- Штифт – крепёжное изделие в виде цилиндрического или конического стержня, предназначенное для неподвижного соединения деталей, а также для передачи относительно небольших нагрузок.
- По форме простейшие и самые популярные штифты можно разделить на цилиндрические и конические DIN 1.
-
- Штифт цилиндрический Штифт конический
Конусность штифтов составляет 1:50. Цилиндрические штифты при этом могут быть незакалёнными DIN 7 и закаленными DIN 6325; твёрдость последних составляет 60±2 HRC.
Концы штифта могут быть следующими:
- плоский с фаской со сферой
- Следует обратить внимание на то, что по ГОСТ длина штифта включает в себя концы, а по DIN – не включает.
- Штифты являются деталями повышенной точности: поле допуска в основном назначается m6, иногда h8 или h11.
- Штифты более сложных форм – штифты с резьбами внешними и внутренними: DIN 258, DIN 7977, DIN 7978 и DIN 7979.
-
Еще одна группа штифтов предполагает наличие продольного разреза или надреза вдоль оси. Они могут быть полными или частичными. Наиболее распространенные – две позиции:
- Штифт пружинный цилиндрический с прорезью, легкое или тяжелое исполнение (в ЦКИ – только тяжелое) DIN 1481;
-
- Штифт насеченный цилиндрический с тремя насечками по все длине и фаской DIN 1471.
-
- Другие варианты штифтов представлены на рисунке ниже.
Шплинты
Шплинт – металлическое упругое изделие в виде проволочного стержня полукруглого сечения, согнутого пополам с образованием ушка в месте сгиба. Следует отметить, что длина шплинта L задается от точки образования ушка до короткого хвостика стержня.
Шплинт DIN 94 Длина шплинта
Шплинт применяется для скрепления и фиксации слабо нагруженных деталей, предотвращения самоотвинчивания болтов и гаек. Для установки шплинта его вставляют в предназначенное для него сквозное отверстие, после чего загибают концы. Чаще всего применяется с болтами и корончатыми гайками или различными штифтами с отверстиями (пальцами).
- Существуют и другие формы шплинтов.
- Шплинт пружинный DIN 11024 (игольчатый) имеет два исполнения: D и E: с двойной и одинарной петлей.
- Исполнение D Исполнение E
- Схема установки в отверстие на валу – на рисунке ниже.
- В ассортименте ЦКИ есть также шплинт кольцевой и шплинт с кольцом (чека) DIN 11023.
- Шплинт кольцевой Шплинт с кольцом
Шканты
Шкант — крепёжное изделие в виде цилиндрического стержня с фасками или закругленными концами. В зависимости от материала изготовления шканты бывают деревянными и пластмассовыми.
Деревянные шканты используются в производстве мебели для позиционирования и соединения друг с другом деталей из ДСП, МДФ, фанеры, массивной древесины и других материалов. Основная область применения пластмассовых шкантов — соединения деталей сборно-разборной корпусной щитовой мебели.
В ассортименте ЦКИ представлены только деревянные шканты. Шканты требуют высокой точности и изготовления и могут быть различного рифления.
- Схема установки «на шкант» представлена на рисунке ниже.
Шпонки
Шпонка – деталь, вставляемая в паз на валу и применяемая для передачи крутящего момента через шпоночное соединение.
Типы шпонок:
- призматическая;
- призматическая с закруглёнными торцами;
- клиновая с головкой;
- сегментная.
- Детали шпоночного соединения:
- Наиболее распространенными вариантами шпонок являются призматические DIN 6885 A и сегментные DIN 6888.
- Шпонка призматическая DIN 6885 A Шпонка сегментная DIN 6888
Источник: https://www.cki-com.ru/articles/pins/
Стекловолоконный штифт – особенный материал для сложных манипуляций в стоматологии
При восстановлении разрушенного зуба часто приходится прибегать к дополнительным мерам для улучшения фиксации композита или искусственной коронки. С этой целью используются специальные внутриканальные штифты. Такой стержень обеспечивает надежное соединение зубного корня с композитным материалом или протезом.
Он может быть выполнен из керамики, различных металлов, углепластика или, например, стекловолокна. Последний вариант является одним из самых распространенных и надежных, а все благодаря множеству преимуществ, характерных для данного материала.
Сегодня подробнее поговорим о том, что это такое – стекловолоконный штифт, рассмотрим область его применения и технологию установки.
Что такое стекловолоконный штифт – особенности материала
Материал создается на основе обычного стекла – SiO2. Нити получают либо путем распыления жидкой стекольной массы воздушным потоком, либо путем ее пропускания через тончайшие фильеры.
Стекловолокно, которое сегодня широко используют стоматологи, получают вторым методом – волокна выходят очень тонкими, порядка 10 мкм в диаметре. Между собой такие нити соединяются эпоксидной массой.
Далее из материала создают штифты – они получаются невероятно прочными, устойчивыми к механическим повреждениям. С виду это тонкие матовые стержни, диаметр которых не превышает 2 мм.
Такое изделие устанавливается в корневой канал разрушенного зуба и обеспечивает его прочное соединение с композитом или полноценной искусственной короной.
На фото показаны стекловолоконные штифты
Показания и ограничения к установке
К использованию стекловолоконных штифтов прибегают в тех случаях, когда видимая часть зуба разрушена, внутри него уже нет нерва (была проведена депульпация), но осталось хотя бы минимальное количество зубных тканей.
Вопреки распространенному заблуждению, такой штифт не укрепляет корень – у него совершенно иное назначение.
Конструкция служит соединительным элементом между сохранившимся корнем и реставрируемым материалом или искусственной коронкой, которую фиксируют вместо разрушенных зубных тканей.
Реставрация зуба на штифте показана в том случае, если его коронковая часть разрушена, поэтому требуется обеспечить надежную базу под наращивание композитом или установку протезного изделия. Иногда к подобной мере прибегают, когда нужно создать опоры для фиксации съемного протеза или моста, если своего зуба практически нет, но сохранился его корень, и он в удовлетворительном состоянии.
В отдельных клинических случаях укрепление фиксации искусственного зуба на живом корне с помощью стекловолокна произвести невозможно. Противопоказаниями к использованию подобных конструкций являются следующие ситуации:
- ободок зубной ткани тоньше 2 мм – в таком случае лучше прибегнуть к протезированию на культевой вкладке,
- длина корня меньше высоты восстанавливаемой коронки,
- высота оставшихся зубных тканей над десной менее 2 мм – это требование выставляют лишь некоторые производители стекловолоконных конструкций.
Частично разрушенный зуб может быть показателем к установке штифта
В очень редких случаях у некоторых пациентов обнаруживают индивидуальную непереносимость состава, из которого создано изделие. В такой ситуации стоит рассмотреть альтернативные варианты реставрации или, к примеру, установку анкерного (металлического) штифта, если нет аллергии на металлы.
Критерии выбора изделия
Выбирать, на что именно фиксировать коронку, будет стоматолог на основе индивидуальных особенностей клинической картины каждого отдельного пациента.
При этом во внимание принимается сразу несколько важных факторов: масштабы разрушения, толщина стенок, возможная глубина установки, материал с учетом индивидуальной реакции организма пациента, степень жевательной нагрузки – передний или боковой зуб подлежит выставлению.
В настоящее время в стоматологии все чаще отдают предпочтение безметалловым конструкциям, поскольку они отличаются повышенной прочностью в сочетании с возможностью достижения высоких показателей эстетики. К тому же стекловолокно подходит пациентам с аллергией на металлы.
Какие можно выделить плюсы и минусы у стекловолоконных конструкций
Стекловолокно имеет множество важных преимуществ перед другими материалами. Именно поэтому специалисты предпочитают работать с данной разновидностью внутриканальных штифтов. Вот их ключевые плюсы:
- высокая прочность материала, устойчивость к интенсивным нагрузкам,
- надежная связь с корнем и коронковой частью – в качестве материала для улучшения фиксации может использоваться силан, которым обрабатывают изделие,
- биосовместимость, минимальный риск аллергический реакции,
- возможность добиться высокой эстетики при протезировании,
- отсутствие риска коррозии и окисления,
- простота установки и извлечения из канала при повторном лечении,
- модуль упругости материала близок к показателю, характерному натуральному дентину – 14-18 GPa1. Эта особенность позволяет создать надежную монолитную конструкцию и обеспечить равномерное распределение жевательной нагрузки,
- отсутствие механического воздействия на ткани зубного корня, как, например, в случае с металлическими стержнями, которые нередко приводят к постепенному истиранию стенок канала.
Такой штифт дает возможность добиться высокой эстетики при протезировании
«Мне коронку на стекловолокно ставили, дело было пару лет назад. Меня тогда врач заверил, что это один из самых лучших и современных материалов для данных целей.
Слава богу, не пришлось имплант ставить – этого я боялась больше всего, потому что денег на тот момент особо не было. А зуб стоит до сих пор, отлично справляется со своим назначением. Не могу сказать, что процедура болезненная.
Все делали под местной анестезией, да я и сама особо не боюсь лечения, так что и вы не бойтесь…»
Alyona, из переписки на форуме www.32top.ru
Если же говорить о минусах, то основным является риск скола, который может случиться во время протезирования. Обычно такая неприятность становится следствием низкой квалификации врача. К тому же стекловолокно характеризуется меньшей степенью прочности, если сравнивать его с металлом.
Из-за этого конструкции приходится делать больше по толщине, что приводит к необходимости значительного расширения канала. Ну и нельзя обойти стороной вопрос стоимости, поскольку установка стекловолоконной конструкции будет стоить на порядок дороже, чем фиксация металлического стержня.
Подготовка зуба перед установкой
Перед тем, как ставить стекловолоконный штифт, в обязательном порядке проводится эндодонтическое лечение и делаются рентген-снимки для оценки состояния корня. Проводится депульпация зуба или его распломбировка, прочищение и лечение корневых каналов. Если не удалить инфицированные ткани, установка штифта и последующее протезирование будет бессмысленным.
Также подготовительный этап включает в себя формирование ложа для внедрения штифта. Отверстие формируется с помощью разверток и дрилей – последние представляют собой специальные калибровочные фрезы, диаметр которых должен точно соответствовать параметрам стержней. Полученное ложе обрабатывают ортофосфорной кислотой и промывают водой с помощью эндодонтической иглы.
Как проходит процедура установки – поэтапное описание процесса
Стекловолокнные штифты под коронку отличаются относительной простотой установки. Если специалист имеет опыт работы с данным материалом и высокий уровень квалификации, он без проблем справиться с задачей. Ниже рассмотрены основные этапы установки изделия:
- расширение каналов при необходимости – сверло меняется на более широкое в диаметре, чтобы сформировать отверстие нужного размера,
- обеззараживание тканей корневого канала,
- примерка стержня – он не должен погружаться более, чем на высоту коронки,
- обработка штифта – конструкцию обрабатывают спиртом, высушивают, подвергают пескоструйной обработке, травлению кислотой, покрывают адгезивом и полимеризуют,
- подготовка канала – стенки покрывают бондом (специальный состав с протравливающим компонентом), высушивают и полимеризуют. После этого наносят тонкий слой цемента, и им же покрывают стержень,
- погружение изделия в канал – излишки цемента аккуратно убирают,
- фиксация – вся конструкция укрепляется под воздействием световой полимеризации.
На фото показана установка штифта
На завершительном этапе производится восстановление коронковой части зуба с помощью композитных материалов или установка протеза. Далее врач дает подробные рекомендации по поводу реабилитации и дальнейшего ухода.
Лучшие производители штифтов и актуальные цены
Во избежание осложнений после лечения, поломок и выхода из строя конструкции, важно, чтобы изделие было качественным. Специалист должен внимательно подойти к выбору его формы и модели, оценке эксплуатационных характеристик. В этом отношении лучшими производителями стекловолоконных стержней для зубов считаются фирмы, представленные в обзоре ниже.
1. Glassix (Швейцария)
Это модели цилиндрической формы с закруглением на конце.
Главным достоинством считаются их механические характеристики, которые практически полностью соответствуют свойствам тканей дентина и реставрационному композиту.
Это значит, что материал достаточно прочен и при этом эластичен, обеспечивает надежность всей конструкции. Может применяться в условиях сильного разрушения зубных тканей.
Штифты Glassix
Стоимость – 800 руб.
2. Ikadent (Россия)
Отечественная продукция данного бренда не уступает по качеству своим зарубежным конкурентам. Производитель предлагает сразу несколько модификаций.
При этом конструкции отличаются высокими эстетическими характеристиками, так что активно используются при реставрации передних резцов. Из других характерных свойств можно выделить повышенную упругость.
В процессе фиксации они не травмируют ткани дентина и не провоцируют чрезмерного корневого статического напряжения.
Штифты Ikadent
Цена – 1000-1500 руб.
3. Relyx Fiber Post (США)
Изделия отличаются прочностью и устойчивостью к механическим повреждениям, а также высокой надежностью соединения с адгезивом, без использования праймеров и прочих составов для поверхностной обработки.
К тому же продукция имеет цветовую кодировку, что облегчает работу специалиста – сами штифты и инструменты к ним обозначены одним цветом. Также предлагается особая насадка для ввода клеящего состава, обеспечивающая герметичное заполнение канала адгезивом.
Из минусов – довольно высокая стоимость.
Штифты Relyx Fiber Post
Цена – от 2 до 6 тыс. руб.
4. Easy Post (Франция)
Компания специализируется на производстве эстетических конструкций для реставрации передних зубов. Материал не подвержен воздействию красящих пигментов, а также исключает просвечивание.
Ассортимент достаточно широк, изделия разнообразны по длине и диаметру, что расширяет возможности для их применения.
Среди других отличительных особенностей высокая рентгеноконтрастность и достаточная эластичность, соответствующая характеристикам тканей дентина.
Штифты Easy Post
Стоимость – от 2 до 4 тыс. руб.
5. Fibrapost Lux (Швейцария)
Качественные современные конструкции отличаются достаточной степенью пластичности и прочности, полной биосовместимостью и прекрасными связующими свойствами. Подходят в том числе для эстетических реставраций. На 20% состоят из плетеного стекловолокна. Бороздки на поверхности обеспечивают повышенную прочность сцепления с бондом и тканями корневого канала.
Стоимость – от 2 до 5 тыс. руб.
Срок службы
Качественное изделие, установленное правильно, может служить 10 лет и более, разумеется, при соблюдении всех рекомендаций специалиста и правил эксплуатации.
Также важно поддерживать гигиену полости рта и регулярно посещать стоматолога для профилактических осмотров.
Главное – исключить развитие кариозных процессов, чистить зубы не реже двух раз в день, избегать травм и механических перегрузок.
- Наумович С. А. и др. Штифтовые конструкции в стоматологии, 2005.
Источник: https://DentConsult.ru/lechenie-zubov/steklovolokonnyy-shtift.html
Установочные (цилиндрические, конические, "лежачие") штифты
Подробности Категория: Крепежные соединения Просмотров: 10123
Установочные (контрольные) штифты применяют в случаях, когда необходимо точно зафиксировать положение одной детали относительно другой (например, положение крышки разъемного подшипника скольжения относительно его корпуса), а также для восприятия поперечных сил, действующих в плоскости разъема двух деталей (например, для передачи крутящего момента во фланцевом соединении валов).
Применяют два типа установочных штифтов: цилиндрические и конические съемные.
Цилиндрические штифты (рис. 217) устанавливают обычно наглухо (по посадке с натягом) в одной из соединяемых деталей; выступающий конец штифта входит в отверстие другой детали по посадке Н7/js6 или Н7/h6.
Форма штифта имеет большое значение для правильной работы и долговечности соединения. Наиболее простая форма — цилиндрическая с заходными фасками под углом 45° (рис. 217, I) — наименее удовлетворительна: кромки фасок (при запрессовке штифта и при надевании отъемной детали) портят стенки отверстий.
Несколько лучше пологие фаски под углом 10—20° (рис. 217, II). Однако и здесь наблюдается, хотя и в меньшей степени, то же явление. Лучше, когда концы штифтов (по крайней мере конец, входящий в съемную деталь) имеют галтели (рис. 217, III).
Оптимальная конструкция показана на рис. 217, IV. Здесь входной конец штифта выполнен с галтелью переменного радиуса, плавно переходящим в цилиндрическую поверхность штифта. Такая форма широко применяется дли штифтов, устанавливаемых в детали из легких сплавов. Изготовление таких штифтов несколько сложнее, но зато они обеспечивают удобный монтаж и длительный срок службы соединения.
Во всех случаях обязательны заходные фаски на отверстиях соединяемых деталей. В посадочном гнезде фаски необходимы для облегчения запрессовки штифта; в изделиях из пластичных металлов фаски, кроме того, предупреждают выпучивание материала у кромок гнезда. В отверстиях отъемных деталей фаски нужны для облегчения монтажа.
В изделиях из мягких материалов, например, из пластиков, отверстие под входной конец штифта футеруют (рис. 217, V). Футорки крепят в изделии на резьбе, опрессовкой и т. п.
Установочные штифты изготовляют из высокоуглеродистой стали, для ответственных силовых соединений — из легированной стали с закалкой до твердости НRС 50—60. Рабочие поверхности штифтов обрабатывают не ниже, чем по 6-му квалитету с параметром шероховатости Ra = 0,32—0,63 мкм.
В глухое отверстие штифт обычно устанавливают по посадке с натягом. Чем меньше диаметр штифта и чем мягче материал изделия, тем больший натяг дается в соединении. В изделиях из легких сплавов применяют посадки с натягом r6, s6, t7, u7. Тем не менее штифты, как правило, еще дополнительно страхуют от выпадения при случайном ослаблении натяга (см. рис. 224).
Сталь, высокопрочный и ковкий чугун, бронза — l = 2d Серый чугун — l = (2—2,5)d Алюминиевые, магниевые, цинковые сплавы – l = (2,5—3)d Пластмассы (без футеровки) – l = (3,3—3,5)d
Глубина запрессовки l (рис. 218) зависит от материала корпуса и диаметра штифта d (см. выше).
Для тонких (игольчатых) штифтов, диаметром меньше 3—4 мм, эти значения должны быть увеличены в 1,5—2 раза.
Рабочая высота h выступающей части штифта (рис. 218) не меньше (1,5—2,5)d (большие цифры относятся к изделиям из мягких материалов). Диаметр штифтов для мелких изделий и изделий среднего размера делается равным 4—10 мм, для крупных изделий 10—20 мм. Штифты большего диаметра для уменьшения их массы часто изготовляют полыми (рис. 219).
Штифты устанавливают в глухие отверстия одним из трех способов: до упора в кромку развернутой части отверстия (рис. 220, I); до упора в днище отверстия (рис. 220, II); запрессовкой с применением мерной втулки (рис. 220, III), обеспечивающей заданную высоту свободного конца штифта. Последний способ предпочтителен; его применяют при запрессовке штифтов в сквозные отверстия.
В глухих отверстиях необходимо предусматривать место для заборного конуса развертки. Расстояние [а] (рис. 220, III) между развернутым участком и днищем отверстия должно быть равно по крайней мере 0,6d при ручном развертывании и 1,5d при машинном.
При запрессовке штифтов в глухие гнезда необходимо обеспечить выход воздуха из гнезда во избежание возможного разрыва стенок гнезда (в особенности в изделиях из мягких сплавов). Для этого в стенках гнезда выполняют отверстия (рис. 221, I, II); в крупных штифтах — канавки (рис. 221, III) или отверстия (рис. 221, IV).
Применяют обычно три способа установки штифтов в соединяемые детали. При первом способе (рис. 222, I) применяют систему вала. Штифт изготовляют гладким, одного диаметра по длине; отверстие в корпусе развертывают под посадку с натягом, отверстие в съемной детали — под посадки h6 или js6 (в зависимости от требований, предъявляемых к соединению). Этот способ получил наибольшее распространение.
При втором способе (рис. 222, II) применяют систему отверстия. Отверстия развертывают по Н7, один конец штифта обрабатывают под посадку с натягом, другой — по h6 или js6. Штифт получается ступенчатым (что вообще нежелательно по производственным соображениям).
При третьем способе (рис. 222, III) штифт устанавливают в оба отверстия по посадке H7/js6; штифт и отверстия — гладкие. При этом способе обязательно стопорение штифта в корпусе.
В единичном и мелкосерийном производстве по крайней мере одно из отверстий в соединяемых деталях (лучше оба) делают сквозными с таким расчетом, чтобы их можно было просверлить и развернуть совместно в обеих деталях (рис. 223, I, II). В этом случае желательно применение системы отверстия (во избежание нарушения соосности отверстий при дополнительном развертывании под свободный конец штифта).
В крупносерийном производстве отверстия под контрольные штифты в обеих деталях обрабатывают по согласованной оснастке с применением зеркальных кондукторов, обеспечивающих совпадение осей отверстий с высокой степенью точности.
Совместное развертывание отверстий в крупносерийном производстве только осложнило бы производственный процесс. При применении согласованной оснастки отверстия под штифты могут быть и глухими (рис. 223, III, IV). Сквозные отверстия всегда предпочтительнее, так как они обеспечивают более точную и производительную обработку.
На рис. 224 показаны приемы страховки штифтов от выпадения, которое может произойти при ослаблении посадки в гнезде (особенно в деталях из мягких металлов). Установка штифтов в двух глухих отверстиях (рис. 224, I) фиксация зегером в отъемной детали (рис. 224, II) или на стыке деталей (рис. 224, III) вполне предохраняют штифт от выпадения в собранном соединении.
Труднее предупредить возможность потери штифта при разборке. Фиксация штифта заскакивающим зегером (рис. 224, IV) не всегда возможна по габаритным условиям, двусторонняя фиксация зегерами (рис.
224, V) возможна только при сквозном отверстии в корпусе. Способ фиксации завальцовкой металла корпуса в кольцевую выточку (рис.
224, VI) применим только в корпусах, выполненных из пластичных металлов.
На рис. 225 изображен способ страховки штифта шайбой увеличенного диаметра, подкладываемой под близрасположенную крепежную гайку.
При установке штифтов необходимо соблюдать определенные, установленные практикой правила. Штифт должен быть утоплен в отверстии съемной детали (рис. 226, II). Выход штифта (рис.
226, I) недопустим, так как в этом случае штифт может быть поврежден случайным ударом или расшатан в посадочном гнезде.
В случае, когда толщина фланца недостаточна для утопления штифта, на участке выхода штифта в съемной детали пред усматривают местные приливы (рис. 226, III).
Штифты всегда следует располагать в непосредственной близости от крепежных элементов: болтов, шпилек и т. д. В деталях, не имеющих других фиксирующих элементов, например, центрирующих заточек, устанавливают два штифта.
Большее число штифтов устанавливать нет смысла, кроме случая, когда соединение подвержено повышенным сдвигающим нагрузкам. В соединениях цилиндрических деталей с центрирующей заточкой для угловой фиксации деталей относительно друг друга вполне достаточно одного установочного штифта.
При наличии значительных сдвигающих сил применяют и большее число штифтов.
Для более точной фиксации штифты должны быть как можно дальше расположены друг от друга и от геометрической оси детали.
На рис. 227 приведены примеры неправильной и правильной расстановки штифтов на детали типа крышки (отверстия под штифты показаны зачерненными наполовину кружками).
Ошибка в конструкции на рис. 227, I состоит в том, что штифты далеко отнесены от крепежных болтов. В конструкции на рис.
227, II штифты расположены в непосредственной близости от крепежных болтов; здесь ошибка заключается в малом расстоянии между штифтами.
Фиксация получается ненадежной; сдвигающие силы (например, от рабочей нагрузки, приложенной к центральной бобышке крышки) вызывают в штифтах соединения большие напряжения.
В конструкции на рис. 227, III ошибки исправлены разноской штифтов. Наиболее правильна конструкция на рис. 227, IV, где штифты разнесены па максимально возможное расстояние.
Конические установочные штифты обеспечивают более точную фиксацию, чем цилиндрические. Точность фиксации почти не теряется с течением времени при износе и после многократных переборок, так как плотность посадки штифта каждый раз восстанавливается в результате погружения штифта в гнездо на большую глубину.
Другое преимущество этих штифтов заключается в их относительно легкой удаляемости, что позволяет заменять поврежденные штифты и в известной мере облегчает сборку и разборку соединения. Изготовление соединений на конических штифтах значительно сложнее, чем на цилиндрических.
Здесь обязательно совместное сверление, зенкерование и развертывание отверстий в фиксируемых деталях.
Штифты выполняют из закаленной стали. Стандартная конусность 1:50. Штифты устанавливают в гнезда нормированной силой. Конические штифты для фиксации деталей из легких сплавов не применяют из-за возможности смятия стенок отверстия при установке штифта.
Основные типы конических установочных штифтов показаны на рис. 228. Штифт, приведенный на рис. 228, I, применим только для неразъемных соединений или при сквозном отверстии, когда имеется возможность выбить штифт с обратной стороны.
В разъемных соединениях и при установке штифтов в глухие отверстия обязательно применение съемных элементов.
Простейший съемный элемент — кольцевая канавка на выступающем конце штифта (рис. 228, II) под захваты съемника. Удобнее в обращении штифты с наружной (рис. 228, III) или внутренней (рис. 228, V) резьбой.
Такие штифты извлекаются из гнезда с помощью гайки (рис. 228, IV) или болта (рис. 228, VI), опирающихся через подкладные шайбы на поверхность отъемной детали.
Гайку (или болт) достаточно повернуть на несколько оборотов, чтобы только стронуть штифт с места; после этого штифт вынимают вручную.
В отличие от цилиндрических установочных штифтов, допускающих применение уплотняющих прокладок на стыке соединяемых деталей, конические штифты могут правильно работать только в соединениях «металл по металлу».
Конические установочные штифты применяют в узлах и машинах, где основным требованием является точность установки.
«Лежачие» установочные штифты, ось которых совпадает с плоскостью стыка соединяемых деталей (рис. 229), в отдельных случаях применяют для их фиксации. Сами штифты должны быть зафиксированы.
Фиксация зегерами (рис. 229, I) не предохраняет от выпадения штифта при сборке и разборке. Лучше фиксировать штифты, например, креплением к одной из деталей винтами (рис. 229, II) или зачеканкой металла детали в углубление в теле штифта (рис. 229, III).
Последний способ применим только в деталях, выполненных из достаточно пластичных металлов. Отверстия под штифты сверлят с торца и развертывают совместно в обеих деталях. Достоинство этого соединения — большая площадь среза и смятия.
Недостаток состоит в том, что под действием сдвигающих сил в соединении возникают перпендикулярные к плоскости стыка силы, дополнительно нагружающие крепежные болты.
Штифты применяют только в стыках типа «металл по металлу». «Лежачие» штифты фиксируют детали только в направлении, перпендикулярном к оси штифтов. При необходимости фиксации во всех направлениях применяют установку нескольких взаимно перпендикулярных штифтов (рис. 229, IV).
Точность фиксации «лежачими» штифтами из-за их расположения гораздо меньше, чем точность фиксации цилиндрическими и коническими установочными штифтами.
Источник: https://inzhener-info.ru/razdely/konstruirovanie/krepezhnye-soedineniya/ustanovochnye-tsilindricheskie-konicheskie-lezhachie-shtifty.html
Торговый Дом «Аюрведа» — аюрведа оптом
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Штифтовое соединение
Штифт (от нем. Stift) — крепёжное изделие в виде цилиндрического или конического стержня, предназначенное для неподвижного соединения. Штифт плотно вставляется в отверстие, проходящее через обе детали, предотвращая их взаимное смещение.
Штифтовое соединение распространено в машиностроении, стоматологии. В столярном деле штифты называются шкантами.
Прежде чем установить штифт, детали, которые им будут соединяться, закрепляются в необходимом положении, в них просверливается и развёртывается отверстие, в которое вставляется штифт. При использовании конического штифта развёртывание отверстия производится специальной конической разверткой.
Для конических штифтов метрического стандарта принята конусность 1:50. В имперской системе машиностроительных мер в качестве стандартной принята конусность 1:48. Конический штифт надёжнее и точнее цилиндрического, так как может быть установлен внатяг вне зависимости от точности обработки деталей или их износа.
- Виды штифтов
- Цилиндрический
В стоматологии штифты используются для удержания пломбы или коронки на корне или шейке зуба.
- ГОСТ 27017-86 Изделия крепёжные. Термины и определения.
ru.wikipedia.org
Штифты металлические: описание, виды, назначение, материал
Взаимодействие подвижных узлов часто зависит от точности расположения деталей. Для неподвижной и точной фиксации с незначительной нагрузкой используют штифты.
Они устанавливаются перпендикулярно плоскости разъема и не дают деталям изменить свое положение относительно друг друга. Штифты применяются при изготовлении различных машин и подвижных механизмов.
В медицине их используют стоматологи и травматологи, чтобы закрепить искусственный сустав, зуб и другие имплантаты.
Что собой представляет штифт
Механический штифт – это металлическая деталь цилиндрической или конической формы. Они выполняются из углеродистых и легированных сталей.
В зависимости от требований, соединения изготавливаются из металла, прошедшего нормализацию или закалку. Штифт соединительный выполняется в виде цилиндра или конуса с гладкой шлифованной поверхностью.
На цилиндрических деталях под глухое отверстие делают продольные риски для выхода воздуха.
Отверстия под штифты просверливаются и зенкуются одновременно в обеих деталях, скрепленных в рабочем положении. Шероховатость поверхности делается не ниже 5 класса. Припуск на размер – посадка с натягом определяется в соответствии с ГОСТ и выбирается по материалу и его твердости. В зависимости от соединения по валу, втулке или забиваемой детали, посадка по отверстию может быть разной.
В плоских разъемах делается установка на плоскость и два штифта. В этом случае фиксатор крепится в глухое отверстие основной, массивной детали по посадке с натягом или напряженной.
Второй фрагмент узла одевается при сборке отверстиями на закрепленные штыри по скользящей посадке или переходной.
При разборке узла, достаточно рассоединить его по плоскости, снять меньший узел и вытащить штифты из основания.
В соединениях, которые периодически будут разбираться для ремонта или плановой замены быстро изнашиваемых элементов, делают сквозное отверстие в стенках скрепляемых деталей.
При демонтаже соединения используют инструмент для выбивания штифтов. Он похож на молоток, у которого вместо бойка приварен цилиндр, похожий на саму деталь.
Выколотки заводят в отверстие, подпирают ими выбиваемую деталь и бьют по торцу молотком. Ручка в инструменте вспомогательный элемент, служащий для удобства работы.
Если конструктивно невозможно делать сквозное отверстие, устанавливают штифт с резьбой внутри или на хвостовике.
В ГОСТ 9464 по коническим штифтам предусмотрены и другие способы извлечения деталей. Например, конические изделия с выступающей наружу частью в форме гриба с проточкой вместо ножки. Ломик или клин заводится под выступ шляпки, и фиксатор срывается с места, извлекается из отверстия. В соединениях из мягких металлов используют квадратный и шестигранный хвостовик под торцовый ключ.
Скачать ГОСТ 9464-79
Виды штифтов
Механические штифты выполняются в различных вариантах, в зависимости от типа соединения и необходимости разбирать его. Значение имеет твердость материала и действующие нагрузки. Основные виды штифтов:
- цилиндрический;
- конический;
- пружинный;
- просеченный.
Всего регулярно используются в промышленности и домашних мастерских примерно 16 разновидностей фиксаторов.
Цилиндрические
Цилиндрические изделия похожи на аккуратно отрезанные и прошлифованные куски проволоки. На самом деле они изготавливаются из проката и проходят сложный технологический процесс механической и термической обработки.
Кроме размера, который определяется ГОСТом 3128-70 цилиндрические штифты не каленые, детали делятся на классы по исполнению торца:
- плоский;
- с фасками под 45⁰;
- закругленные с переходным радиусом с одной и обеих сторон.
Скачать ГОСТ 3128-70
Детали с плоскими торцами устанавливаются в сквозные отверстия. Они плотно заходят в материал с высокой твердостью. На поверхности низкоуглеродистых сталей и цветных металлов углы торцов оставляют в отверстии задиры, царапины.
Гладкая твердая поверхность отверстий в углеродистых каленных и легированных сталях остается без повреждений и мягкий цилиндр из СТ 45 легко забивается и создает прочное соединение.
Для материалов со средней твердостью подходит штифтовое соединение со снятыми фасками с одной или двух сторон. Образованный на торце конус раздвигает и постепенно сминает неровности поверхности и легко входит в отверстие.
Детали с переходным радиусом от торца к цилиндрической поверхности наиболее сложные в изготовлении. Они редко применяются в машиностроении. Чаще их используют для фиксации мягких материалов типа пластмасс и пластика.
Конические
Конические штифты ставят на узлы, которые будут часто разбираться. Стандартный конус имеет наклон 1:50. Какими бывают нестандартные детали, которые выделены в отдельный раздел специальных изделий. В машиностроении, особенно при создании металлургического оборудования, возможно использование конусов 1:40 и других наклонов.
При сборке деталей под обработку, если невозможно сделать сквозное отверстие, устанавливают штифты конические с внутренней резьбой.
Они изготавливаются по ГОСТ 9464-79. Преимущество конических фиксаторов в их плотной посадке на протяжении всего периода работы. При износе поверхности отверстия, он только опускается ниже и сам центрируется.
Установка конических штифтов позволяет многократно использовать их при демонтаже и последующей сборке узла. Фиксатор не меняет своей формы и ставится в то же отверстие, где был.
Для изготовления отверстий под нормализованные конические штифты существует ряд сверл по ГОСТ 11177-84. Их угол наклона точно соответствует соотношению 1:50. Для создания более гладкой поверхности рекомендуют использовать развертки из этой же группы инструмента.
Пружинные
Штифт пружинный можно отнести к универсальным фиксаторам. Он ставится в отверстие с натягом. Чем сильнее сжат, тем лучше. Единственное ограничение – торцы продольного разреза не должны упираться друг в друга.
Штифт din 1481 пружинный цилиндрический изготавливается из листового проката методом вальцовки и закалки для фиксации формы и придания упругости. Группа фиксаторов din имеет несколько разновидностей в исполнении и большой перечень типоразмеров.
Преимущества использования пружинных деталей:
- отверстия делаются с большим разбегом по размерам без снижения эксплуатационных качеств;
- возможно многократное извлечение и установке обратно при сборке;
- прочно удерживаются в отверстиях;
- легко устанавливаются.
Пружинные изделия типа din не могут работать в узлах с большими нагрузками. Они тонкостенные и сминаются.
Назначение
Соединение штифтами широко применяются в машиностроении, медицине, приборостроении и других отраслях. Его используют в автомобильной промышленности и при изготовлении бытовой техники, всюду, где изготавливают неподвижные разъемные соединения.
Применение штифтов упрощает фиксацию деталей при ремонте и обработке.
Конические фиксаторы используют для закрепления элементов корпусных деталей при их совместной обработке. Например, корпус редуктора сначала обрабатывают по плоскости разъема. Затем засверливают по фланцам, устанавливают штифты и производят расточку отверстий под валы и подшипники с точностью H7.
После любого количества разборок все обработанные поверхности точно совмещаются.
Материал изготовления
Материал для штифтов выбирается в зависимости от требований к его твердости и коррозионной стойкости. Не каленые цилиндрические и конические детали изготавливают из Ст 45. Высокую твердость и устойчивость к сминанию имеют Ст 40ХН и другие легированные стали.
Антикоррозионной стойкостью и пластичностью отличается нержавейка аустенитной группы. Она маркируется буквой А и цифрами, например, А2, А1 — наиболее популярны.
Износостойкость и защиту от воздействия влаги придает СТ 45 оксидирование и горячее цинкование. Детали покрывают после полного изготовления.
Для пружинных фиксаторов используют листовой прокат из Ст 65Г и Ст 60С2А.
Штифт не может заменить шпонку и передавать поступательное или вращательное движение. Его назначение зафиксировать соединение и не дать возможность деталям сместиться.
Источник: https://tdayurveda.ru/raznoe/shtift-chto-takoe-shtift-vikipediya.html
Назначение и виды штифтовых соединений
Как в современное высокотехнологичное время, так и в древности при производстве сложных конструкций, как, например, пневматический лифт или деревянная катапульта, высокое значение имело правильное и надежное расположение и крепление отдельных частей.
Что такое штифты
Для устойчивого неподвижного крепления обычно применяли штифты. Классически штифт — это короткий черенок из твердого материала, который размещается перпендикулярно плоскости и снижает смещение мелких частей конструкции в результате давления или направленного удара. Эти маленькие помощники всегда использовались при строительстве машин и механизмов, конструкция которых подразумевает движущиеся детали.
Штифты используются не только в строительстве, производстве оборудования или столярном деле. Очень часто они встречаются в травматологии и стоматологии, поскольку штифтом удобнее всего закрепить зуб, элементы сустава или импланты.
Обычно говоря «штифт», мы имеем в виду металлический цилиндр или конус.
Такие детали производятся из углеродистых и легированных сплавов, прошедших особую обработку и закалку, поскольку обязаны иметь высокую прочность.
На цилиндрических штифтах можно видеть продольные борозды для отвода воздуха. Посадка штифта по отверстию различается. Это зависит от материала и его твердости и производится согласно ГОСТа.
Отверстия для штифтов
Обычно отверстия для штифтов глухие. Разборка такого узла осуществляется путем разъединения деталей, после чего можно вынуть и штифты.
Но если речь идет о соединениях, которые регулярно разбираются, то в этом случае делают сквозные отверстия и используют при демонтаже инструмент для выбивания штифтов, похожий на молоток. Боек у него имеет цилиндрическую форму и напоминает саму деталь.
Конические штифты удаляют на манер гвоздей: под широкую часть заводится клин, с помощью которого можно сорвать фиксатор.
Штифтовые соединения
По назначению штифтовые соединения разделяют на крепежные, установочные и направляющие.
Крепежные соединения, как видно из названия, служат для жесткой фиксации частей (поэтому иногда используемые в таких узлах штифты называют соединительными). Дополнительно они имеют функцию передачи сил в случае наличия осевых сил и крутящего момента. Такое встречается в приборостроении и станкостроении.
Установочные соединения обеспечиваются штифтами, к которым в комплекте идут винты или их аналоги. Основная задача таких соединений — сохранение расположения частей при демонтаже и повторной сборке.
В таких случаях используются только цилиндрические детали, при установке которых конструктивно подразумевается легкий разъем составных частей механизма.
Направляющие соединения предполагают возможность движения одной или нескольких частей конструкции (обычно имеется в виду поступательное движение одного элемента относительно другого).
Штифтовые соединения деталей различаются в зависимости от геометрии каждой детали, а также вида и назначения самой конструкции.
Обычно такие узлы располагаются вблизи других крепежных элементов, например, шпилек или болтов. Если другие крепежи отсутствуют, обычно ставят два штифта, так как в большем количестве нет смысла, кроме случаев, если составляющие конструкции подвергаются сильным боковым нагрузкам.
Чтобы обеспечить максимальную надежность, соединения располагают на максимальном расстоянии друг от друга, а также от геометрической оси детали.
Плюсы и минусы штифтовых соединений
Как и любой другой вид крепления, штифтовые соединения имеют свои достоинства и недостатки.
К преимуществам, несомненно, можно отнести простоту конструкции, следующую банальному закону, что чем меньше элементов используется при сборке, тем надежнее будет итоговый результат.
Вторым плюсом отметим легкость сборки и демонтажа, в том числе и для повторной сборки. Сам принцип конструкции узла подразумевает минимальный риск повреждения деталей при их разъединении.
Особенно это касается цилиндрических штифтов.
Третье достоинство, пожалуй, главное. Оно заключено в основной функции такого вида крепежей — точном центрировании соединяемых элементов, подразумевающих их наименьшее смещение и эффект «разболтанности», который появляется со временем при использовании многих других видов крепежей.
Недостаток в таких узлах один: какое бы отверстие вы ни просверлили под штифт, оно неизбежно ослабит деталь и сократит срок его службы. К примеру, такого нет у клеммовых соединений. С отверстиями вообще связано много риска.
Минимальная неточность при наметке будущих креплений может повлечь за собой деформацию изделия. При таком исходе всю деталь придется отправить в брак, второго шанса переделать работу у вас не будет.
Такая исключительная, практически микроскопическая, точность ведет к удорожанию детали, что тоже немаловажно. При долгой работе или нагреве механизма наблюдается износ отверстий и появление трещин.
Крайне нежелательно использовать узлы при появлении таких проблем, ремонт должен быть произведен в обязательном порядке. В любом случае такое соединение прослужит недолго.
Источник: https://pkmetiz.ru/articles/naznachenie-i-vidy-shtiftovyh-soedinen/