Ручной ткацкий станок своими руками

irinadvorkina

Ковер… Роскошный, с шелковым или шерстяным бархатистым ворсом, поражающий пышными цветами и райскими птицами; скромный гладкий ковер с традиционным геометрическим рисунком; изысканный гобелен – сюжетный или декоративный ковер, все это – чудесные творения человеческих рук, которые веками согревают и украшают наш дом.

Когда прикасаешься к столь древнему ремеслу, невольно возникает желание проникнуть вглубь веков и понять, как человек пришел к его открытию. Как пронес это искусство через века и сохранил, несмотря на губительное воздействие цивилизации.

Ковры и гобелены, ткани для одежды и интерьера создают в технике ткачества. Не одно тысячелетие их ткали вручную, пока не появились промышленные станки. Почему же, несмотря на легкость приобретения нужных изделий, люди продолжают заниматься этим трудоемким ремеслом в наше время? Чтобы понять это, заглянем в историю ткачества.

ПЛЕТЁМ ИЛИ ТКЁМ?

Сегодня часто можно услышать, что гобелен или ковер «плетут». Это неверное выражение. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры, ткут. Ворсовые ковры тоже не плетут и даже не вяжут, а ткут, несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.

При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения. И в этом нет противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».

Главные понятия в ткачестве – это основа и уток. Основа – это нити, идущие вдоль ткани. Что такое «вдоль» легче понять, если представить себе не кусочек ткани, как на рисунке ниже, а целый рулон.

Уток, уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке.Ручной ткацкий станок своими рукамиОснова и уток переплетаются между собой.

Ткань, состоящая из вертикальных и горизонтальных нитей, напоминает схему мироздания. Вертикаль: подземный мир – земля – небо; горизонталь: центр и четыре стороны света.

Нити переплетаются между собой, как и всё в этом мире.

Чем же плетение отличается от ткачества? В плетении нет разницы между основой и утком, нет и механического чередования нитей основы для удобства прокладывания утка.

Плетение было первым шагом на пути к ткачеству. Для циновок траву, стебли тростника, камыша, пальмовые листья нарезали кусками нужной длины и переплетали их между собой под прямым углом. Корзину делали, оплетая по кругу прочный каркас, или другими способами.

Первые ткани также изготовляли с помощью плетения. На самом раннем этапе в плетении используют необработанный природный материал, позднее – спряденные нити.Ручной ткацкий станок своими рукамиПлетение из пальмовых листьев.

Станок заменяют пальцы, ветви дерева, вбитые колышки и тому подобное. У славян бытовало плетение (дерганье) на пальцах рук и ног, на стене, на вилочке, на колодочке.

Сегодня возрождаются многие традиционные приемы ткачества, например, дерганье на пальцах. Конечно, таким приемом можно ткать только узкие изделия – пояса, тесемки.Ручной ткацкий станок своими рукамиДерганье на пальцах.

В полутканье уже различимы основа и уток, то есть появились две системы нитей. Их роли совершенно различны: неподвижно закрепленная основа скрепляется бегающим утком.

Но в полутканье все еще нет никаких удобств для прокидывания утка между нитями основы.

Например, прикрепив ряд нитей основы к опоре или ноге, а с другой стороны к поясу, мастерица проводит уток между нитями основы, поднимая их поочередно через одну нить, и уплотняет пальцами.

С появлением первых примитивных станков в VIII–II тыс. до н.э. ткачество окончательно отделилось от плетения. В примитивном ткачестве кроме основы и утка есть приспособления для облегчения процесса. Появляются и приемы механического чередования нитей основы. Это способы тканья на бердечке, на дощечках, на ниту.

Ткачество на бердечке (бёрдышке) широко распространилось в Европе в Средние века, в Америке – с XVI века. Ширина бердечка соответствует ширине ткани.

Начало тканья находится около ткачихи – прикреплено к поясу, а конец основы – к неподвижной опоре. Так ткут пояса и небольшие изделия.Ручной ткацкий станок своими рукамиТкачество на бердечке.

Тканье на дощечках – условный термин. Например, в Новгороде Х–ХI веков их делали из кости, а на островах Индонезии – из раковин. Считают, что этот способ появился еще в Древнем Двуречье. Использовался в Древнем Египте, в Западной и Северной Европе существовал в эпоху неолита.

Ткачество на дощечках сегодня вновь вызывает активный интерес. Ткань получается путем скручивания нитей основы, уток остается невидимым. Количество дощечек может быть от четырех до 150 и даже больше, чтобы получить широкую ткань.Ручной ткацкий станок своими рукамиТкачество на дощечках.

Ручной ткацкий станок своими руками

Развитие ткацкого станка напрямую было связано с прогрессом в прядении. Чем тоньше становились нити, тем изощреннее должен был быть станок. Со временем сложились и совершенствовались два основных вида станков: горизонтальный и вертикальный со множеством их вариаций.

В Европе, на Востоке, Кавказе бытовал вертикальный станок с грузилами. Он состоял из врытых в землю боковых опор и верхней перекладины. К ней привязывали нити основы и натягивали их внизу грузами. В более совершенной форме станка основа натянута на два вала – верхний и нижний.

На вертикальных станках в наше время ткут гладкие и ворсовые ковры и гобелены.

(Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).» class src=»https://sun9-36.userapi.com/c855036/v855036259/1fac68/XsnHsf2CB4s.jpg»>Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

На наземных горизонтальных станках основа натянута между двух валов параллельно земле. Конструкция использовалась в Древнем Египте и других ранних государствах. Такие же архаичные станки существуют по сей день у многих восточных и азиатских народов.

Одна из форм такого станка – поясная конструкция (как с бердечком и в Перу). То есть передний вал прикреплен к спине ткачихи. На них ткут гладкие и ворсовые ковры и традиционные ткани.Ручной ткацкий станок своими рукамиТкачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

Видео: Ткачество традиционной индонезийской ткани – иката на поясном станке.

Стелющийся по земле станок развивался и превратился в сложный горизонтальный станок с подножками. Когда-то такие станки стояли чуть не в каждом деревенском доме. В России на них ткали грубые и тонкие узорные ткани, гладкие, ворсовые ковры и половики из полосок тканей. Сегодня на современных моделях подобных станков ткут не только дорожки-половики, но любые ткани, шарфы, шали-палантины.

Ручной ткацкий станок своими руками

  • Именно станок с подножками, который изобретатели постоянно совершенствовали, стал основой для промышленных ткацких станков.
  • ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Потребности жизни кочевников, скотоводов, а позднее и земледельцев породили не только множество ковровых изделий, но и разнообразие приемов ткачества. Анализируя их детально, ниточка за ниточкой, словно проходишь бесконечно длинный путь, отмеченный вехами удивительных ткацких открытий.

Техника ткачества развивалась от простого к сложному, начиная от изделий с простым полотняным переплетением нитей основы и утка. Получается ткань, одинаковая с лица и с изнанки. Это одноцветные ткани, дорожки.Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

В такой технике трудно соткать какой-либо узор. Но если полностью скрыть основу под цветным утком, то получится репс – разновидность полотняного переплетения.

Для этого надо плотно прибивать уток. В ткачестве старинных шпалер, современных гобеленов и гладких ковров используется именно это переплетение, т.к. оно дает возможность создавать рисунок.

Ткачество в технике уточного репса.

Простейшие ковры, сотканные в этой технике, называют паласами. Их узор состоит из чередующихся в определенном порядке разноцветных полос.Палас.

Со временем появились более сложные приемы создания узоров со сцеплением утков или без, настилами и обвивками (килимы, малоизвестныегладкие ковры: шедде, верни, сумахи, зили, узорное ткачество и др.).

Такими способами с древности и до настоящего времени ткут ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, ткани, утилитарные изделия: пояса, сумки, мешки, подушки, попоны, покрывала и т.п.Кавказский килим.

Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Узор в килимах формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность. Поэтому орнамент гладких ковров чаще бывает геометрическим. Природные формы, изображения животных и людей в коврах также приобретают обобщенные, стилизованные, декоративные очертания.

Традиционные узорные ткани в разных странах выполняли браной техникой (настилами) и ее разновидностью – выборной. Это удобнее делать на сложных горизонтальных станках с подножками.

В России было распространено именно узорное ткачество, а не ковроделие. Поэтому не случайно интерес к нему возродился к XXI веку.

Эту технику удобно использовать в ткачестве дорожек, подушек, покрывал, шалей и других утилитарных изделий.Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

В эпоху ранней бронзы возникли способы узловязания. Однажды мастерица, прокинув уток, решила вытянуть его петлями между нитями основы, а может быть, обвивая петлями нити основы в гладком ковре, она вдруг попробовала удлинить петли обвивки. Мечта о мохнатой как у зверей, но рукотворной ткани, сбылась. В ткачестве появилось новое направление.

При слове «ковер» перед глазами возникает привычный ворсовый ковер, который можно увидеть почти в каждом доме. А ведь существуют и другие виды. Наиболее ранними были петельные и махровые (длинноворсовые) ковры. Интересен и такой вид ворсовых ковров как рельефные.Петельная и махровая техники ткачества.

Петли держатся в ткани ковра непрочно, легко выдергиваются. Видимо, это и навело ткачих на мысль закреплять их более прочно – узлами. Нить тянули от клубка, завязывали узел и обрывали ее ударом пальцев. В развитии привычного ворсового ковра большую роль сыграло изобретение и совершенствование ножей и ножниц.

Читайте также:  Ленточный шлифовальный станок по дереву своими руками

Ворсовое ткачество – вершина ковродельческого искусства.

Сотни, тысячи, миллионы узелков… Сидя за станком, мастерица медленно, день за днем, месяц за месяцем, узелок за узелком творила прекрасный мир, вкладывая в работу всю свою душу, мечтая порадовать близких, украсить свой дом, оберечь его магическими узорами ковра. В случае ткачества ковра для продажи всё выглядит не столь романтично, но часто не влияет на конечный результат.Мотив индийского ковра XIX в.

Гладкие ковры отличаются от ворсовых легкостью, на них идет в два раза меньше шерсти, требуется и меньше времени на работу.

В то же время, техника гладкого ткачества ограничивает возможности свободного выполнения рисунка, хотя точность рисунка зависит так же от того, насколько ковер тонкий или грубый.

Узор формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность.

Каждая новая техника ткачества становилась основой для возникновения следующей, возможно, спустя века. Ее приемы не зачеркивали своим появлением предыдущие, а использовались параллельно. В результате сегодня применяются все приемы ткачества текстильных изделий, хотя одни чаще, а другие реже.

В отличие от традиционных ковровых изделий разных народов, в старинной шпалере и современном гобелене художник свободно применяет ткацкие приемы в любых сочетаниях. Возможно, современный гобелен – это форма ковра, в большей степени отвечающая сегодня потребностям человека.Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

Европейская шпалера за десять столетий прошла путь от небольших наивных сюжетных ковров до монументальных серий шпалер высочайшего уровня. А искусство современного гобелена просто немыслимо без авторского участия.

Разве может цифровой ткацкий станок или работа ткача-исполнителя заменить озарения, находки, импровизацию художника в процессе ткачества! Гобелен, рожденный в медленной, кропотливой работе, несет зрителю живую мысль, чувства, настроение художника.

Вы и сами, занявшись ткачеством, почувствуете во время работы, что в каждом движении нити заложена мысль.

Вернемся к вопросу, почему люди продолжают заниматься ткачеством? Ковер размером 2 х 3 м автоматические станки изготовляют менее чем за час. Зачем тратить на это неделю за неделей, месяц за месяцем?

Да, машины способны воспроизводить даже древний орнамент, но они не могут одухотворить ковер, сделать его неповторимым. В век, когда человек доверил все производить машине, ковры и гобелены ручной работы неизменно ценятся как уникальное произведение, ведь они хранят душу и тепло рук мастерицы.

Кроме того, станки «не умеют» выполнять многие ткацкие приемы, включая ворсовые узлы, – то, что так легко и быстро делают опытные мастерицы.

Всю историю развития цивилизации люди подходили творчески ко всему, что делали, в том числе постоянно совершенствовали конструкции ткацких станков; изобретали приемы ткачества; разрабатывали все более сложные орнаментальные композиции ковров, доводя их до совершенства. Видимо, в творческом начале, заложенном в человеке от природы, и заключается разгадка вечной тяги людей к ручной работе. Радость от красивой вещи, сотворенной собственными руками, ни с чем несравнима.

Больше узнать обо всех аспектах ткачества вы можете из книг Ирины Дворкиной «Ручное ткачество. Практика. История. Современность» в 6-ти томах. Изданы том 1–3.

Подробнее о книгах читайте на сайте автора.P.S.

Как тюменка ткет "бабушкины" половики на самодельном станке

Тюменка Татьяна Клыкова ткет «бабушкины» половики на миниатюрном ткацком станке, получается душевно, руки сами тянутся, чтобы потрогать домотканные изделия.

Такие половики пользуются хорошим спросом. Более того, многие хотят научиться делать такие же работы и записываются на мастер-классы. Мастерица рассказала «Вслух.

ру» о своем хобби и о том, сколько на нем можно заработать.

— Татьяна, с чего все началось?

 — Ткачеством занимаюсь с 2016 года. Когда у меня испортилось зрение, стала искать более крупные виды рукоделия. Вышивать уже не могла, бесило, что не вижу дырку в иголке и плохо вижу конву. К очкам я привыкла очень долго. Посмотрела в интернете виды рукоделия, нашла плетение на раме.

Принесла раму, натянула веревки и стала плести, но убила все пальцы, то есть неудобно очень, иного заусениц. Потом познакомилась с женщиной, которая у нас в Тюмени организует «Славянские базары», Мариной Завадской. Она меня пригласила на ярмарку «Славянский базар».

Я там продавала свои вязаные коврики-кругляши.

Ручной ткацкий станок своими руками

Обратила внимание на большой ткацкий станок. Сфотографировалась возле него и, не поверите, руки сами потянулись к станку. Рядом стояли две девушки, которые преподают ткачество в институте культуры. Под их чутким руководством я одну дорожку прошла, другую, третью.

В течение двух дней несколько раз подходила к этому ткацкому станку, меня тянуло к нему словно магнитом. А когда пришла домой, поняла, что ткать на рамке больше не хочу, вот на станке — это да. Но он большой для квартиры. Начала искать другие варианты. Нашли в интернете маленький станок.

Заказали из Ростова-на-Дону. Мастер делает их своими руками.

 — Вы сами разбирались, как работать на таком необычном ткацком станке?

 — Станок пришел в разобранном виде, была, конечно, инструкция, но не совсем понятная. Поэтому я пригласила подругу, которая всю жизнь проработала на Тюменском камвольно-суконном комбинате.

Она посмотрела и сказала: «Не, у нас большие были, я на таком не умею». Мы его все-таки собрали, когда мне продавец отправил видеоинструкцию. А как ткать, рассказала куратор, она тоже из Ростова-на-Дону.

Говорила, что и как делать.

Я резала на части старые простыни и халаты, потом начала ткать половики. Шарфы принципиально ткать не хотела, но куратор меня переубедила. И шарфы меня захватили точно так же, как половики. Не могла оторваться от работы! Научилась быстро.

У меня было ощущение, что я откуда-то знаю как ткать. У многих, кстати, получается. Только кажется, что сложно.

Вижу это, когда провожу мастер-классы на городских мероприятиях, очень люблю «Библионочь», на ней ко мне выстраивается длинная очередь.

Ручной ткацкий станок своими руками

 — В чем сложности ткачества?

 — В ткачестве сложностей нет, есть сложности в заправке. Чтобы заправить станок 40 см, у меня ушло 2,5 часа; на станок 70 см уходит до 4 часов на заправку.

 — Заправка — это белые ниточки, которые являются основой?

 — Да. Есть такая фраза, ее говорят, когда дети бегают вперед-назад: «Что ты снуешь взад-вперед». Я теперь поняла, заправка станка называется снование.

Станок ставится в одно место и крепится колышками, но мне неудобно. На работе я ставлю бутылку с водой, так как она тяжелая, и станок не сдвинется при натяжении. Дома устанавливаю станок на кресло.

И хожу… Сколько дырочек, столько раз и хожу, получается, сную по квартире.

— Расскажите о самом станке. Это народное изобретение?

 — Это уменьшенный адаптированный правнук «кросно». Станков очень много. Каждый мастер хочет сделать свой станок. Я сейчас начала сотрудничать с тюменским мастером. Он взял за основу два моих станка, самостоятельно изучил много материалов, и у нас будет что-то новое. Что будет, не знаю. Первенец появится 11-12 апреля.

Ручной ткацкий станок своими руками

 — Вы будете делать станки на продажу?

 — Да. Первый станок, естественно, я выкуплю у мастера и оставлю себе. Протестирую. А так они пойдут на продажу. Мастер заинтересован, чтобы этот станок был самым дешевым по России.

 — У вас бабушка ткала такие же половики?

 — Они были немножко другие. Бабушка ткала на большом, на «кросно», поэтому там ниточки были часто-часто. Потому что на «кросно», помимо половиков, ткали домоткань, из нее шили и платья, и рубахи, и постельное бельё. Осталась от бабушки два половичка, которые я храню, они были сделаны приблизительно в 1935—1936 годах.

 — Такие кладут у порога?

 — Знаете, жалко… Можно, конечно, у порога положить. Но половик раньше в деревенском доме застилал всю комнату, пол был холодный. Не знаю, где люди кладут те половики, которые у меня купили, а мне вот к порогу жалко. У меня в комнате один раскинут. Из двух половиков на старой советской машинке было сшито покрывало. Чехол на компьютерное кресло — тоже очень удобно.

 — Слышала, что в старину такие половики считались оберегом, а как сейчас?

 — С оберегом сложно. Чтобы что-то закладывать туда «обережистое», нужно какими-то знаниями обладать. Допустим, если на мастер-классе человек ткет не из моего материала, а из своего (из своей одежды, штор), может быть, что-то туда закладывает. Я, по крайней мере, просто с душой делаю. Петь не умею. Н, когда я тку, у меня в душе где-то что-то поет, и я слушаю аудиокниги.

Ручной ткацкий станок своими руками

 — Вы делаете эскизы или держите рисунок в голове?

 — Я не тку рисунки. Я отошла от текстильной полосы, перешла на утилитарное рукоделие — даю вторую жизнь старым вещам.

Сначала использовала все свои кофты, потом с дачи забрала, потом друзья и знакомые стали нести вещи, которые подлежат распусканию.

Если боковой шов в изделии сделан на оверлоке, получается много коротких ниточек, которые приходится связывать узлами. Беру несколько ниточек, вяжу крючком воздушную петлю (цепочку). Потом из этого тку, коврик получается пестрым.

 — Сколько времени уходит на один ковер?

 — Ковер больше метра 12 сентября я соткала за день. При условии, что натянула станок, а клубки были навязаны заранее.

 — Конкуренция большая?

 — Чаще это магазины типа «Леруа Мерлен» или «Ашан», где лежат китайские подделки а-ля половики, они гораздо дешевле, что привлекает людей. Такие половики после первой стирки разваливаются.

Один бабушкин половик у нас в эксплуатации, мы его стираем, конечно, руками. Которые сама тку, тоже стираю вручную. Женщина, которая купила у меня половик, рассказывала, что вообще его не стирает, иногда пыль выбивает.

Если по половику грязными сапогами не ходить, можно и не стирать.

В принципе, если сравнивать цены по россии, у меня она довольно низкая. некоторых это настораживает, выбирают места, где подороже. большинство заказов идет через интернет. я сперва клубочки фотографирую, потом тку пробный образец, отправляю фото. если подходит, процесс идет дальше.

Один раз было так, что клиент сказал: «Не подходит», я посмотрела на половик и подумала: «А мне подходит» и доткала для себя. Был последний заказ не на половик, а на кусочек определенного размера, из которого потом сшили наволочку.

 — Можно ли говорить о том, что растет спрос на ручную работу?

 — Я думаю, что да. Очень много появилось людей, занимающихся чем-то. Человек либо осваивает новое, либо вспоминает забытое. По крайней мере, у меня много друзей-рукодельниц. Очень много талантливой молодежи: кто-то выпиливает, кто-то букеты из конфет и фруктов собирает, кто-то рисует. Моя ученица расписывает магниты, она не окончила художественную школу, у нее талант внутри.

Читайте также:  Рейсмусовые станки по дереву двухсторонние бытовые, видео

Ручной ткацкий станок своими руками

 — Можно ли обеспечить себя, если заниматься только ткачеством?

 — Нет. Только если в это уйти профессионально. Бросить работу и начать продавать станки, вести мастер-классы. Но в Тюмени, где есть институт культуры с факультетом ткачества, на котором обучают специалисты, обученные в Москве, очень трудно составлять конкуренцию людям со специальным образованием. Я даже цели такой не ставлю. Мне нравится моя работа и мое увлечение.

Очень жалею, что раньше не знала об этом направлении. Хотя дополнительный доход это занятие приносит. Цены на изделия у меня невысокие: чехол на компьютерное кресло — 850 р.

, дорожка и коврик-кругляш — по 500 рублей. Приток заказов идет в основном после таких мероприятий как «Славянский базар», этнофестиваль «Небо и земля», городские мероприятия, «Библионочь».

Там бывает спрос и на изделия, и на станки.

 — Что еще делаете на станке, помимо половиков и шарфов?

 — Небольшие композиции из растений, которые имеют приятный аромат. Обычно делаю это летом ко Дню города. Беру с собой траву, которую насобирала накануне, и из нее тку. Эти композиции вешают на кухне или в предбанниках. Я ежегодно дарю такое панно своей подруге на день рождения. Оно у нее висит, а потом эта композиция достается шиншилле. Остается только ниточка.

Себе я делала из шляпок укропа. Думала, буду отрывать аккуратно и в суп кидать. Не тут-то было, укроп пришелся по вкусу моей кошке, она его съела вперед меня. Можно делать гобелены.

С одной стороны, красиво, с другой, пылесборник. Еще сумки. Также я делала заготовку для рюкзака, его сшила моя подруга. Одна тюменская рукодельница сказала, что на моем станке можно выткать тюменский ковер.

У меня пока до него руки не дошли, когда-нибудь попробую.

Ручной ткацкий станок своими руками

 — Композиции из растений делаете из свежей травы, а потом они засыхают?

 — Да. Мы в школьном лагере с детьми ткали большую композицию. Из всей травы, которую мы нарвали на территории нашего лицея.

 — Свою технику как-то совершенствуете?

 — Да, в интернете есть много групп и видеороликов. Некоторые видео на иностранном языке, мне кажется, в Скандинавии все ткут. Иногда удивляюсь, из чего у людей сделаны ткацкие станки, чуть ли не из спинки от детской кровати. Мне без разницы, на каком языке говорят на видео, я звук убираю и смотрю, что делают руками.

 — Чему еще планируете научиться?

 — Узоры хотелось бы попробовать. Половики есть полосатые, есть с ромбами, хочу научиться ткать с ромбами. Точно не буду делать пояса, не зацепили они меня.

 — Помогает ли работа на ткацком станке развивать какие-нибудь качества?

 — Да, усидчивость и внимательность. Люди, которые вяжут, говорят, что жалко и муторно распускать вязание. Это они ткачество еще не распускали. Там еще более муторно и неудобно. Иногда приходится все срезать, заново натягивать и начинать сначала.

 — Если ткачество для вас — хобби, то что является основной работой?

 — Я — библиотекарь. Сначала работала в библиотеке ННИ, но попала там под сокращение. Потом подружка позвонила и сказала, что к ним в школу нужен библиотекарь на полставки. Я пришла временно, на полставки, это было в 1994 году… Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.

 — Все время в одной школе работали?

 — Да. Школа за это время раза четыре меняла название, теперь это лицей, но все то же здание, расположенное на одном месте.

 — Наверное, очень спокойная и тихая работа?

 — Как сказать, в день бывает до 40 ребятишек. Сначала вообще было тяжело. Дети писали много докладов, на перемене приходили, говорили тему, во время урока я искала ее в энциклопедии, потом показывала, где списывать. Те, кому было лень писать, вырывали листы, пока я не видела. В лучшем случае они эти листы потом подкидывали. Мы на обложке писали, каких страниц нет в книге.

Курьезы, конечно, были. Как-то раз дети пришли и спросили: «Татьяна Глебовна, у вас есть вши?». Это не значит, что они конкретно моими вшами интересовались, им нужен был доклад про вшей. Или спрашивали: «У вас есть „Отцы и дети“?», я говорю: «Отец есть, детей нет». Конечно, понимала, что речь о книге, но было весело.

 — Что сейчас дети больше всего читают?

 — Во-первых, учителя требуют, чтобы на уроке у учеников был оригинал произведения в бумажном формате. Цикл про метро я от детей узнала, цикл сталкера тоже, мне очень понравилось, часть прочитала, потом открыла для себя аудиокниги.

Говорят, что якобы дети сегодня не читают, это не так. Они вынуждены читать школьную программу, и еще среди старшеклассников есть такая тенденция: если выясняется, что кто-то не читал популярную книгу, над ним смеются.

Дети очень много читают не бумажных книг, а электронных.

  • Школьная библиотека ориентирована на школьную программу, современную литературу она финансово не может себе позволить, поэтому я отправляю ребят в городскую библиотеку.
  •  — А вы в каком виде предпочитаете читать?
  •  — В бумажном удобнее, можно делать закладки, в электронном дешевле.
  • Фото автора и из архива Татьяны Клыковой

Ткацкий станок своими руками :

Ткацкий станок – это приспособление, которое помогает вручную создавать интересные эксклюзивные вещи. Это могут быть и ковры, и напольные дорожки, и гобелены, и покрывала на мебель, и шарфы, и сумки, и даже ткань для пальто. А изготовить ткацкий станок вполне реально и своими собственными руками в домашних условиях.

Ручной ткацкий станок своими руками

История славянского тканого коврика

У славян изготовление напольных ковриков, дорожек, покрывал относилось к «низовым» техникам. Первоначально этим ремеслом занимались лишь на потребу простых людей. Изделия эти не предполагали высокого уровня мастерства, как того требуют плетение кружев, ткачество тонких тканей. И приспособления для их изготовления применялись самые примитивные.

Да и ткали чаще всего напольные дорожки из старых матерчатых вещей, которые отслужили свой срок. В качестве основы использовали крепкие прочные нити, а вот поперечными были полоски тканей. Домотканые дорожки у славян были популярными в 19-м веке.

Ручной ткацкий станок своими руками

Иногда использовали для ткачества ковриков отходы льна, солому. Такие изделия клали обычно у самого входа в избы. Для изготовления и тех и других чаще всего использовали ткацкий деревенский станок, сколоченный из дерева.

Схема работы довольна проста. Между натянутыми нитями основы способом переплетения протягиваются поперечные нити. Периодически их требуется уплотнять специальными бердами, напоминающими расчёски. Ими сбивались поперечные ряды в сплошное полотно.

Самое простое приспособление для ткачества

Проще всего сделать рамку, на которой легко можно изготовить гобелен небольшого формата. По сути, это простейший ткацкий станок, где основную работу выполняет сам мастер. Можно назвать рамку пяльцами, на которых удобно работать мастеру, так как это приспособление можно переносить и устанавливать в любом удобном месте.

Достаточно просто расположить две рейки параллельно друг другу, на которые набить гвозди. На них натягивают нити основы. Уто́к – поперечные нити – протягиваются вручную при помощи челнока.

Можно использовать простое, обычное плетение. Тогда полотно получается одноцветным. Для этого челнок протаскивают сначала под чётными нитями основы, затем под нечётными. Поменяв цвет утка, можно выполнять поперечные полосы на изделии.

Для выполнения орнамента, требуется более сложное плетение. Тогда челнок пропускается под нитями основы уже не в шахматном порядке, а в зависимости от того, какой узор мастер решил использовать.

Ручной ткацкий станок своими руками

Если распечатку рисунка подложить под натянутые нити основы и использовать несколько разных цветов, то вполне реально выполнить настоящую картину. Эти изделия носят название гобеленов и требуют от изготовителя терпения, времени, мастерства.

Круглый станок для ткачества

Пяльца для изготовления изделий необязательно должны быть прямоугольными. Для создания круглых ковриков потребуется и рамка соответствующей формы.

Если взять обруч и натянуть нити основы таким образом, чтобы они перекрещивались в центре, то легко добиться этого. Плетение в этом случае начинается от центра, а ряды располагаются по кругу, «улиткой». Очень легко изготовить такой ткацкий станок своими руками. Можно даже воспользоваться обручем от хула-хупа. Челнок остаётся прежней конструкции.

Стационарный ткацкий станок

При изготовлении крупных полотен работать на рамке достаточно сложно. А уж длинные напольные дорожки выполнить и вовсе невозможно. Тут никак не обойтись без стационарного станка.

Ручной ткацкий станок своими руками

В чертеже дана простейшая схема, показывающая, как сделать ткацкий станок. Она предусматривает горизонтальную рамку, на которую натягиваются нити основы, вертикальную, отвечающую за образование просвета для пропуска челнока с уточной нитью, и челнока. Выполняются все детали из дерева. Также используются металлические крепления, гвозди, резиновые прокладки.

Этот ткацкий станок, своими руками позволяющий изготавливать ткань, избавляет мастера от необходимости вручную выбирать нити основы во время протягивания поперечных нитей в процессе переплетения.

Техника ткачества

Основывается работа станка на том, что чётные нити основы пропускаются в отверстия вертикальной рамки. Сначала движением ноги эта деталь опускается вниз. В результате между нитями основы образуется просвет, в который и пропускается челнок.

Следующий ряд выполняется с перемещением рамки вверх. В результате чётные нити поднимаются, снова образуя просвет. Уточная нить проходит, а на материале получается «корзиночное», шахматное плетение.

Ручной ткацкий станок своими руками

Бердами мастер уплотняет ряды, сбивая их в полотно. Некоторые станки имеют механизированные приспособления для произведения этого действия, что значительно облегчает работу.

Важно учитывать необходимость регулировки натяжения нитей основы. Для этого используются винты, которые мастер имеет возможность откручивать либо закручивать по своему усмотрению.

Также нужно взять во внимание расстояние между нитями основы. Возможность регулирования его также расширит функциональность приспособления.

Изготовление ткацкого станка, в котором предусмотрено механизированное прокладывание утка, ещё больше облегчит работу и позволит добиться улучшения качества изделий.

Коротко о главном

Старинные ремёсла сегодня становятся всё более востребованными. Деревенский стиль многие дизайнеры ставят нынче во главу угла. Поэтому наличие в доме ткацкого станка может стать основой выгодного бизнеса. Эксклюзивные вещицы, изготовленные в этой технике, создадут в жилище оригинальный дизайн, сделают его самобытным.

Мини ткацкий станок своими руками — Сделай сам

Ручной ткацкий станок своими руками

Ручной ткацкий станок используется для производства полотен из разного вида тканей. Произвести его своими руками не составляет труда. Но для начала необходимо разобраться в принципах работы и устройстве данного оборудования.

Читайте также:  Металлический каркас для дома своими руками

Устройство ткацкого станка

Стандартный ткацкий станок работает, прокладывая нить при помощи металлического прокладчика. На ткацких станках в обязательном порядке установлен зевообразовательный механизм, который перемещает нити основы в вертикальном положении. Он подразделяется на три вида:

  1. Кулачковый тип. Хорошо подходит при производстве тканей с несложными плетениями. Применяется для работы с сатином и небольшим раппортом. Этот тип также подразделяется на два, в зависимости от движения ремизки.
  2. Кареточный. Применяется для сложных рисунков. Ремизок может быть в данном механизме до 34. Перемещение ремизок в каретках происходит при помощи специального подъемного механизма. Ремизки очень разнообразны по своему устройству и функциональности.
  3. Жаккардовый. Наибольшее количество плетений и узоров предусматривает именно этот механизм. Каждая нить в таком механизме поднимается независимо от другой.

Кроме зевообразовательного механизма, станки отличаются шириной заправки. Узкие станки имеют около 220 см, а широкие начинаются с 250 см. В устройстве простого ткацкого станка существует несколько основных механизмов, при помощи которых осуществляется работа:

  • зевообразовательные. Зев может быть открытым и закрытым, а также полуоткрытым;
  • механизмы, которые вводят утку в зев;
  • прибоя утки к опушке ткани, в этот момент происходит образование нового элемента полотна;
  • механизм для перемещения нити основы в продольном направлении;
  • механизм для перемещения полотна и его отвода. Эти механизмы помогают убрать полотно с зоны плетения;
  • отпускание полотна со станка;
  • бердо – часть станка в виде гребня, через который проходит нить основы. Она используется для прибоя уточной ткани.

Кроме того, устройство станка предусматривает наличие направляющих механизмов. Это могут быть прутья, скало, а также шпарутки и грудницы. Также в наличие имеются механизмы пуска и установки. Ремизка – две деревянные планки, которые связаны с толкателями ремизным приводом.

Принцип работы

Процесс работы заключается в передаче движения к центральному валу, а потом на все остальные подвижные элементы станка. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Зевообразование. Имеет три фазы:
  2. фаза заступа. Это фаза начала нового зева. Все нити располагаются на среднем уровне;
  3. фаза раскрытия зева. Нити перемещаются в нижнее и верхнее положение;
  4. фаза выстоя. Полное открытие зева и неподвижное положение нитей;
  5. фаза закрытия. Нити перемещаются в среднее положение к фазе заступа.
  6. Введение утка в зев.
  7. Прибой к краю полотна утки.
  8. Движение изделия.
  9. Опускания полотна с навоя.

Основа станка производится из брускового леса. Скрепляться они должны максимально крепко и надежно.

Ткацкое дело у многих ассоциируется с плетеными ковриками и полотенцами в старых избах. Но в современном мире сотканные полотна имеют большую популярность. При этом сделать ручной станок самому не составляет большого труда. Требуется простой набор инструментов и терпение.

Для плетения больших изделий потребуется опыт, поэтому начинать необходимо с самых мелочей. Попробуйте сплести салфетку на стол или небольшое полотенце. Сделать это можно даже с небольшим ткацким станком.

Как сделать ткацкий станок своими руками

Для производства ткацкого станка своими руками нужно, прежде всего, составить чертеж. По схеме легче ориентироваться в размерах. Чем больше размеры рам, тем больше максимальный размер изготовляемого полотна.

Затем вам понадобятся две рамы. Одна должна быть большего размера, вторая поменьше. При размере большой рамы – 30 х 10 см. можно связать шарфик для куклы. Для производства станка вам понадобятся рамы в виде четырехугольника. Они могут быть из плоских крепких реек. Затем нужно следовать алгоритму:

  1. В двух рейках сверлятся отверстия в виде округлых проемов.
  2. В отверстия необходимо вставить круглые рейки и закрепить клиньями или другим способом, чтобы они не ходили из стороны в сторону.
  3. В квадратной рейке в средней ее части производятся пазы, в них устанавливается гребенка.
  4. Для полной устойчивости закрепляется дно, желательно фанерное.
  5. Спереди, на круглой рейке, для натяжения нити вбиваются гвозди с промежутком в 5 мм.
  6. Закрепляется задняя рейка, которая необходима для того, чтобы наматывать лишнее полотно.

Заранее приготовьте размеры зубьев. Они должны быть 7-10 см. в длину, а также 0.5-0.7 см. в ширину.

Изготавливается гребенка. По стандартам, она должна быть не меньше 15 см. в высоту. Длина гребенки превышает расстояние между боковыми рамами. Производится из толстого листа фанеры.

Ткацкий станок из ПВХ трубы

Ручной ткацкий станок своими руками

Сделайте простой ткацкий станок из трубы ПВХ. В этом уроке рассказывается, как сделать простой ткацкий станок из доступного и материала ПВХ!

Я хотел построить ткацкий станок, потому что в последнее время я видел много очень милых ткацких проектов в блогах по домашнему дизайну и всегда думал: «Я мог бы сделать это!»

Товары для изобретателей.

Ткацкий станок – как правильно выбрать и сделать своими руками, особенности использования

Ручной ткацкий станок своими руками

Мы носим одежду, пользуемся другими предметами текстильной промышленности, но порой не задумываемся о процессе их создания. Они выполняются из материалов, для изготовления которых применяется ткацкий станок. Это приспособление используется в течение нескольких тысячелетий, имеет свою историю и особенности.

Что такое ткацкий станок?

Он представляет собой оборудование, необходимое в текстильной промышленности.

Ткацкий станок – это устройство, на котором производятся полотна разной фактуры и состава – хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные и другие ткани.

Это могут быть плетеные, гладкие, ворсовые материалы, применяемые для изготовления одежды, бытового текстиля, ковров и прочих изделий. Еще одно название такого приспособления – кросна.

Как работает ткацкий станок?

Принцип его действия несложен. Используется домашний ткацкий станок или промышленный, алгоритм его работы таков:

  1. В глазки ремизок продеваются нити.
  2. При поднятии первой рамки происходит поднятие четных нитей, а нечетные находятся внизу.
  3. Между их рядами подбрасывается челнок, в котором расположена шпуля с поперечной нитью (утком). Она разматывается, после чего ложится между нитями тканой основы, состоящей из продольных нитей.
  4. После перемещения челнока первая поднявшаяся планка возвращается на место.
  5. Когда поперечная нить вплетена в основу, состоящую из продольных нитей, она плотно фиксируется к последней посредством металлического гребня. Так работает ткацкий станок, оснащенный бердо.
  6. Следующим шагом происходит подъем второй ремизки для перемещения нечетных нитей поверх четных. Поперечные волокна ложатся на продольные посредством пробрасывания челнока в обратную сторону.
  7. Нечетные нити основы прикрываются четными благодаря тому, что ремизка опускается.
  8. Волокно прибивается металлическим гребнем.

Ткацкий станок – история

Люди научились плетению циновок из камыша, ветвей деревьев, после чего освоили аналогичную технику с использованием волокон. Важные моменты в истории развития устройства:

  1. Первый ткацкий станок был вертикальным, а изобрели его в 1550 г. до н. э. Это было примитивное приспособление, на котором по одну сторону свисали продольные, а по другую – поперечные нити. Плетение занимало много времени и сил.
  2. В 1733 году Джоном Кейном – английским суконщиком – был изобретен механический челнок. Им ткацкий станок оснащался для перебрасывания нити. Благодаря этому изобретению сокращались трудовые и временные затраты на изготовление полотен, появилась возможность производить их широкими.
  3. В 1785 году Эдмундом Картрайтом был запатентован механический станок с ножным приводом. Устройство дорабатывалось другими изобретателями и было усовершенствовано к 30-м годам 19 века.
  4. В 1879 году Вернером фон Сименсом было создано электрическое приспособление.
  5. В 1896 году был представлен автоматический ткацкий станок. Современные устройства являются потомками этого приспособления.

Виды ткацких станков

Существует несколько классификаций устройства. В соответствие с принципом работы механизма оно делится на такие разновидности:

  • ручной ткацкий станок;
  • механический;
  • полумеханический;
  • автоматизированный.

В зависимости от метода прокладывания нити приспособление может быть:

  • пневматическим;
  • гидравлическим;
  • рапирным.

Пневматический ткацкий станок

Этот вид приспособления используется для производства материалов из пряжи, химических комплексных волокон.

Ткацкий современный пневматический станок имеет такую особенность – поперечная нить протягивается в зев посредством силы давления сжатого воздуха, который подается через трубопроводы от компрессора.

Этот вид приспособления применяется для изготовления тканей с простым плетением, имеющих плотность поверхности максимум 200 г/кв.м.

Гидравлический ткацкий станок

Эта разновидность устройства применяется для изготовления синтетических материалов, не смачиваемых водой. Такая ткацкая машина имеет конструкцию, предусматривающую протягивание нити посредством капельной струи воды. Последняя выбрасывается из сопла под воздействием давления. Скорость укладывания поперечной нити на таком устройстве может достигать 35 м/сек.

Рапирный ткацкий станок

Эта разновидность приспособления используется для производства как синтетических, так и натуральных тканей. С его помощью изготавливаются технически фильтрованные и смешанные суровые ткани.

Можно использовать рапирный ткацкий станок для половиков и других изделий с грубой фактурой.

На этом устройстве поперечная нить в зев протягивается посредством захватов, которые зафиксированы на концах рапир (гибких металлических лент), выполняющих возвратно-поступательные движения.

Производство

Сегодня производством ткацких станков занимаются многие предприятия. Но выше остальных ценится продукция небольших фабрик, которые изготавливают устройства для ручного труда.

  • Характеристики всех моделей совершенствуются с каждым годом, но основная концепция остается неизменной — каждый прибор ориентирован на непосредственное участие человека.
  • Только таким способом можно создать уникальные ткани, способные удовлетворить требования самых капризных эстетов и любителей эксклюзива.

Помочь с ремонтом, настройкой или техническим обслуживанием смогут профессионалы из частной ассоциации «Иголка». Наш режим работы: с 8:00 до 23:00 каждый день.

Мастера выезжают к клиентам для диагностики и последующей починки. В процессе работы используются запчасти с собственного склада. Специалист может отправиться к вам в день обращения.

Заявки принимаются по телефону:8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector