Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Для того чтобы защитить детали и узлы механизмов и машин от коррозии во время их хранения и эксплуатации, применяют специальные консервационные (защитные) материалы – смазки.

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Какие виды смазок бывают?

Основные их виды:

  •  углеводородные пластичные смазки ;
  • жидкие защитные;
  • твёрдые.

При эксплуатации различных технических устройств и машин для обеспечения их долговечности и бесперебойной работы используют особые вещества, которые могут уменьшать трение, износ и повреждения трущихся поверхностей.

Такое их действие называют смазывающим, а сами вещества – смазывающими материалами. В промышленности применяются такие виды смазочных материалов: жидкие масла минеральные и синтетические, смазки пластические, твёрдые вещества, активные поверхностные вещества (мыла, глицерин).

По агрегатному состоянию, назначению и свойствам смазочные материалы делятся на сорта и группы.

Применение смазочных материалов

Технические смазки и смазочные материалы используются в домашнем хозяйстве для удовлетворения различных бытовых нужд.

Масло машинное (моторное, веретенное) – наиболее популярный смазочный материал. Имеет универсальное применение практически для всех устройств от простых дверных петель и замков до сложных бытовых машин (швейных, вязальных и других).

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

В бытовых электронных устройствах, где применяются механические детали или узлы, начальная и периодическая смазки проводятся светлым машинным маслом, расфасованным в специальные баллончики с удлинённым носиком. Хотя для этого часто используют обычные медицинские шприцы.

Для использования в личном автотранспорте и для других бытовых нужд применяются такие машинные масла: минеральное из нефтепродуктов, полусинтетическое (его получают за счёт добавления в минеральное масло синтетических ингредиентов) и синтетическое. Последнее имеет наименьшее количество примесей и, следовательно, значительно меньшую «зольность».

При нормальной комнатной температуре масло машинное, обладая некоторой вязкостью, всё же имеет текучесть достаточную для того, чтобы выливаться из чрезмерно смазанных деталей.

Поэтому при смазке необходимо соблюдать норму. Так как излишнее масло, вытекая, может испортить пол, отделку и повредить обивку, одежду.

Для сведения: масло машинное растворяется любым растворителем на основе нефтепродуктов, а также отпаривается.

Солидол (тавот) – это водостойкая смазка, состоящая из смеси минеральных масел, загущенных кальциевым мылом. На вид жирное липкое сметанообразное вещество. При хранении не уплотняется, имеет очень хорошие характеристики зависимости вязкости от температуры.

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

В домашнем хозяйстве солидол применяют для смазки различных втулок, подшипников, движущихся частей мото- и велотехники, механизмов в негерметичных корпусах. Солидол и вазелин имеют однородные составы, но разнятся по степени их очистки.

Нецелевое использование – для приготовления вара в садоводстве, для смазки рабочей обуви (повышается её эластичность, влаго- и морозостойкость).

Графитная смазка. Состав графитной смазки подобен составу солидола, но с добавлением графита. Она представляет собой однородное вещество коричневого или чёрного цвета. Низкая теплопроводность графита обеспечивает смазке сохранение свойств, присущих солидолу, но при более высоких рабочих температурах (до 150 градусов).

Основные характеристики графитной смазки аналогичны характеристикам солидола. Смазка нейтральна к изделиям из пластмассы и резины, а также к покрашенным поверхностям. Так как графитная смазка довольно густая, её растворяют уайт-спиритом.

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Применение для бытовых нужд такое же, как у солидола, но прибавляются устройства с высокой рабочей температурой. Это редукторы циркулярных пил и болгарок, перфораторов и дрелей.

Необходимо учитывать, что графитовая смазка может оставлять чёрные жирные следы и поэтому использовать её надо очень аккуратно.

Основой аэрозоли WD-40 является минеральное масло, вязкость которого понижена при помощи специальных веществ, что позволяет применять его как аэрозоль. Попадая на металлическую поверхность, смазка вытесняет с неё влагу и образует плёнку, защищающую металл в течение долгого времени. Аэрозоль эффективно взаимодействует с корродированной поверхностью и нейтрализует ржавчину.

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Аэрозоль применяется в домашнем хозяйстве для раскручивания приржавелых резьбовых соединений, восстановления заевших устройств. С помощью аэрозоли стало возможным легко производить смазку в труднодоступных местах. Так как аэрозоль разрушает лёд, её применяют для открывания замёрзших автомобильных замков.

Следует учитывать, что при работе с аэрозолями нужно защищать глаза, чтобы в них не попали распыляемые вещества.

Источник: http://voskgp.ru/articles/smazochnye-materialy-i-ih-primenenie-dlya-bytovyh-nuzhd.html

Смазочные материалы: виды, классификация, применение

Любой человек, который любит свою машину, старается качественно за ней ухаживать. И дело заключается не только в своевременной замене масла или покупке дорогих качественных деталей. Каждый механизм в автомобиле требует постоянной смазки.

Только в таком случае вам удастся максимально полно продлить жизнь отдельных узлов – не допустить преждевременного износа за счет снижения силы трения. Сегодня существует огромное количество смазок, которые отличаются по составу и сфере применения. выбрать их достаточно просто, необходимо только знать, для чего вам нужно это средство.

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Свойства смазок

Каждая смазка уникальна – она обладает определенным набором свойств. Помните, что в зависимости от условий окружающей среды смазка может изменять свое агрегатное состояние, что обязательно нужно учитывать. Все смазочные материалы обладают следующими свойствами:

  • Консистенция. Определить ее параметр можно при помощи пенетрометра с конусов. Чем больше смазку поместить в жидкость, тем мягче и податливей она становится.
  • Прокачиваемость. Данный параметр определяется опытным путем. Характеристика особенно важна в зимнее время, когда температура опускается ниже нуля. Подобные смазки применяются для внутренней обработки поверхности.
  • Температура каплепадения. Один из наиболее важных факторов, который определяется во время выбора смазочного материала. Он показывает температуру, при которой смазка начинает спадать с обработанной поверхности.
  • Противоизносность. Данный показатель характеризует способность смазки уменьшать коэффициент трения. Чем гуще смазка, тем лучше для долговечности детали.
  • Антикоррозийное свойство. Доказано, что все хорошие смазки позволяют предотвратить преждевременный процесс образования коррозии. Коэффициент определяется при помощи специальных тестов.
  • Водоотталкивающие свойства. Для их определения используются технические тесты. Тем выше коэффициент, тем лучше смазка отталкивает воду.

Классификация

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

На данный момент существует огромное количество разновидностей смазочных материалов. Все они отличаются по сфере применения, составу и свойствам. Чтобы более точно разобраться в разновидностях, рекомендуем ознакомиться с ГОСТ 27674.

В этом документе даны характеристики наиболее значимым смазкам, которые постоянно применяются в автомобилестроении. Там сказано, что в термин «смазка» включают моторные, трансмиссионные, турбинные, индустриальные, консервационные и другие виды масел. Все они обладают следующими характеристиками:

  • Моторное масло. Позволяет защитить детали силового агрегата от преждевременного износа и потери на трение. Кроме того, моторное масло уплотняет щели, отлично проводит температуру. Нужно учитывать, что моторные масла делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные. Существуют и другие классификации масла для двигателя.
  • Трансмиссионные масла. Такая разновидность смазки применяется для обработки зубчатых передач в КПП. Также оно применяется в рулевом управлении, ведущих мостах, бортовых передачах.
  • Индустриальные масла. Необходимо для постоянной обработки подшипников. Кроме того, индустриальное масло является рабочей и закалочной жидкости.
  • Турбинные масла. Необходимы для смазывания и охлаждения подшипников.
  • Электроизоляционные масла. Обладают диэлектрическими свойствами, они отлично отводят электричество в конденсаторах, трансформаторах.
  • Консервационные масла. Данная разновидность смазочного материала предназначена для полноценной защиты отдельных деталей, узлов, инструментов. Оно отлично защищает поверхность от коррозии.
  • Компрессорные масла. Смазочный материал такого типа предназначен для регулярной обработки ротационных и поршневых компрессоров.

Какие смазочные материалы выбрать?

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Выбрать смазку для своего автомобиля достаточно тяжело. Современные производители предлагают огромный выбор различных средств, которые выполняют различные функции.

Среди наиболее распространенных производителей можно выделить Мобил, Шелл, Ликви Моли. Также выпуском подобных жидкостей занимаются отечественные производители. Их продукция ничуть не уступает по качеству, однако по цене они значительно ниже. Среди наиболее популярных и важных смазок выделяют следующие варианты:

  • Моторные масла.
  • Очистители.
  • Пластичные смазки.
  • Материалы для металлообработки.
  • Антифрикционные покрытия.
  • Анаэробные клеи.
  • Пасты.

Наибольшей популярностью пользуется отечественный производитель EFELE. Это одно из наиболее инновационных предприятий, которое выпускает смазки для автомобилестроения, аграрной, химической и других видов промышленности. Смазки обладают высокими стандартами качества, компания представляет огромный ассортимент.

Заключение

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Смазочные материалы – одни из наиболее важных жидкостей в автомобиле. Они применяются абсолютно везде, без них невозможно представить работу транспортного средства. При выборе смазочного материала обязательно обращайте внимание на его ключевые свойства. Не стоит переплачивать за бренд – обратите внимание на продукцию отечественных производителей, которые ничуть не уступают по качеству. Лучше всего изучить рекомендации производителя вашего авто для более тщательного и правильного выбора конкретной смазочной жидкости.

Источник: https://maslo.biz/lubricant/smazochnyie-materialyi.html

Смазочные материалы: классификация, применение, свойства

Смазочные материалы: виды, классификация и применение

Смазочные материалы представлены смазочными маслами и консистентными смазками. Основные термины и определения смазочных материалов даны в ГОСТ 27674 — 88. Смазочные масла при обычной температуре находятся в жидком состоянии. По назначению они подразделяются на моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные, электроизоляционные, консервационные, компрессорные и др.

Моторные масла предназначены для уменьшения износа деталей двигателя, снижения потерь на трение. Они выполняют функции теплоотводящей среды и уплотнителя. В зависимости от типа двигателя моторные масла подразделяются на авиационные, автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и реактивные.

Трансмиссионные масла используются для смазки зубчатых передач (цилиндрических, конических и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.

Индустриальные масла предназначены для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков и промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры. Они используются в качестве рабочей и закалочной жидкости, а также для изготовления консистентных смазок.

Читайте также:  Быстрорежущие стали инструментальные: обработка, марки, изготовление сверл и резцов

Турбинные масла применяются для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока.

Электроизоляционные масла служат диэлектриком пропитывающей и теплоотводящей сред в трансформаторах, конденсаторах и кабелях. Выпускаются трансформаторные, конденсаторные (для заливки и пропитки изоляции конденсаторов) и кабельные (для маслонаполненных кабелей) электроизоляционные масла.

  • Консервационные масла применяются для защиты металлических узлов, инструмента и деталей от коррозии.
  • Компрессорные масла предназначены для смазки поршневых и ротационных компрессоров, воздуходувок и холодильных машин.
  • Важнейшими свойствами (качественными характеристиками) смазочных масел являются: плотность, вязкость; зависимость вязкости от температуры (оценивается индексом вязкости или температурно-вязкостным коэффициентом); маслянистость (липкость, смазывающая способность) — способность масел прилипать к твердой поверхности с образованием на ней тонкой прочной масляной пленки, называемой граничным слоем; температура застывания; химическая стойкость (термоокислительная стабильность) — невзаимодействие с кислородом при высоких температурах (50 — 60 °С); коксуемость — способность образовывать кокс в условиях высоких температур и давления и без доступа воздуха; температура вспышки, при которой пары смазочных масел, образуя горючую смесь с воздухом, вспыхивают при поднесении к ним пламени.

На потребительском рынке наибольшее распространение имеют моторные и трансмиссионные масла — они востребованы владельцами личных автомобилей. Моторные масла состоят из базового масла (80 — 90 %) и пакета присадок (10 — 20%), от природы и соотношения которых зависят их ассортимент и набор потребительских свойств.

  1. По составу базовое масло может быть:
  2. • минеральным — сложная смесь углеводородов, полученных из нефти;
  3. • синтетическим — органические соединения, полученные в результате целенаправленных химических реакций. Это углеводородные жидкости (полиальфаолефины, алкилбензолы) и эфиры;
  4. • полусинтетическим — смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов. Пакет присадок, как правило, составляют:
  5. • загущающие — стабилизируют вязкость масла в условиях изменения температуры; • моющие (детергенты) — уменьшают и предотвращают образование высокотемпературных отложений;
  6. • диспергирующие (дисперсанты) — поддерживают загрязнения, проникшие в масло, в мелкодисперсном взвешенном состоянии; • антиокислительные и антикоррозионные — снижают скорость окисления и образования в масле нерастворимых, а также коррозионно-активных продуктов;
  7. • противозадирные и противоизносные — предотвращают разрушение контактирующих поверхностей при граничном трении за счет образования защитных пленок;
  8. • депрессорные — понижают температуру застывания масла;
  9. • ингибиторы коррозии — предотвращают коррозию деталей из черных металлов;
  10. • антифрикционные — уменьшают трение;
  11. • противопенные — предотвращают вспенивание. Существует несколько классификаций моторных и трансмиссионных масел:
  12. • классификация Американского общества автомобильных инженеров (SAE) предусматривает деление по вязкости на зимние, летние и внесезонные масла;
  13. • классификация Американского института нефти (API) учитывает условия применения и уровни эксплуатации. В обозначении вначале буквой указывается тип двигателя — бензиновый или дизель, цифрой — цикличность работы двигателя — четырехтактная или двухтактная;
  14. • отечественная классификация в обозначение включает класс масла по вязкости, тип присадки, вязкость масла, тип двигателя — бензиновый или дизель.

Пластичные (консистентные) смазки при обычной температуре находятся в мазеобразном состоянии, при нагревании переходят в жидкое состояние. Они представляют собой сложные коллоидные системы, твердую фазу которых составляет загуститель (иногда и наполнитель), жидкую — минеральные масла.

Важнейшими свойствами (качественными характеристиками) консистентных смазок являются: пенетрация (консистенция) — степень густоты смазки (измеряется с помощью пенетрометра посредством погружения в смазку конуса, оценивается числом пенетрации, выраженным в десятичных долях миллиметра); температура каплепадения (плавления), при которой смазка переходит в жидкое состояние, характеризует верхний предел рабочей температуры смазки; химическая и механическая стабильность; коллоидная стабильность — стойкость смазок против распада на жидкую и твердую фазы; термическая стабильность — способность сохранять свою структуру и свойства при длительном нагревании. Наиболее известные консистентные смазки — солидол, графитная смазка, литол и др.

  • По типу основы пластичные смазки могут быть:
  • • на нефтяных маслах — полученные переработкой нефти; на синтетических маслах — синтезированные;
  • • на растительных маслах — полученные переработкой натуральных продуктов;
  • • на смеси нефтяных и синтетических масел. По природе загустителя пластичные смазки классифицируются следующим образом:

• мыльные. Для их производства в качестве загустителя применяют мыла. Они подразделяются на натриевые, кальциевые, алюминиевые, литиевые, комплексные. Составляют более 80 % всего производства смазок;

• углеводородные. Для их производства в качестве загустителя используют парафин, церезин, петролатум; • неорганические. Для их производства в качестве загустителя используют силикаты; • органические. Для их производства в качестве загустителя используют сажу и полимеры.

/ по материалам www.znaytovar.ru /

Источник: http://www.oils.by/31-articles/207-smazochnye-materialy-klassifikatsiya-primenenie-svojstva

Типы пластичных смазок и их классификации

Производители ещё не пришли к созданию единой и полной спецификации смазок. Поэтому каждый решает сам (видимо, в зависимости от требований стран, где он продает свою продукцию) как маркировать смазку, как её позиционировать (для чего она и как её использовать), какие характеристики сообщать.

Смазки систематизируют по различным классификационным признакам: по консистенции, типу загустителя и областям применения (назначению).

По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок.

Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем — дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п.

После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.

Консистентость смазок или пенетрация определяется классификацией NLGI (National Lubricating Grease Institute), которая приобрела статус международной. В соответствии с ней измеряется густота смазок при помощи лабораторного метода «рабочей пенетрации». Определение производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять (5) секунд в смазку при температуре 25 °С.

Глубина погружения конуса в смазку измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют у перемешанной смазки и неперемешанной смазки. Разница этих показателей характеризует способность смазки выдержать механические нагрузки. На основе пенетрации смазки делятся на 9 классов (NLGI) от 000 до 6 (Таблица 1). Чем больше число класса, тем гуще смазка.

Таблица 1

Классы NLGI Показатель пенетрации Визуальная оценка
000 445-475 Очень жидкая
00 400-430 Жидкая
355-385 Полужидкая
1 310-340 Очень мягкая
2 265-295 Мягкая
3 220-250 Средней твердости
4 175-205 Твердая
5 130-160 Твердая
6 85-115 Очень твердая

По типу загустителя смазки разделяют на группы:

  1. Мыльные смазки, для получения которых в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых (жирных) кислот — мыла. К этой группе относится большинство как по ассортименту, так и по объемам производства и применения. В зависимости от катиона мыла их разделяют на литиевые (Li), натриевые (Na), калиевые (K), кальциевые (Ca), бариевые (Ba), алюминиевые (Al), цинковые (Zn), свинцовые (Pb) смазки. В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на обычные и комплексные (к). Комплексные смазки работоспособны в более широком интервале температур, чем обычные. Среди комплексных смазок наиболее распространены кальциевые (кСа), литиевые (kLi), бариевые (kBa), алюминиевые (kAl). Необходимо отметить, что кальциевые смазки, в свою очередь, разделяют на гидратированные (солидолы), комплексные (кСа) и безводные (бСа). В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево-кальциевые (LiCa), натриево?кальциевые (NaCa) и другие. Первым указан катион мыла, доля которого в общем балансе загустителя больше. Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла — радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла — радикал природных жирных кислот), например, синтетические илижировые солидолы.
  2. Неорганические смазки, для получения которых в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые (Si), бентонитовые (Bn), графитные (G), асбестовые (Ab) и другие смазки, изготовленые на неорганических загустителях.
  3. Органические смазки, для получения которых используют твердые термически и гидролитически устойчивые, высокодисперсные с хорошо развитой удельной поверхностью органические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки.
  4. Углеводородные смазки, для получения которых в качестве загустителей используют высокоплавкие твёрдые углеводороды: петролатум, церезин, парафин, озокерит, различные природные и синтетические воски. В некоторых странах, например в США, углеводородные смазки не относят к пластичным смазкам, поэтому в общих объёмах производства смазок не учитывают.
  5. Смазки на сверхщелочных органо-неорганических загустителях, для получения которых в качестве загустителей используют комплексные сверхщелочные загустители.

По областям применения смазки подразделяют на:

  • антифрикционные — для уменьшения и предотвращения износа трущихся деталей, снижают трение скольжение. В свою очередь, антифрикционная группа делится на подгруппы: смазки общего назначения для повышенных и обычных температур, многоцелевые, термостойкие, низкотемпературные, химически стойкие, приборные, редукторные, приработочные пасты, узкоспециализированные (автомобильные, авиационные, морские, железнодорожные, буровые и т.д.), брикетные;
  • консервационные (защитные) — для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировки и эксплуатации;
  • уплотнительные — для герметизации зазоров и щелей различного оборудования, облегчения сборки и разборки арматуры сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем. Подразделяются на арматурные,  резьбовые и вакуумные смазки;
  • канатные — для предотвращения коррозии и износа стальных канатов;
  • фрикционные — для увеличения трения и предотвращения проскальзывание трущихся поверхностей;
  • технологические — в основном используются для прокатки металла;
  • очистительные — вытесняют влагу, удаляют ржавчину, остатки клея и т.п., вместе с тем образуя защиту против сырости и коррозии;
Читайте также:  Полировка металла до зеркального блеска: виды, методы,

Классификация смазок согласно ASTM D 4950-89

В США автомобильные смазки выделяют официально и описывают в нормативных документах. Смазки, поступающие в торговую сеть, называют сервисными смазками (Servise Greases), отличая их от смазок, которыми заполняются узлы трения на заводах при выпуске автомобилей.

В стандарте ASTMD 4950-89, созданном совместно ASTM, NLGI и SAE, приводится деление автомобильных смазок на две основные эксплуатационные группы:

  • сервисные смазки для ходовой части (Chassis Service Greases), обозначаемые по системе NLGI буквой «L»;
  • сервисные смазки для подшипников колёс (Wheel Bearing Service Greases), обозначаемые по системе NLGI буквой «G».

Эти группы смазок разделяются на категории качества автомобильных смазок в зависимости от гарантируемых показателей качества и обозначаются соответствующим знаком NLGI.

Смазки категории NLGI LA используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.

Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще).

Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки.

 Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.

Смазки категории NLGI LB используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.

Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от -40° до +120°С при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км).

Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок.

Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.

Смазки категории NLGI GA используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации.

Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать подшипники при ограниченной температуре от -20° до +70°С. Дополнительных требований нет.

Смазки категории NLGI GB используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Умеренный режим — это обычные условия эксплуатации, которые бывают у большинства машин.

Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°, до +120° и даже до +160°С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней NLGI — NLGI 1 и NLGI 3.

Смазки категории NLGI GC используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в машинах, подшипники которых нагреваются до высокой температуры.

Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп-старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес.

Требования к качеству. Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°, до +160° и даже до +200°С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но также могут быть использованы и смазки NLGI — NLGI 1 и NLGI 3.

Обозначения

Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак — символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке и/или в описании обычно указываются символы категорий NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA.

Смазочные материалы: виды, классификация и применениеРис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.

  • В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, пользуется редко, а аналогичной европейской системы нет.
  • Европейская классификация смазок
  • По европейским стандартам, как и по стандартам ГОСТ, смазки не выделяются в отдельную группу, но на практике производители нефтепродуктов выделяют их в особую ассортиментную категорию.
  • В Европе применяется обозначение смазок, регламентированное стандартом ISO 6743-9 (Lubricants, industrial oils and related products (class L) — Classification — Part 9: Family X (Greases)). По этому стандарту каждой смазке присваивается знак ISO, состоящий из букв и цифр, в котором указаны основные данные смазки, например:
  • ISO-L-XBEGB 00где ISO — аббревиатура «Международной организации стандартов»;L — класс смазочных материалов;X — группа смазочных материалов (пластичные смазки);В — минимальная рабочая температура;Е — максимальная рабочая температура;G — антикоррозионные свойства;В — характеристика работоспособности при больших нагрузках;
  • 00 — класс консистенции по NLGI.

Источник: https://autolubricants.info/smazki/tipy-plastichnyx-smazok-i-ix-klassifikacii/

Смазочные материалы — это… Что такое Смазочные материалы?

Лыжная мазь «Висти» советского производства в фирменной упаковке

Сма́зочные материа́лы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.

Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике

Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.).

В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.

), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

Виды и типы смазочных материалов

В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.

По материалу основы смазки делятся на:

  • минеральные — в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти
  • синтетические — получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья
  • органические — имеют растительное происхождение (например: касторовое масло, пальмовое масло)

Смазки могут иметь комбинированную основу.

Классификация

Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.

По агрегатному состоянию делятся на:

  • твёрдые,
  • полутвёрдые,
  • полужидкие,
  • жидкие,
  • газообразные.

По назначению:

  • Моторные масла — применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
  • Трансмиссионные и редукторные масла — применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач.
  • Гидравлические масла — применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.
  • Пищевые масла и жидкости — применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продуктов смазывающим веществом.
  • Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) — применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др.
  • Электропроводящие смазки (пасты) — применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными.
  • Консистентные (пластичные) смазки — применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.

См. также

  • Трибология
  • Лубрикант
  • Eurol B.V.
  • Фторопласты
  • Нефтяные масла

Литература

  • Ильченко Андрей. Смазывание подшипников качения. 2008.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/173905

Основные параметры и свойства смазочных материалов

Главная / Информация / Основные параметры и свойства смазочных материалов

Материалы, способствующие уменьшению силы трения и износу трущихся поверхностей, увеличению нагрузочной способности механизмов, называютсмазочными материалами.

Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.).

В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.

), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:- минеральные, или нефтяные, являются основной группой выпускаемых смазочных масел (более 90 %). Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные;

Читайте также:  Термообработка алюминиевых сплавов: виды и режимы

растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяются касторовое масло.

животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.).- органические, масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью.

В связи с этим их чаще используют в смеси с нефтяными;- синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений — полисиликонов; получение фтороуглеродных масел).

Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответственных узлах трения.

По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:

жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими текучестью (нефтяные и растительные масла);- пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;- твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.

По назначению смазочные материалы делятся на масла:- моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных);- трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин;Эти два типа масел иногда объединяют термином «транспортные масла».- индустриальные, предназначенные главным образом для станков;- гидравлические для гидравлических систем различных машин;

Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.

  • Основные параметры.
  • Основными характеристиками общими для всех жидких смазочных материалов являются:
  • · вязкость;
  • · температура застывания;
  • · температура вспышки;
  • · кислотное число.
  • Вязкость— одна из наиболее важных характеристик смазочного материала, во многом определяющая силу трения между перемещающимися поверхностями, на которые нанесен смазочный материал.
  • Значение вязкости смазочного материала всегда указывается при конкретном значении температуры, как прави ло, при 40 °С.

Температура застывания(точка утечки) — самая низкая температура, при которой масло растекается под действием силы тяжести.

Понятие температуры застывания используется для определения прокачиваемости масла по трубопроводам и возможности смазки узлов трения, работающих при пониженной температуре.

Под температурой застывания масла подразумевается температура, при которой масло, помещенное в пробирку и наклоненное под углом 45°, не изменяет своего уровня в течение одной минуты.Температура застывания должна быть на 5 … 7 °С ниже той температуры, при которой масло должно прокачиваться.

Температура вспышки— самая низкая температура, при которой масло воспламеняется при воздействии на него пламени.

Температуру вспышки паров масла необходимо знать при подаче масла к узлам трения, работающим при повышенной температуре. Температуру вспышки определяют в открытом или закрытом тигле.

Обычно в справочниках указывается температура вспышки паров масла в открытом тигле.

Кислотное число— мера содержания в масле свободных органических кислот.

Кислотное число определяется количеством миллиграмм гидроксида калия (КОН), необходимым для нейтрализации всех кислых компонентов, содержащихся в 1 г масла. При старении масла кислотное число повышается.

Во многих случаях это число является основным показателем для смены масла в циркуляционных смазочных системах.

  1. При выборе жидких смазочных материалов для конкретных условий работы руководствуются следующими характеристиками:
  2. · индекс вязкости— оценка изменения вязкости смазочного материала в зависимости от изменения температуры;
  3. · окисляемость— оценка способности масла вступать в реакцию с кислородом. Стойкость к окислению — показатель стабильности того или иного масла;
  4. · экстремальное давление(ЕР) — мера качества прочности масляной пленки, используется для характеристики смазочных материалов тяжело нагруженных поверхностей трения;
  5. · заедание(Stick-slip) — оценка способности смазочного материала предотвращать скачки или неустойчивое движения силового стола или каретки станка даже при крайне низких скоростях.
  6. Срок службы смазочного масла зависит от скорости накопления в нем вредных примесей и его старения

Пластичные (консистентные) смазочные материалы.Представляют собой нефтяные или синтетические масла с добавлением многофункциональных присадок и загустителя, в качестве которого используются мыла высших сортов жирных кислот, твердые углеводороды (церазины, парафины), силикагель и сажа, относящиеся к термостойким загустителям и др.

  • Пластичные смазочные материалы применяют в следующих случаях:
  • · для тяжелонагруженных подшипников скольжения, работающих при небольших скоростях в условиях граничного трения с частыми реверсами или в повторно-кратковременном режиме;
  • · когда смазочный материал кроме основного назначения используется как уплотняющий для предохранения поверхности от попадания загрязнителей из окружающей среды;
  • · для создания защитной масляной пленки на поверхности трения при длительных остановках;
  • · в узлах трения, доступ к которым затруднен или которые могут работать длительное время без пополнения смазки;
  • · при необходимости одновременного использования смазочного материала для консервации и смазки механизма.
  • Основные характеристики пластичных смазок:
  • · вязкость;
  • · предел прочности на сдвиг;
  • · температура каплепадения;
  • · число пенетрации.

Вязкость пластичных смазочных материалов, в отличие от смазочных масел, зависит не только от температуры, но и от скорости деформации. Значение вязкости пластичного смазочного материала, определенное при заданной скорости деформации и температуре, является постоянным и называется эффективной вязкостью.

Предел прочности на сдвиг— минимальное напряжение сдвига, которое вызывает переход смазки к ее вязкому течению. Предел прочности на сдвиг характеризует способность смазки удерживаться на движущихся деталях, вытекать и выдавливаться из негерметизированных узлов трения.

Температура каплепадения— температура, при которой смазка утрачивает свою густую консистенцию и переходит в состояние жидкой смазки (температура, при которой падает первая капля). Обычно пластичную смазку применяют при температурах на 15 … 20 °С ниже температуры каплепадения.

Число пенетрацииопределяет степень загустения пластичного смазочного материала, которая по ГОСТ5346-78 определяется глубиной погружения в смазочный материал стандартного конуса пенетрометра за 5 с при температуре 25 °С и общей нагрузке 150 г и выражается в десятых долях миллиметра.

Вниманию посетителей: Данная информация предоставляется для ознакмления. Формулировки и цифровые значения могут отличаться от оффициальных описаний и тестовых показателей. Для уточнения или дополнения интересующей информации вы можете обратиться к оффициальным источникам конкретных производителей и сертификационых центров.

Типы базовых масел и температурные характеристики.Парафиновые- от -12 до 140 ° CРапсовое- от — 20 до 80 ° CПодсолнечное- от -18 до 110° CСинтетические эфиры- от -30 до 170° CДиэфиры- от -75 до 240° CСинтетические углеводороды- от -60 до 170° C

Силиконовые- от -70 до 230° C

Загустители представлены:Мыльными основами. Они подразделяются на натриевые, кальциевые, алюминиевые, литиевые, комплексные. Составляют более 80 % всего производства смазок.Углеводородными основами.

  Где в качестве основы используются парафины, церезины, петролатумы.Неорганическими основами. Для которых используются силикаты и их производные.Органическими основами.

В которых применяются сажевые компоненты и полимерные химические конструкции.

Показатели кинематической вязкости при 40° C— Вязкость определяет толшину смазывающей пленки и соответственно несущие способности смазки.< 100 cSt-  Очень низкие температуры, высокая скорость, низкая нагрузка.100 cSt - 200 cSt- Средняя температура, скорость, нагрузка, “автомобильные”200 cSt - 500 cSt- Средняя скорость, нагрузка от средней до высокой, “промышленные”500 cSt - 1000 cSt- Низкая скорость, тяжелая нагрузка. “тяжелые промышленные”

> 1000 cSt- Очень низкая скорость, очень тяжелая нагрузка.

Присадки и добавки:Стабилизаторы и загустители.Представленные комплексом химических соединений регулирующих вязкость базового масла и общую густоту смеси.Моющие компоненты.(детергенты)Предотвращяют либо уменьшают коксование и появление высокотемпературных отложений.Антиокислительные и антикоррозионные добавки.

Предотвращают преждевременное старение компонентов смазки, уменьшают количество окисляющих веществ и коррозийных соединений.Противозадирные и противоизносные компоненты. Представляют комплекс высокопрочных химических соединений. Предотвращают разрушение взаимодействующих поверхностей при граничном трении путем образования прочной защитной смазывающей пленки.

Предотвращают непосредственный контакт рабочих поверхностей.Депрессорные присадки. Добавки позволяющие значительно снизить порог низкотемпературного застывания смазки.Антифрикционные добавки.Компоненты уменьшающие общий индекс трения.

Создают дополнительные условия для скольжения взаимодействующих элементов добавляя в структуру смазки высокоподвижные соединения.

ISO 2137        Показатель пенетрации      Класс NGLОчень мягкие           400-430 445-475                  00/ 000Мягкие                      355-385  310 -340                     0/ 1Средне твердые           265-295                             2/ 3/4Твердые                         130-160 85-115                    5/ 6

Классификация биоразлагаемых и огнестойких гидравлических жидкостей

Категория согласноDIN 51 5202 и ISO 6743/4   Состав и основные характеристики  Область применения и рабочие температуры.НЕАЕ —  Эмульсии   «масло  в  воде»,  минеральное  масло или синтетический сложный эфир.   Содержание воды > 80% Передача мощности, около 300 атм, высокие рабочие давления.

HFAS —  Водные синтетические химические растворы, не содержащие минеральных масел. Содержание воды > 80% Гидростатические приводы, около 160 атм, низкие рабочие давления. От 5 до < 55 °СHFB  Эмульсии «вода в масле». Содержание минерального масла около 60% Применяется в угольной промышленности.

От 5 до 60 °СHFC — Водные растворы полимеров. Содержание воды >35% Гидростатические приводы, применяемые в индустриальных устройствах. От–20 до 60 °СHFDR —  Полиалкиленгликоли, растворимые в воде. Гидростатические приводы.

От –30 до < 90 °СHFDL —  Безводные синтетические жидкости (например, сложные эфиры карбоновых кислот) Гидростатические приводы, индустриальные гидравлические системы. От –35 до < 90 °С

Категория согласноVDMA 24568 и ISO 15380      БИОРАЗЛАГАЕМЫЕHEPG — Полиалкиленгликоли, растворимые в воде Гидростатические приводы. От –30 до

Источник: http://baltcross.ru/osnovnye-parametry-i-svoystva-smazochnyh-materialov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector