Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов. Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.
Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным. Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом — яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.
Площадь сарая получилась около 80 м2. Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.
Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка — достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло. Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.
Пиление
В первую очередь, заготовки нужно торцевать — делать ровные отпилы, перпендикулярные заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале — ещё и под определёнными углами. Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла.
Но всё же торцовочная пила — это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго. Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.
Ещё дерево нужно распускать или кромить, то есть распиливать вдоль. Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.
Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто.
Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки.
Упростить себе жизнь — но не улучшить качество обработки! — можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.
Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону.
Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно.
Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.
Точение
Описанные три операции — торцевание, фугование и рейсмусование — позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись.
Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый. Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок.
К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей. Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.
Сушка
Дерево нужно сушить, причём сушить по определённой методике. Обычно дерево продают «естественной влажности», то есть оно содержит около 25 — 40 % влаги. Если вы из такой древесины что-то изготовите, то по мере высыхания изделие будет коробить и трескаться.
Вне зависимости от того, сколько слоёв лака вы на него нанесёте.
Вообще говоря, дерево — материал живой и подверженный сезонным изменениям влажности воздуха, из-за чего его линейные размеры в течение года колеблются: в длину (по волокнам) колебания крайне незначительны, а в ширину древесная заготовка может разбухать и усыхать на десятки миллиметров, в зависимости от общего размера изделия. Поэтому главное правило — древесина должна быть сначала высушена до 8 — 12 % влажности, только после этого её можно использовать. Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.
Изгиб
Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками. Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон.
Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность.
На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.
Фрезерование
Очень полезная, и зачастую необходимая операция в деревообработке. Если мы говорим о мебели, то, как минимум, вам придётся фрезеровать кромки изделий, скругляя их (вариант с ручной обработкой калёвками я не рассматриваю).
Для этого вам понадобится ручной фрезер, который хорошо бы дополнить фрезерным столом с установленным в нём более мощным аппаратом.
Впрочем, на первых порах более чем достаточно одного фрезера средней мощности, при необходимости ставя его в стол или используя вручную.
Сверление
Чтобы соединять детали, нужно будет делать в них отверстия под крепёж — винты или шканты. Обычной ручной дрелью вы вряд ли это сделаете ровно и аккуратно, к тому же часто нужно сверлить отверстия в торцах.
В идеале, у вас должен быть сверлильный станок. Вариант «для бедных»: стойка, в которую зажимается ручная дрель, которая опускается вручную.
Оба варианта помогут вам делать отверстия гораздо точнее и аккуратнее, а то и просто делать.
Фанерование
Раньше этим термином называли процедуру обклеивания столярных изделий фанерой — тонкими листами древесины других, более ценных сортов. Сейчас мы понимаем под «фанерой» многослойные клееные щиты, а тонкие древесные листы называем «шпоном». Соответственно, вместо «фанерования» сегодня многие говорят «шпонирование».
С помощью шпона можно придать красивый, даже изысканный вид изделиям из «простых» сортов древесины, произрастающих в наших широтах. Например, шпоном дуба можно обклеивать мебель из берёзы.
К слову, сегодня очень многие образцы мебели, в том числе «элитной» зарубежной, на самом деле обклеены шпоном более ценных пород и продаются как изготовленные из массива, по гораздо более высоким ценам.
Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями — ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.
Склейка и защитно-декоративное покрытие
Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай — не дом, он не отапливается.
Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.
Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.
Соединения
В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги.
Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.
Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.
Обустройство мастерской
Потратив пару лет на сарай с ненужным подвалом, я расставил все станки по мастерской и сделал установку для пылеудаления: взял строительный пылесос и на двухсотлитровую металлическую бочку установил циклонный фильтр. Класс! Теперь пыли не будет.
А потом сообразил: пылесос потребляет 1,5 кВт, торцовочная пила ещё 2 кВт, не считая других приборов, с грустью посмотрел на провод, через который к сараю подведено электричество, и понял, что ничего у меня не получится. Обратился к электрикам и попросил их провести мне трёхфазную линию.
Эти чудесные ребята динамят меня уже долго, и думаю, что победить их не смогу, придётся обращаться в другое место. Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос. Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком.
Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать. Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий. Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.
А вот всё, что я успел пока сделать своими руками — стол для рисования песком для дочери: Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.
Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко. Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков.
Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно. Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом. На него, поверх алюминиевого скотча, на термоклей наклеена светодиодная лента. Я думал, что скотч будет работать как отражатель, а оказалось, что он «разбавляет» спектр света. Оргстекло достаточно просто монтировать.
После первичной грунтовки и покраски вставил металлические шкантики, положил стекло и залил эпоксидкой. Оно сидит там как родное и никуда не денется.
Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое — контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.
Как обустроить столярную мастерскую в гараже своими руками
У людей, занимающихся домашним хозяйством, нередко возникает потребность обустройства собственной столярной мастерской. Гараж – подходящее помещение для столярки, так как его пространство нередко используется владельцами для различных целей, помимо хранения автомобиля. О том, как оборудовать столярную мастерскую в своем гараже, и что для этого нужно учесть, поговорим подробно.
Что учесть и как обустроить удобную столярку в гараже: требования
При обустройстве мастерской нужно предусмотреть такие моменты, как наличие вентиляции, должное освещение, звукоизоляция, отопление помещения и защиту против возгораний.
Вентиляция
Первым делом при оборудовании мастерской следует обеспечить место для вентиляции. При использовании в гараже станка для обработки дерева вентиляция поможет избавиться от древесной пыли в воздухе, что убережет вас от раздражения дыхательных органов и риска возгорания.
Освещенность помещения
Наилучшим освещением является естественный дневной свет, однако мало кто может себе позволить установить в гараже большие окна. Кроме того, это чревато повышенным уровнем шума и недостатком тепла в холодное время года. Поэтому нужно предусмотреть искусственное освещение. Отлично подойдут светодиодные лампы – они яркие и не искажают цвета.
Люминесцентные лампы подходят для этой цели хуже. Размещайте лампы таким образом, чтобы они давали достаточно света рабочей поверхности.
Звукоизоляция
Чтобы громкие звуки не проникали наружу, стены и дверь гаража покрывают звукоизолирующим материалом. Окна в гараже лучше всего размещать в сторону, противоположную жилому дому.
Внутреннюю обшивку стен следует делать из негорючих материалов либо покрыть ДСП плиты антипиреном. Желательно, чтобы помещение мастерской располагалось на достаточном расстоянии от жилых домов.
Для владельцев гаража, как правило, это не проблема.
Отопительная система
Если вы хотите работать в мастерской не только летом, но и в холодное время года, следует серьезно отнестись к отопительному оборудованию. Для гаража подходящим выбором будет масляный обогреватель. Также в качестве варианта присмотритесь к инфракрасным обогревателям или тепловым вентиляторам.
Противопожарная безопасность
Защита от возгорания – самое необходимое, что нужно предусмотреть при обустройстве столярной мастерской в гараже. Помещение необходимо заземлить.
Оборудование должно подключаться к общему заземленному контуру. В помещении, на случай пожара, должен присутствовать и располагаться в доступном месте порошковый огнетушитель, соответствующий классу ABC.
Возле входа в гараж должна стоять емкость с песком.
Как спланировать столярку в гараже: схемы размещения
В гараже должно быть пространство для стеллажей, станков, верстака, уборочных инструментов, навесных конструкций, пиломатериалов, вешалки и мусорного бака. Сэкономить место помогают откидные верстаки.
Большие предметы устанавливайте вдоль стены. Для установки столярного станка потребуется площадь, вдвое превышающая площадь установки, чтобы обеспечить свободное пространство для работы.
К каждому станку и верстаку необходимо обеспечить свободу доступа с трех сторон.
Столярная мастерская своими руками
После того, как вы определились с помещением и планировкой, приступайте к обустройству мастерской. Если у вас нет гаража или отельного помещения для столярной мастерской, можно построить помещение на дачном участке собственноручно. Самое главное – соблюсти нормы безопасности, обеспечить вентиляцию, отопление, свет и достаточно пространства для станков и инструментов.
Необходимые приспособления и материалы
Любая столярная мастерская оборудуется верстаком, станком для обработки дерева и тисками. Помимо больших станков, понадобится закупить ручные инструменты, такие как рубанок, молоток, рулетка, нож, дрель, ножовка, плоскогубцы, наждачная бумага. Ручные инструменты можно разместить на верстаках и в ящиках. Для крупногабаритных станков понадобится свободное место.
Станки лучше всего устанавливать вдоль стен, обеспечив к ним свободный доступ.
Технологический процесс создания конструкции
Если у вас нет гаража или иного помещения под столярку, можно построить небольшое помещение самостоятельно. Место под строительство подбирайте так, чтобы оно находилось на достаточном расстоянии от жилого дома.
Прежде всего, нужно создать фундамент. Нужно наметить на свободном участке периметр будущей постройки и прокопать почву на глубину 0.7 метра. На краях устанавливается деревянная опалубка, на дно засыпается гравий с песком, укладывается армирующая сетка. Основание нужно залить бетоном и оставить на четыре недели для затвердения.
Стены конструкции можно сделать из дерева, кирпича или бетонных блоков. Сверху на каркас устанавливается крыша. Полы делают в два слоя: нижний слой – песок, накрытый рубероидом; верхний – деревянный настил либо бетон.
Установка и обустройство
Прежде всего, в помещении нужно установить все необходимые инженерные коммуникации и провести вентиляцию. Потом в помещении расставляют стеллажи, полки и станки. Расставлять оборудование следует таким образом, чтобы оставалось свободное пространство для работы. К каждому станку нужен доступ с нескольких сторон. Оборудование должно быть надежно закреплено.
Мастерская мечты 2.0 Фотообзор идеи и варианты реализации мечты: Своя Мастерская
Сразу рассмотрим примеры рабочих поверхностей. Рабочая поверхность и ее исполнение сильно зависит от направления Вашей деятельности: моделизм, столярное дело или какое-то другое ремесло. А также зависит и от условий размещения и Ваших возможностей.
Рассмотрим в общем варианты рабочих поверхностей в зависимости от направления деятельности.
Рабочее место моделиста выглядит так:
Популярное фото На фото — рабочее место моделиста. У многих Мастеров также есть для работы — всего-лишь часть стены и рабочий стол.
Но далеко не у всех будет так организованно пространство, что порядок будет получаться сам собой, как следствие размещение инструмента и покрасочного материала в изобилии в открытом структурированном доступе на стенах в радиусе вытяной руки. Рабочий стол полностью освобожден, есть только защитный коврик с разметкой.
Слева на магнитных держателях располагаются необходимые в работе инструменты. Локальная подсветка завершает идею Идеальной мини-Мастерской.
Рабочее место и стол ювелира: Популярное фото Не стандартное, но удобное решение — полукруглый верстак для точных мелких работ — подойдет и для ювелира и для любого Мастера, работающего с изделиями малых размеров — все в пределах досягаемости: Популярное фото Несмотря на старину, и сейчас такой стол — бюро привлекателен для хоббиста, c оригинальными поворотными ящиками: На фото ниже еще одно «раскладное» рабочее место (трансформер) Мастера хоббиста : The Magic Box — «Волшебная коробка», названный так из-за его универсальности, сделан в Швейцарии в 1950-х годах компанией Mummenthaler & Meier. Полностью складной многофункциональный письменный стол или компактный домашний офис, позволяющий избавиться от любого рабочего беспорядка, просто закрыв двери. Имеет встроенное освещение над столешницей. Размеры в открытом состоянии: 167 см х 73 см х 113 см , в закрытом виде: 83 см х 53 см х 113 см . И еще вариант раритетного The Magic Box от Mummenthaler & Meier: высокий шкаф, изготовленный из тика в 1950-х годах, имеет скрытый рабочий стол, окруженный удобными ящиками и регулируемыми полками.
Важное замечание — для сидячего рабочего места необходимо учитывать зону охвата. На схеме указаны минимально допустимые размеры:
Верстак может быть самых разных размеров и форм. Вы можете посмотреть подробнее эту тему в нашем фотообзоре по верстакам. Мини верстак: Может быть как в настольном исполнении: И как мини верстак скамейка Раскладной столярный верстак: Рабочий стол с возможностями верстака: Примеры полноценного столярного верстака могут выглядеть так:
Вот что рекомендует отраслевой стандарт применительно к столярным верстакам.
«… В столярной мастерской верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева. Целесообразно расставлять верстаки в 4-5 рядов по 4 верстака в каждом ряду с расстоянием между рядами — не менее 100 см. Площадь на одного столяра: 4.5 кв. м.
Отраслевой стандарт на столярные верстаки с деревянным основанием предусматривает следующие требования:
- Высота верстака может быть трех положений 700+15,790+15, 900+15 мм; размеры столешницы: длина — не менее 800, ширина — не менее 450 мм; влажность древесины для изготовления деталей верстака не должна быть более 12%; все деревянные детали должны быть изготовлены из лиственных пород (Пиломатериалы. ГОСТ 2695-71) или хвойных пород (ГОСТ СЭВ 2369-80), при условии покрытия основных рабочих поверхностей фанерой по ГОСТу 3916-69; высота табурета должна фиксироваться в пределах от 700 до 750 мм, форма сидения круглая, диаметром 350+5 мм или квадратная со стороной 350+5 мм; средний срок службы столярных верстаков должен составлять не менее 6 лет (для высшей категорий качества — не менее 8 лет)… »
Что рекомендут опытные Мастера: высота рабочей поверхности стола должна быть на уровне фаланги большого пальца.
По поводу высоты размещения рабочей поверхности при работе стоя в эргономике есть следующие рекомендации: на картинке Первый рис — для точных работ, Второй рис — для легких работ, Третий рис — для тяжелых работ:
Еще добротные примеры столярных верстаков: Большое значение в мастерской играет сборочный стол, где можно производить сборку изделий. Но во многих случаях его заменяет или верстак или многофункциональный стол. В этом плане отличным готовым решением является MFT-3 стол от Festool:
и его меньшие собратья, взявшие эту идею на вооружение. К примеру верстак KREG Самодельщики пошли дальше и усовершенствовали на свой лад эту идею: Складной стол а-ля Фестул в мобильном варианте Или стационарный стол в дополнение к самому столу MFT-3 Все самодельные доработки и варианты — в обзорах обновлениях 2020 года
- Развитие идей Festool (Фестул) и самодельные решения 2.0
- Вариации на тему многофункционального стола Festool MFT 3
Большая рабочая поверхность зачастую необходима в Мастерской, где необходимо работать с большими заготовками, и поэтому нередко, в целях экономии места, стол или верстак может быть объединен со станками в большую единую рабочую поверхность: Популярное фото Когда в гараже размещается Мастерская, то хочется в нем иметь мобильное рабочее место, стол, верстак, станок (и не один), систему хранения — в одном «флаконе». Как говорится: «все — по максимуму». Посмотреть подробнее обзор верстаков Вы можете на странице «Столярные верстаки и столы для столярных работ»
Завершающий этап проектирования и дополнительные рекомендации
В мастерской рекомендуется сделать 2 помещения. Одно – рабочее, где будет стоять все оборудование и оснащение. Второе – небольшое подсобное и отделяющее первое от улицы. Наличие этого помещения зимой предотвратит понижение температуры во время открывания входной двери при входе и выходе в самой мастерской и сделает ее более теплой. Это же позволит немного экономить на отоплении.
В подсобке следует разместить вешалку для спецодежды, умывальник, один отопительный прибор и может быть даже шкафчики для заготовок, готовых изделий, редко используемых инструментов и еще чего-то подобного. Не помешает здесь также небольшой столик со всеми атрибутами для чаепития и топчан, чтобы не отвлекаться надолго от работы и не носить грязь в дом, делая короткие перекусы или перекуры.
Дверь с улицы в подсобку должна находиться напротив входа в саму мастерскую. Иначе будет трудно или невозможно занести длинные материалы (доски, пруток и так далее). Размеры подсобки определяются составлением на бумаге схемы размещения ее обстановки. Обе схемы – для подсобного помещения и самой мастерской – делаем на одном листе.
Схемы размещения обстановки в мастерском помещении
Если стеллаж или место для хранения длинномерных заготовок и материалов решено было разместить внутри мастерской, то они должны располагаться напротив ее входной двери.
Оборудование, предназначенное для распиливания и раскроя, должно располагаться тут же поблизости.
То есть рядом со стеллажом для материалов, чтобы заготовки не надо было для первоначальной обработки переносить на другой конец мастерской.
После составления схемы размещения оборудования в мастерской и определения ее площади делаем проект (эскизы) постройки. Для определения внешних размеров к внутренним прибавляем толщину предполагаемых стен. Высоту потолков и тип кровли выбираем по собственному усмотрению, чтобы это было по карману, удобно для работы и можно было сделать своими руками.
Мастерская должна быть оборудована вентиляцией. Лучше, если она будет принудительная (а не обычная приточно-вытяжная) и от каждого рабочего места, особенно если предполагаются работы с деревом. Сделать ее можно такой же, как и вентиляцию для сарая. Прорисовываем все элементы этого оборудования мастерской на эскизах и указываем его размеры и параметры.
В завершение показываем на проекте размещение приборов освещения (общего и локального для каждого рабочего места), разводку электропроводки и заземления.
К каждому оборудованию должна быть подведена отдельная розетка. Заземлять необходимо все станки и розетки.
Затем указываем на эскизах каким способом и с какой стороны в мастерскую заводятся все коммуникации (электроэнергия, отопление и водопровод).
Системы хранения: от полочек до шкафов
Обычно система хранения начинается с самых простых гвоздиков и крючков.
Но к этому можно подойти творчески и со вкусом. И даже банки из под малосольных огурчиков будут выглядеть уместно. Многие начинают с простых полок постепенно расширяясь до шкафа для хранения инструментов
Простой, легко повторяемый, но при этом красивый и удобный способ размещения инструментов. Все в открытом доступе и под рукой.
А вот японский вариант размещения столярных инструментов (теперь понятно почему все японские рубанки примерно одной высоты):
Под европейский инструмент нужны и полки поглубже: Популярное фото На фото — полноценный шкаф выполнен в минималистичном исполнении без изысков из мебельных щитов, реек и досок.
Но благодаря этому в нем отлично уживаются и современный ручной инструмент от компаний Lie-Nelsen и Marples и дедовские «антикварные» рубанки, грунтубели, калевки, коловороты и прочая столярная «экзотика».
- Не менее важный вопрос: как хранить струбцины. Это может быть навесная полка с ложементами:
- Или на подвижной тележке, можно сделать самим или купить, например Стойку на колесах Piher Не стоит забывать и о месте хранения материала.
- Причем вариант на фотографии ниже — предпочтительнее, так как обеспечивает хорошую вентиляцию почти каждой доски. Ниже фото и схемы хранения пиломатериала на мобильном стеллаже:
Ящики, сундуки и комоды для инструментов Далее мы обычно задумываемся о том, что не плохо было бы припрятать накопленное хотя бы в какой нибудь ящичек для защиты от пыли и влаги. В прошлые века они выглядели так: И каждый из них ценился не меньше самого содержимого.
Современные решения выглядят не так монументально, но при этом отличаются большей изобретательностью:
Ящики, систейнеры и органайзеры имеются и заводского изготовления: Особое место в системах хранения инструмента занимают систейнеры, сортейнеры и другие ящики для инструмента от Festool. Их главное достоинство — стыковка друг с другом, с пылесосами (сверху). и кроме того они выдерживают вес 120 кг. То есть человек плотной комплекции может встать на них не боясь сломать.
Ящик сундук.Так делали раньше: Популярное фото На фото ниже — ящик для инструмента выглядит как сундучок «по наследству». Домашний набор любителя-столяра: все на своем месте, доступно и компактно размещено.
Если внимательно рассмотреть, то видно, что размещение инструмента продумано Мастером до деталей, напильники для заточки пилы — рядом с пилой, рядом с рубанками и стамесками — точильные камни. Киянки и точильные камни положены на мягкую поверхность.
Отвертки и стамески вертикально расположены вплотную к боковым стенкам, и при этом любую из них удобно доставать.
А так делают сейчас:
Посмотреть в каталоге Столярные наборы инструментов Обзоры Арсенал Мастера Стартовые наборы столяра и краснодеревщика Популярное фото Это фотография комплекта «Арсенал Мастера» Минимального стартового набора ручного инструмента столяра.
Популярность данной картинки понятна, с ростом интереса к столярному делу, в первую очередь всех интересует — с чего же начать? На фото «вкусно» поданы (слева направо): ручной лобзик, цикля, рейсмус, зензубель, торцовочный рубанок, стамеска, стружок с прямой колодкой, классическая европейская пила для шипов, нож, рубанок №4 для чистового строгания, малка и угольник. Как и прежде делают и ящики комоды
- Комбинация верстака, встроенного в комод старинной фирмы Hammacher-Schlemmer:
- Современная реализация: По ссылке Вы можете купить план-схемы с чертежами и построить свои версию верстаков, комодов и мебели.
- Навесные настенные инструментальные ящики
Такие ящики в прошлые века зачастую делали переносными, поэтому раньше в них старались вместить как можно больше Особенно преуспел в этом Генри О. Стадли (Studley) — столяр, фортепианных дел мастер из Массачусетса — он 30 лет потратил на создание Шедевра — набора инструментов для ремонта, настройки и даже сборки «с нуля» роялей, пианино и органов. В чемодане размером 99 х 46 х 23 см (в закрытом виде) вмещается более 300 уникальных инструментов и приспособлений ручной работы. Популярное фото
Сколько денег потратил на обустройство столярной мастерской в гараже. Подсчитал все расходы
Идея организовать в гараже небольшую столярную мастерскую пришла в голову несколько месяцев назад. Неожиданно для самого себя я осознал, насколько сильно мне нравится работать с деревом, и в какой-то момент понял, что хочу развиваться в этом направлении.
А чтобы процесс обучения и наработки опыта проходил максимально комфортно и продуктивно, нужно было организовать место, где все это действо будет происходить.
Пока мастерская немного захламлена, но процесс по благоустройству идет полным ходомПока мастерская немного захламлена, но процесс по благоустройству идет полным ходом
Примерно определился, что буду строить на первом этапе, и прикинул какой инструмент для этого понадобится. Почитал отзывы, посмотрел обзоры, определился с моделями и сделал закупку.
Далее прикупил разные расходники в виде гвоздей, шурупов, клея, наждака и прочих мелочей, и на данный момент у меня есть все необходимое, для начала работы.
Но прежде чем начать творить, решил подвести итог расходов и посчитал, в какую же сумму мне обошлось оборудование столярной мастерской.
Сразу хочу отметить, что мастерская у меня начального уровня. В процессе работы, возможно, понадобится докупать что-то еще, однако того комплекта, что у меня есть вполне достаточно чтобы построить хоть шкатулку, хоть двухэтажный дом.
1. Аренда помещения
Цены, как вы понимаете, сильно варьируются в зависимости от местоположения. А снял гараж размером 6×4 метра на территории действующего предприятия. В довесок получил круглосуточную охрану и пропускной режим, что определенно является хорошим бонусом.
Вот такой у нас гараж
Гараж абсолютно новый, современный, имеет высокие ворота с подземным механизмом. Внутри есть электричество на 220 и 380 вольт.
Из минусов, только отсутствие отопления и воды в самом гараже.
Месячная аренда стоит 10 000 рублей, однако, если заключить договор на длительный срок, он обойдется на 3000 дешевле.
Таким образом, за гараж я отдал 84000 рублей за год.
2. Электроинструмент
Самая затратная часть бюджета, по крайней мере в моем случае. Наверное, на инструментах можно было бы здорово сэкономить, если выбрать производителя попроще.
Инструменты предпочитаю фирмы DeWALTИнструменты предпочитаю фирмы DeWALT
Однако я решил, что не настолько богат, что бы покупать дешевые вещи и отдал свое предпочтение известному бренду DeWalt.
- Импульсный шуруповерт DeWalt ВСF887 — 9 200 рублей
- Угловая дрель DeWalt DCD740 — 13 000 рублей
- Лобзик DeWALT DCS334 — 16 000 рублей
- Шлифовальная машинка DeWALT DCW210 — 12 000 рублей
- Фрезер двухбазный DeWALT DCW604 — 29 900
- Пила циркулярная ручная DeWalt DWE560B — 10 000 рублей
- Пила циркулярная настольная DeWalt DWE7485-QS — 39 000 рублей
- Пила торцовочная Black&Decker BES700-QS — 15 000 рублей
- Пылесос строительный Karcher WD 3 P PREMIUM — 8000 рублей
- Аккумуляторы (3 штуки) и ЗУ — 20 000 рублей
Итого: 172 100 рублей
Цены, по которым я покупал инструменты, с точностью до рубля не помню, поэтому пришлось их немного усреднить.
Импульсный шуруповёртУгловая дрельФрезер
Практически все устройства в моей мастерской от этой компании, и их покупка стоила довольно дорого. Кроме того, большая часть инструмента аккумуляторная, а это сильно влияет на цену.
3. Ручной инструмент
Без ручного инструмента тоже обойтись никак не получится. Нужна ручная пила, ножовка, отвертки, стамески, рашпиль, струбцины и прочие мелочи. Позиций довольно много, и сейчас точно стоимость подсчитать уже нереально. Но по моим прикидкам потратил около 15 000 рублей на все вместе.
4. Расходники
Сколько их ни покупай, а все равно постоянно нужно пополнять запасы. И в итоге затраты на гвозди, саморезы, шлифовальные круги, пилки для лобзика, биты для импакта, сверла, фрезы, масло для дерева, лак и тд и тп, получается очень внушительной.
На первое время закупался по всем позициям и с хорошим запасом. На все потратил еще порядка 40 000 рублей.
Однако эта сумма крайне условная и сколько выйдет в год на круг, даже предположить пока не могу.
5. Материал
Эту часть пока в расходы не вношу. На рынке древесины сейчас непонятно что происходит. Цены взлетели до небес и пока больших закупок решил не делать. Буду приобретать материал по мере необходимости под конкретное изделие, а там посмотрим.
В итоге обустройство мастерской вылилось в кругленькую сумму.
Даже без учета стоимости материала потратил уже больше 300 000 рублей.
Еще раз оговорюсь, что это мой бюджет и мой выбор. У кого-то есть свой гараж или отдельное помещение, а значит аренду платить не придется. Кто-то предпочитает инструменты попроще, и весь набор обойдется раза в три дешевле. В статье описан и подсчитан именно мой вариант.
В любом случае я совершенно не жалею потраченных денег. Как сказал кто то из великих: «Знания и опыт — это единственная ценность, которую невозможно потерять и никто никогда не отнимет.«
Сделал на днях стеллаж для инструмента и разгреб весь мусор. Скоро будет все аккуратно и красивоСделал на днях стеллаж для инструмента и разгреб весь мусор. Скоро будет все аккуратно и красиво
Вот такой бюджет у меня получился. Теперь можно приступать к реализации планов. Посмотрим, сколько времени потребуется на освоение инструмента и как быстро получится отбить вложенные деньги.
Что думаете, какой доход удастся получить с мастерской через полгода?