобрести споттер фабричного производства.

Как сваривать детали с помощью споттера

Таймер для споттера своими руками

Точечная сварка споттером

Технология сварки при посредстве споттера разбивается на следующие этапы:

  • Центральная часть вогнутого участка поверхности зачищается до голого металла и обезжиривается.
  • К корпусу автомобиля присоединяется кабель массы.
  • В центре вмятины размещаются крепежные элементы — монтажные шайбы или сам электрод.
  • Дается необходимое число сварочных импульсов, чтобы надежно приварить крепеж.
  • Вогнутый участок вытягивается обратным молотком или талями.
  • Крепежные элементы удаляются с поверхности скручивающими движениями.
  • Выправленная поверхность тщательно зачищается и готовится к шпатлевке.

Куплен ли споттер в магазине или собран своими руками, он будет вам верным помощником в кузовных работах, особенно в тех случаях, когда к вмятине не подобраться с обратной стороны.

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер является разновидностью сварочного аппарата и применяется для точечной сварки. В основе его функциональности положено сопротивление тока.

Устройство работает за счет того, что в зоне соприкосновения сварочного материала выделяется тепло при условии подачи электрического напряжения.

Обычные сварочные аппараты могут стать фундаментом для самостоятельного изготовления такого устройства. Модель может быть инверторной или трансформаторной.

Назначение споттера

Применяется споттер чаще всего в кузовном ремонте легковых автомобилей.

Он востребован в тех случаях, когда по каким-либо причинам нет возможности выровнять поверхность кузовной детали молотком или похожим механическим способом, а повреждения являются небольшими.

Тогда места деформации металла нагревают с помощью указанного инструмента. Чтобы сделать его своими руками, важно предварительно разобраться устройстве и функциональности оборудования.

Устранения дефектов с помощью споттера выполняется таким образом. На поврежденном участке монтируется специальный крепеж. Он служит основой для установки самодельного приспособления.

А уже с помощью споттера, используя дополнительную оснастку или только физическую силу специалиста, вмятина вытягивается под один уровень с нормальными неповрежденными участками кузова автомобиля.

Инструмент очень эффективен и позволяет без ремонта и покраски устранять небольшие дефекты автомобильного кузова.

Свойства и функциональность

Оборудование состоит из нескольких узлов: электрод, пистолет, коробка и кабель. Внутри коробки заключено вся электроника – платы, схемы и прочее деликатные компоненты. Эксплуатация оборудования подразумевает соблюдение определенного порядка выполнения манипуляций.

У споттера предусмотрено два выхода, один из которых является «массой», а другой подсоединяется к рабочему пистолету. Масса крепится к кузову автомобиля, с которого предварительно был снят аккумулятор. На конце пистолета имеется фиксатор, который будет удерживать рабочие органы – специальные насадки. После нажатия на контактную кнопку к насадке подается электрическое напряжение.

Место, контактирующее с концом пистолета, начинает постепенно прогреваться. С ростом сопротивления поднимается температура участка металла. В итоге он начинает плавиться в конкретной точке, а остальная поверхность кузова не претерпевает каких-бы то ни было изменений. Как результат – металл прихватывается в определенном месте, после чего его можно потянуть.

Если говорить уж совсем просто, то картина следующая. Споттер не нагревает большую поверхность. Он воздействует только на маленький участок на подобии точечной сварки.

Температура нагрева немного ниже критического значения, при котором металл начинает плавиться. К разогретой поверхности металла прижимается насадка пистолета и надежно соединяется с металлом.

Благодаря этому данный участок кузовного элемента можно потянуть и выпрямит вмятину. По завершению работы насадка легко отсоединяется от поверхности кузова.

По факту, в этом устройстве и нагрев, и сопротивление такое же как у точечной сварки. Нагревается металл от аппарата, а усилие прилагается специалистом, который прижимает насадку к кузову. Это отдельный вид сварки, которую называют не точечной, а сварка сопротивлением.

Существует две версии споттеров – инверторные и трансформаторные. Первый из них производится в заводских условиях, поскольку для сборки таких моделей требуются дорогостоящие и конструктивно сложные узлы. А вот трансформаторную версию можно сделать и самостоятельно в домашних условиях.

Как сделать споттер

Основой будущей установки служит трансформатор. Обязательно в рабочем состоянии, тем более, что найти его совсем несложно. Если есть старый полуавтомат, то трансформатор можно извлечь из него.

А если нет под рукой, то самое время обратить внимание на доски объявлений. Там этого добра достаточно и есть из чего выбрать. Оптимальным вариантом считается трансформатор со сгоревшей вторичной обмоткой.

Первым делом нужно избавиться от вторичной обмотки, если у трансформатора их две. Дальше на первичную обмотку следует намотать несколько витков медной проволоки.

При помощи тестера опытным путем определить количество витков для 1 Вольта. Из вторичной обмотки делается шина. Ее можно смотать из старого трансформатора.

После того как ее сложить четыре раза площадь сечения составит не меньше 160 квадратных миллиметров, а вольтаж – 5-6В.

Этого вполне достаточно для споттера. Разрубленную на четыре куска шину соединяют между собой при помощи обычной изоленты. Наматывать изоляционный материал нужно, не экономя, в несколько слоев.

Можно комбинировать с малярным скотчем – слой изоленты через слой скотча. После этого шину следует намотать на трансформатор. Это весьма сложная процедура и, возможно, потребуется помощь опытного электрика.

Но в любом случае сделать обмотку плотной вряд ли получится. Это и не обязательно.

На данном этапе создания споттера скорее всего возникнет проблема нехватки мощности. Проблема состоит в том, что теоретически рассчитать все параметра очень сложно. Решением станет метод проб и ошибок.

То есть, перебирая последовательность подключения проводов к питанию, нужно найти оптимальный вариант, при котором пусковое устройство будет стартовать без каких-либо проблем.

Перед подключением важно установить автомат на 16 ампер, который исключит возможность перегорания проводки.

Учитывая то, что устройство будет функционировать в ручном режиме, нужно запастись еще некоторыми деталями. Потребуется 12-вольтовый трансформатор. Его можно снять со старого лампового телевизора. Плюс к этому нужно найти реле-тиристор на 30 ампер (такие устанавливали на Жигули), диодный мост, контактор и кнопка на 220В.

Из перечисленных элементов нужно собрать устройство, которое будет функционировать по такому принципу. Трансформатор на 12В должен управлять релюшкой через кнопку, то есть в ручном режиме. Саму кнопку следует установить в удобном месте, чтобы всегда было под рукой.

Лучше всего – на рукоятке самого споттера. При нажатии кнопка замыкает контактор, подключенный к реле через отдельный провод. Другой проводник соединяет контактор и выключатель. После сборки всех компонентов на общей платформе можно приступать к испытаниям оборудования.

Очень желательно при подключении самодельного устройства исключить непродуктивные потери тока. Это важно с учетом того, что сварка работает по методу сопротивления.

Рекомендация здесь одна и очень даже несложная: нужно использовать кабель минимально возможной длины. Еще один дополнительный нюанс заключается в том, чтобы выбрать кабель большого сечения.

Все соединения необходимо тщательно и аккуратно зачищать, чтобы снизить потери тока в местах стыков.

Использование такого устройства лучше ограничить пределами мастерской, поскольку частые транспортировки могут навредить. К тому же габариты самодельного споттера вряд ли можно будет назвать компактными.

Какой споттер лучше – самодельный или заводской?

Самостоятельно изготовить оборудование весьма непросто и под силу не всем желающим. Поэтому резонно предположить, что у многих читателей возникнет закономерный вопрос, относительно целесообразности такого предприятия. Ведь можно купить готовый, компактный, собранный специалистами агрегат и не мучиться. Но далеко не все так очевидно, как кажется вначале.

Заводской споттер стоит приличных денег. Оборудование относится к числу узкоспециализированного и производится в незначительных количествах. Сварочный аппарат или инвертор поставляются на рынок в больших объемах, производятся большим количеством компаний и стоят поэтому небольших сравнительно денег.

Приобретение заводской модели оправдано тогда, если установка предназначается для профессионального использования в мастерской и будет приносить прибыль. Да, тогда целесообразней потратиться на надежный заводской агрегат, который хорошо себя зарекомендовал и получил одобрительные отзывы пользователей.

А вот в случаях, когда использование споттера ограничивается несколькими случаями в год, то избыточные финансовые издержки являются весьма сомнительными. К тому же самодельное устройство можно изготовить не менее надежным (а тои более!), чем заводское.

Второй безусловный плюс – ремонтопригодность. Для специалиста, который самостоятельно собрал споттер не составит особого труда восстановление его функциональности. Да и нужные узлы найти несложно.

Еще один плюс заключается в том, что своими руками собранный аппарат всегда можно усовершенствовать с тем, чтобы улучшить его возможности.

Тем не менее, не всегда имеет смысл самостоятельно браться за реализацию такой идеи. Это касается, прежде всего, станций технического обслуживания. Даже если аппарат будет работать нечасто, лучше иметь заводской образец.

Его возможности намного больше, чем у самодельных аналогов. такой агрегат поможет устранить даже сложный дефект. Следует отдавать себе отчет в том, что сделанные своими руками споттеры, как правило, большой мощностью не отличаются.

Они подходят только для мелкого кузовного ремонта.

Вместо заключения

Нужно учесть, что собрать споттер самостоятельно можно при условии наличия специфических навыков. Даже самый простой аппарат нужно просчитывать, анализировать и сравнивать. Это возможно сделать только тогда, когда есть опыт аналогичной работы.

Только в таком случае можно рассчитывать на положительный результат. Собрать оборудование «по написанному» без навыков и специальных знаний вряд ли получится.

Существует высокая вероятность того, что при таком подходе получится не надежный помощник для ремонта авто, а потенциально опасное устройство.

Самодельны споттер является отличным подручным средством для гаража или дачи. Он обходится недорого, сравнительно легко собирается, неприхотлив в работе и обслуживании. Для профессиональной работы желательно приобрести заводское оборудование. Их функционал и мощность позволяют исправлять даже сложные вмятины кузова автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector