Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Гравер, называемый по-другому мини-дрелью, дремелем, прямошлифовальной машинкой или бормашиной – это многофункциональный инструмент.

С его помощью не только наносят гравировку, но и сверлят, шлифуют и выполняют другие операции по обработке разных материалов, например, дерева, металла, стекла, камня.

Устройство широко используют как в быту, так и в различных отраслях промышленности, в ювелирном деле, при создании рекламной и сувенирной продукции. Все многообразие функциональных возможностей оборудования связано с тем, что существуют различные насадки для гравера.

Насадки для часто выполняемых видов работ поставляются в комплекте вместе с инструментом. Фрезы для более специфических операций требуется покупать отдельно. Чтобы правильно и производительно работать дремелем, добиваясь при этом высокого качества обработки деталей, необходимо знать существующие разновидности оснастки, а также для каких работ применяют каждый вид.

Классификация насадок

Существует большое количество разновидностей оснастки для работы с мини-дрелью. Широкий ассортимент на рынке позволяет подобрать насадки по дереву и многим другим материалам, с которыми способно работать гравировальное оборудование. Также отдельные мастера делают их самостоятельно.

Конструктивно насадки (боры) состоят из двух частей;

  • хвостовой, зажимаемой в патроне инструмента(диаметр от 0,8 до 8 мм);
  • рабочей, которой обрабатываются материалы.

Оснастка классифицируется по двум основным критериям:

  • по виду материала, из которого они изготовлены;
  • по области использования (назначению).

По типу обрабатываемого материала

По материалу фрезы для гравера бывают следующих типов.

  1. Из твердых сплавов (твердосплавные) с маленькими и крупными рабочими частями. Насечка на них бывает разного типа. Предназначены для первоначальной либо промежуточной обработки разных по твердости заготовок. Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
  2. Стальные с алмазным напылением, применяемые для проведения основных рабочих операций с различными материалами. Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
  3. Держатели дисков, которые можно оснастить войлочными, отрезными, резиновыми кругами в зависимости от свойств обрабатываемой детали и характера выполняемых работ. Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
  4. Резиновые с добавлением корунда, используемые при обработке металлических заготовок. Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
  5. Абразивные, которые используются для выполнения работ по камню, металлу, стеклу, керамике. Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
  6. Войлочные, предназначенные для полировки деревянных поверхностей.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Есть также комбинированные боры, у которых хвостовик стальной, а рабочая часть твердосплавная. Область их применения соответствует материалу головки.

Твердосплавная оснастка является качественной, долговечной и относится к ряду дорогих расходных материалов для дремелей. Форма наконечников определяет особенности ее применения.

С помощью таких боров-пик хорошо обрабатывать кость, пластик, делать трассировку (обозначать контуры рисунка).

Алмазные насадки тоже отличаются качественностью, даже если комплект, в состав которого они входят, относится к разряду дешевых расходников.

На рынке можно встретить набор борфрез, все элементы которого промаркированы каким-либо цветом – он указывает уровень заточки. Помеченные черным – это наиболее производительные боры, а острота зеленых или синих уже похуже. Промаркированные желтым цветом насадки – это оптимальный выбор при выполнении финишной обработки заготовок.

По назначению

Пользоваться гравером с насадками можно не только для гравировки, но и для выполнения других рабочих операций. Разделение расходников, используемых при эксплуатации прямошлифовальных машин, представлено в таблице ниже.

Выполняемые работы Применяемые насадки
гравирование подходят рассмотренные выше разновидности
сверление выполняется с помощью стальных или твердосплавных сверл
полирование круги из фетра, хлопка, войлока, наждачной бумаги, кожи, а также специальные приспособления (держатели), которые можно самостоятельно обматывать (например, фетром)
шлифование шлифовальные камни (различной формы и из разного материала) и круги (из наждачной бумаги), кольца алмазные, резиновые цилиндры
шпунтование боры с шарообразной рабочей частью
резка отрезные диски
фрезерование фрезы
очистка поверхностей (например, от ржавчины, окалины) проволочные (стальные), нитяные, тканевые щетки
конечная обработка отверстий или полостей алмазные шарошки
создание пазов конусообразные боры

Расходники из каждой группы могут использоваться при обработке различных материалов. При этом оснастка для фрезеровки применяется в основном профессионалами.

Дремели, на которых установлен гибкий вал, оснащаются любыми видами расходников, подходящими под патрон инструмента по диаметру.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Обзор наиболее популярных насадок для работы по дереву и металлу

Древесина принадлежит к числу наиболее часто обрабатываемых при гравировании материалов наряду со стеклом, металлом, камнем.

Дремели часто используют при выполнении резьбы по дереву, сверления в нем миниатюрных отверстий, нанесения изображений на поверхности данного материала, шлифовки, а также создания небольших пазов или шпунтов.

Поэтому популярными разновидностями насадок для работы по дереву являются:

  • фрезы по дереву;
  • сверла;
  • круги для резки;
  • полировальные, шлифовальные круги и цилиндры;
  • шарообразные и конусообразные боры;
  • алмазные и твердосплавные насадки разных форм;
  • войлочные шарошки.

Существуют также специфические разновидности фрез по дереву, но они используются даже специалистами очень редко. Приобретать расходные материалы, чтобы обрабатывать древесину разных пород с помощью прямошлифовальной машины, рекомендуется набором. Таким образом, все, что может понадобиться при выполнении рабочих манипуляций, будет собрано сразу в одном кейсе.

Обзор профессиональных насадок для гравера

Профессиональный инструмент составляет отдельную (качественную и дорогую) категорию оборудования, которое способно выдерживать без отрицательных последствий значительные эксплуатационные нагрузки. Такие устройства принято оснащать соответствующими расходниками.

Профессионалы качественно обрабатывают мельчайшие детали заготовок. Поэтому им требуется такое большое разнообразие расходников при выполнении работы.

Специалисты, занимающиеся гравированием различных материалов профессионально, рекомендуют приобретать наборы насадок от известных брендов, таких как «Дремель» либо «Декстер».

Значительная стоимость изделий этих фирм полностью оправдана тем, что их продукция отличается надежностью, высоким качеством и долговечностью.

Применение борфрезы по дереву, металлу и прочим материалам производства данных компаний повышает точность обработки заготовок.

Зачастую у специалистов имеется по несколько наборов оснастки, предназначенных для обработки разных материалов и выполнения различных операций. Также отдельные элементы, входящие в их состав, имеют свои конструктивные особенности. Обычно в такие наборы входят:

  • фрезы по металлу, дереву и прочим материалом, разной конструкции;
  • сверла;
  • войлочные, алмазные, а также абразивные шарошки;
  • щетки из проволоки, для очистки поверхностей;
  • гравировальные стержни;
  • диски отрезные.

Также в составе наборов попадается фреза кромочная прямая.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Фреза прямая кромочная Topfix

Сменную оснастку марок «Дремель» и «Декстер» могут использовать не только специалисты мастерских, но и домашние мастера, которые желают совершенствоваться в искусстве гравировки.

По мнению профессионалов, один такой инструмент может прослужить столько же времени, как 10 низкокачественных насадок неизвестного производства.

Некоторые мастера гравировки рекомендуют продукцию фирмы «Зубр», менее качественную, чем у «Дремель» или «Декстер», но более дешевую. В состав набора может входить до 180 единиц расходников востребованных разновидностей. Но продукция от «Зубр», в общем, относится к полупрофессиональной и бытовой категориям.

Рекомендации по выбору насадок

Обычно фрезерная насадка на гравер содержится в комплекте с приобретенным инструментом. Но при постоянной эксплуатации она со временем изнашивается. Также фрезы могут понадобиться для специфических операций — тогда требуется покупать новые боры, чтобы продолжать работать дремелем.

Идеальный вариант – это приобретение рекомендуемой производителем граверов продукции. В таких случаях сохраняется гарантия от фирм на эксплуатируемое устройство.

Но случается, что оригинальных расходников не достать по каким-либо причинам, либо же они обойдутся очень дорого при небольшом объеме предстоящих рабочих операций. Тогда понадобится приобретать аналоги или применять даже самоделки.

В таком случае главные правила выбора заключается в следующем.

  1. Следует ориентироваться на подходящий под патрон дремеля диаметр хвостовиков: наиболее часто он составляет 2,4 или 3,2 мм.
  2. Нужно приобретать насадки по металлу и другим материалам под вид работ, которые планируется выполнять.
  3. Чтобы гравировать, можно использовать и недорогие наборы, например, китайского или российского производства.
  4. При постоянной, продолжительной работе с мини-дрелью (особенно с твердыми материалами) рекомендуется приобретать качественные, профессиональные наборы, а чтобы изредка гравировать – достаточно бытовых.

Во время обучения различным операциям с дремелем подойдут недорогие изделия. Со временем от них стоит отказаться в пользу более качественной оснастки.

Самодельные насадки на гравер

Можно покупать насадки на гравер не только заводского производства, но также делать их своими руками. Специалисты мастерских и домашние умельцы придумали много вариантов, которые пригодны для выполнения различных операций с разными материалами.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Чтобы самостоятельно сделать полировальные, шлифовальные, фрезеровальные, сверлильные расходные принадлежности на дремель, а также приспособления для резания, используют такие материалы и детали:

  • фанеру;
  • наждачную бумагу;
  • остатки абразивных кругов разной толщины от угловой шлифовальной машины (болгарки);
  • фетр;
  • войлок;
  • различные ткани и резину;
  • проволоку из стали;
  • колесико от дешевой зажигалки;
  • старые боры и сверла (их перетачивают);
  • ножи от электробритвы;
  • ножовочные полотна;
  • металлические крышечки, например, от пивных бутылок;
  • пробки из-под шампанского;
  • обычный дюбель (на его шляпке делают зубья) и другие.

Ниже на фотографиях представлены некоторые готовые к практическому применению самодельные приспособления к гравировальному устройству фрезерного типа.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Дополнительно с самоделкой применяют специальные (например, алмазные) пасты. При этом специалистами достигается результат финишной обработки заготовок разной плотности, сопоставимый по качеству с использованием заводских аналогов боров.

Самодельные насадки для гравера подойдут, чтобы выполнять разнообразные работы в бытовых условиях. Они также позволят сэкономить денежные средства за счет применения доступных, дешевых материалов и деталей от подручных или вышедших из строя (ненужных, старых) механизмов.

Большое разнообразие различных насадок позволяет выполнять с помощью дремеля широкий перечень различных работ с разными материалами. Лучше подбирать расходники, соответствующие рекомендациям производителей оборудования.

Профессиональные наборы – это залог качества продукции, но стоят они дорого. Чтобы сэкономить, нужные приспособления можно изготовить самостоятельно.

Только следует учитывать, что при этом гарантийное обслуживание на мини-дрель теряется, а во время эксплуатации может возрасти нагрузка на инструмент.

Источник: http://Tehnika.expert/dlya-remonta/prochaya-stroitelnaya-texnika/nasadki-na-graver.html

Инструменты и материалы косторезов

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Для изготовления костяных изделий используется не только бивень мамонта, но и кости других животных, преимущественно, КРС. Само по себе это сырьё недорогое, но оно очень хрупкое и чутко реагирует на температурный и влажностный режим. А это значит, что оно требует определённых условий для хранения. Резьба по кости, инструменты и материалы для которой довольно разнообразны, это весьма трудоёмкий процесс, причём, на всех его этапах.

Читайте также:  Сталь ст3пс конструкционная углеродистая полуспокойная: расшифровка, характеристики

Первичная обработка

Всё исходное сырьё подлежит первичной обработке. Для начала, все ненужные элементы спиливаются, а нероговые части за ненадобностью удаляются. Обезжиривание и выварка сырья – это обязательные операции.

Для этих целей готовится специальный раствор, состоящий из воды и кальцинированной соды. Хорошо проваренная кость высушивается на решётках, без резких температурных скачков и при влажности воздуха 50%.

После, практически готовый материал проходит несколько этапов черновой обработки. Естественно, для этих целей задействуется специальное оборудование.

Стадии предварительной обработки

  1. Распиловка. Материал раскраивается на отдельные части, а для этих целей применяется круглопильный станок, способный за одну смену обработать несколько десятков килограммов сырья.
  2. Шлифовка.

    Поверхность материала выравнивается, а все неровности и шероховатости ликвидируются при помощи шлифовального станка.

  3. Отбеливание. Натуральное необработанное сырьё, даже прошедшее этапы первичной обработки, имеет цвет, далёкий от идеального.

    Поэтому специалисты используют специальные растворы, дабы получить материал более привлекательного внешне оттенка.

Оборудование для художественной обработки материала

Инструменты для резьбы по кости и рогу отличаются своим разнообразием, ведь эти материалы обладают большой твёрдостью, а это значит, что для их художественной обработки деревообрабатывающее и металлообрабатывающее оборудование не всегда пригодно. Понятно, что на предварительных стадиях для черновой обработки задействуются различные станки: от опиловочного и токарного до фрезерно-копировального.

А сугубо творческая работа требует использования особых приспособлений инструментов, без коих нельзя получить изделие, заслуживающее внимания.

Причём, в их число входят не только бормашины и штихеля, но и инструмент для резьбы по кости, изготовленный самими мастерами.

Штихеля – это приспособления, имеющие острые наконечники различных конфигураций, используемые для разных целей, например, для выскребания, высверливания, резки и т.п.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню
Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Что используют резчики в своей работе?

Набор инструментов для резьбы по кости обязательно включает в свой состав бормашину, которая имеет компактные размеры и может заменить собой целый ряд самодельных приспособлений, благодаря возможности использования различных насадок.

Например, для снятия грубых слоёв материала используются жёсткие наконечники, для выделения тонких линий – острые, а шлифовка и ошкуривание требует наличия абразивных насадок. Чтобы отполировать готовое изделие, потребуются специальные щёточки, которые также имеют вид насадок.

При отделке продукции могут применяться приборы для выжигания, и именно с их помощью можно создавать линии всех оттенков коричневого цвета. 

Самодельные приспособления 

Некоторые косторезы до сих пор не могут отказаться от их использования. Возможно, что самодельные инструменты для резьбы по кости несколько примитивны, но зато они с честью выполняют возложенные на них обязанности. Вот лишь некоторые из них: 

  1. Терпуг. Это крупнозернистый напильник, предназначенный для снятия стружки с заготовки.
  2. Стамески и ножи с широким лезвием – и по сей день используются даже косторезами, работающими на фабриках.
  3. Тесло. Представляет собой топорик небольшого размера, призванный выравнивать поверхность кости, если она чересчур неровная.
  4. Гладильщики. Используются для заглаживания заусенцев и прочих мелких дефектов.
  5. Втиральник. Используется для резьбы ажурных элементов.
  6. Долик. Применим в случаях, когда требуется воистину ювелирная работа.

Новости

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

С16 ноября по 15 декабря 2019 года в Историко-художественном музее Электростали проходит выставка «Узорочье», в которой принимает участие и наша Хотьковская…

22.11.2019

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

3 ноября 2019 в музее истории аэропорта Шереметьево с 11 до 22 часов пройдет Всероcсийская акция «Ночь искусств». Программа акции состоит из трех блоков,…

Источник: https://bonecarving.ru/instrumentyi-i-materialyi-ispolzuemyie-kostorezami.html

Что из себя представляет настоящая резьба по камню?

Приветствуем, друзья! Тяга к прекрасному у человека заложена от природы.

Нам мало окружить себя комфортными и функциональными вещами, мы стремимся к эстетическому наслаждению и это стремление делает нас людьми.

Является ли резьба по камню в вашем понимании тем самым прекрасным, к которому хочется быть как можно ближе? Знаем точно, что как один из старейших видов искусства, это занятие не оставит равнодушными.

Резьба по камню: как все начиналось?

О том, что с камнем можно проводить интересные манипуляции, человеку стало известно много тысяч лет назад. Люди старались использовать камни в обиходе, придавая им удобную форму.

Так возникли первые орудие труда, приспособления для охоты и даже украшения.

Со временем резьба по камню стала разнообразней, люди научились использовать навыки по работе с камнем для улучшения повседневной жизни, как с практической, так и с эстетической стороны.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Интересен тот факт, что в резьбе по камню как ремесле, каждый может найти для себя, реализовать творческий потенциал и неплохо заработать своими руками. У кого-то получаются изысканные статуи для интерьерного дизайна, а кто-то преуспевает в огранке драгоценных камней.

Узнайте также об истории резьбы по кости.

Этапы резьбы

Любой резчик по камню знает, что проект начинается с эскиза и резьба не исключение. Эскиз появляется на бумаге, затем перевоплощается в небольшую модель из глины или пластилина для оценки соблюдения пропорций. Если вы только пробуете себя в новом деле, начните с абстрактных форм, не уделяя внимания деталям. Мелкие элементы — это сложно и получаться они начнут лишь со временем.

Работу с камнем начинают с придания ему нужной формы. Используя молоток, инструментом работают по направлению от центра к краю для снижения вероятности появления случайных сколов. Очень важно не забывать работать параллельно образующимся трещинам.

Последние штрихи легко наносятся напильником, шлифование выполняется обычной наждачной бумагой. Неровности фигуры и асимметрию легко исправить дополнительными инструментами, срезая и подравнивая.

Из камня можно вырезать как простые поделки, так и настоящие произведения искусства — все зависит от мастерства, терпения, усидчивости и творческого видения.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Вариация резьбы: работа с кирпичом

Интересный вариант обработки камня — отделка кирпича. Для работ подходит напильник любого размера и формы. Особенно эффектно получается, если работать с инструментом с алмазным напылением. Ему поддаются любые поверхности камней, а результат превосходит ожидания даже у начинающих мастеров. Работать с алмазным инструментом несложно и быстро. Обработка кирпича бывает нескольких видов:

  1. Обжигающим инструментом. Камень нагревают до 1000 градусов по Цельсию. В результате обработки плавится верхний слой с сохранением структуры.
  2. Царапание. В процессе воздействие происходит на фактуру кирпича, на поверхности образуются царапины. Рисунки получаются интересными и необычными. Такой способ обработки — самый популярный и эффектный.
  3. Отполированное зеркало — еще один вариант отделки кирпича. С наружной стороны поверхность становится гладкой как зеркало, сам же рисунок гармонично дополняет картину слегка размытыми линиями.
  4. С применением кислоты. Самый необычный вариант воздействия на камень. Характеризуется нанесением на раскаленную плиту кислоты с непродолжительным выжиганием.
  5. Природная текстура — кирпичу придают вид массивного природного камня, который ничем не отличается от обычного булыжника.
  6. Симметричные неровности — обработка позволяет придать кирпичу вид обычной скалы с помощью подручных инструментов.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Все это простые виды отделки камня для незамысловатых поделок и дизайнов. Но есть и другая сторона медали — художественная резьба. Это уже искусство.

Художественная резьба и виды

С минимальными опытом и навыками добиться создания художественных шедевров из камня непросто. Резьба по камню — мастерство, оттачиваемое годами. Опытные мастера способны вдохнуть жизнь в огромную глыбу, придать ей сходство с человеком, животным, вырезать из нее целый сюжет с несколькими действующими лицами.

В России пользуется популярностью борнуковская резьба. Это один из самобытных и уникальных способов обработки камня, не имеющий аналогов. Его отличает анималистический стиль и объемность фигур. Чаще за основу берут природный алебастр, голубой или розовый ангидрид, монокристаллический гладкий гипс.

Для остальных видов резьбы по камню часто выбирают как мягкие, податливые породы, так и твердые.

  • Самый мягкий камень — стеатит. Его еще называют мыльным из-за особенностей структуры. Порода настолько гибкая, что при нажатии на нее остаются отпечатки пальцев. Важно подбирать образцы стеатита без включений асбеста, опасного для здоровья.
  • Алебастр — лучший камень для резьбы, особенно для начинающих. Его второе название «строительный гипс» говорит само за себя. Порода пластична, удобна в обработке и достаточно прочная. Работа с алебастром доставляет сплошное удовольствие.
  • Еще один вариант — известняк. Так же, как и алебастр, он удобен в обработке, подходит для начинающих мастеров. Единственный минус — скудность оттенков, ограничивающих возможности для развития творческого потенциала.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Мало знать, как называются камни, подходящие для резьбы. Важно понимать, какие тонкости использования каждого из них.

Например, стеатит, представленный обычно в серых, черных и зеленых цветах не требует специальной подготовки и подастся обработке с минимальным набором инструментов.

В то же время, его суперэластичость — серьезный недостаток для создания небольших фигурок с обилием мелких деталей.

Известняк для работы нужно выбирать только тот, что поддается шлифовке, а строительный гипс — лучший вариант для отработки навыков с минимальным набором инструментов, доступный по цене и приятный в использовании.

Из сложных для работы материалов, подходящих для опытных скульпторов, выделяют мрамор и гранит. Эти породы подходят для реализации масштабных задач, требуют определенного опыта, мастерства, терпения и инструментов. Над одним проектом мастера трудятся годами, работая только над отдельными деталями беспрерывно на протяжении 4-5 дней.

Какие инструменты понадобятся

Как только получится выбрать подходящий материал для работы, стоит перейти к вопросу о наборе инструментов. Если вы начинающий мастер и пока не знаете с чего начать, советуем сформировать универсальный комплект, в который будут входить:

  • мягкий молоток — вес до 900 г;
  • плоское или зубчатое долото;
  • напильники для работы с разными деталями и площадями;
  • мешок с сыпучими наполнителями для подложки;
  • защитные средства (перчатки, маска, очки);
  • пульверизатор с водой для уменьшения пыли во время работ;

Кроме того понадобятся шаблоны, трафареты и правильное освещение, если работы проводятся в помещении.

Резьба по мрамору — где используется

Мрамор для скульптора, как полотно для художника. Это самый желанный и обожаемый камень. Его используют для создания художественных шедевров, активно применяют в архитектуре. Уникальность мрамора в его природной грации, красоте и прочности, с годами лишь усиливающимися.

Мраморные изваяния не просто долговечны, они бессмертны. Важно, что технические характеристики породы не ограничивают возможностей ее обработки разными методами. Мраморные плиты шлифуют, накаливают, кристаллизуют и полируют. При желании породу искусственно старят и конечно же, популярна резьба по мрамору.

Мраморные изделия с изящной резьбой привносят в атмосферу грации и королевской роскоши. Чего только стоят мраморные солидные и прочные ступени, балюстрады или массивный резной камин.

Отдельная история — мраморные скульптуры. Иметь такую в собственном саду — роскошь и счастье.

Изящные фигурки животных, героев сказок и мифов, античные девы и эльфы станут яркими акцентами в оформлении ландшафтного дизайна.

Активно пользуются техникой резьбы по камню и мастера прикладного искусства. Камнерезы используют нефрит и яшму, горный хрусталь и кораллы, аметист и бирюзу, а также другие яркие, отличные по свойствам камни для создания миниатюрных шедевров, таких как раковина с художественной резьбой, например, цветных фигурок птиц и животных.

Если вы только начинаете осваивать мастерство резьбы по камню, уже имеете какой-либо опыт и даже фото готовых работ — поделитесь постом с друзьями в соцсетях для обсуждения!

Команда ЛюбиКамни

Источник: https://lubikamni.ru/obrabotka/rezba-po-kamnyu.html

Что такое глиптика (искусство резьбы по камню) и с чего начать — советы и примеры

Главная › Интересно

04.11.2019

Резьба по камню ― занимательное хобби и хорошо оплачиваемый вид заработка. Применяется для создания украшений, предметов декора или обихода. Работать можно даже на дому, поскольку для глиптики есть портативное компактное оборудование.

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Что такое глиптика

Термин «глиптика» произошел от греческого слова glyphein. Обозначает «иссекание», «вырезание» или «выдалбливание». Глиптикой называют искусство художественной резьбы по камням.

Рельефные изображения делают на поделочных, ювелирно-поделочных или драгоценных самоцветах. Готовые изделия называют глиптами, глифами или геммами (резными камнями).

Разновидности глипт:

  • камея ― самоцветы с выпуклым изображением;
  • инталия ― драгоценные или поделочные камни с углублением рисунка.

Для вырезания также подходит кирпич, бетонные и глиняные поверхности, воск, кость. Это современные разновидности глиптики.

На видео отличные примеры работ:

История появления глиптики

В древности мастера вырезали поделки с углублением рисунка, фигурки фауны или флоры. Во времена эллинизма появились монохромные, биколорные или цветные камеи. Стали иссекать графические или рельефные картины с природными, житейскими, мифическими, историческими сюжетами.

Интересные факты про резьбу на камне:

  • могила Темура (мавзолей Гур-Эмир, Самарканд) украшена нефритовым резным надгробием, сделанным в XV веке;
  • самые древние археологические находки принадлежат мастерам Месопотамии;
  • в древности вырезали каменные печати, магические артефакты;
  • в Европе до XX века глиптами украшали королевские сокровищницы, монастырские ризницы;
  • в Европе с XX столетия стали открывать камнерезные цеха;
  • в XV веке уже делали церковные атрибуты, украшения, предметы обихода;
  • в XVII–XIX столетии камнерезничество было на пике популярности: глиптами пользовались все сословия населения.

Интересна и российская история глиптики. Камнями с резьбой восхищалась Екатерина II. Свое увлечение она называла камейной болезнью. По совету генерала А. Ланского (единомышленника по хобби) императрица приняла решение о развитии камнерезного ремесла.

Указ издали в 1781 году. На Урале разыскивались пригодные самоцветы и отправлялись придворным мастерам в Петергоф. Позже в Екатеринбурге открыли гранильную фабрику. Стали делать в промышленных масштабах лестницы, табакерки, столешницы, украшения, чернильницы, столовые приборы, другие камнерезные изделия.

К просмотру передача о резьбе по камню:

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

Ручные Механические Для начинающих
Широкие, острые и тупые стамески Граверы, фрезы разной формы и размеров Молоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильники Шлифмашинка Плоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструмент Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла Зубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка Шаблоны рисунков, трафареты
Закольники Пневматическое зубило Набор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

Славится борнуковская резьба анималистическим жанром и камнями для гемм. Мастера с. Борнуково делают фигурки животных, птиц, людей и предметы быта из ангидрита.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Глиптика дома своими руками

Для начинающих желательно делать резьбу на мягких минералах. Используют известняк, стеатит, алебастр (строительный гипс). Они подходят для работы дома, обрабатываются ручными или механическими компактными инструментами. Наносить лучше абстракции, но со временем будут получаться и сложные сюжеты.

Продают и портативное оборудование профессионального класса. Поэтому камнерезы с опытом также могут обустроить мастерскую дома.

В домашних условиях возможна художественная резьба:

  • по кости;
  • агату;
  • кремнию;
  • многослойной яшме.

Для работы на дому нужен крупный, средний, мелкий и тонкозернистый абразивы. Первый используют для очистки поверхности во время резьбы. Последние три ― для детализации рельефа и шлифовки, полировки.

Алгоритм действий:

  1. Подбирают заготовку для резьбы.
  2. Продумывают сюжет.
  3. Выравнивают поверхность камня.
  4. Обтачивают самоцвет на планшайбе.
  5. Подготавливают эскиз или слепок рисунка на пластилине, глине. Разрешено чертить изображение на камне.
  6. Начинают резьбу ручными или механическими инструментами, обдирочными и шлифовальными бурами. В процессе сверяют рисунок с моделью изображения.
  7. Полируют тонкозернистым абразивом.

При наличии трещин резьбу делают вдоль повреждения. Если камень треснул, куски склеивают эпоксидной смолой.

Советы и техника безопасности

Произведение глиптики ― травмоопасное искусство. От осколков камня резчики должны защищать глаза очками и руки тканевыми перчатками. Обязательно надевают маску, чтобы в легкие не попадала минеральная пыль. Это предупредит развитие профессиональной астмы.

Мастера при резьбе:

  • работают с экологически чистыми камнями, не выделяющими вредных веществ или радиации;
  • инструменты покупают из прочных материалов, своевременно точат и ремонтируют;
  • покупают качественные защитные очки и респираторные маски;
  • резьбу на больших камнях выполняют в хорошо вентилируемой комнате.

Заготовки продают от 200 рублей за 1 штуку. Стоимость камня с резьбой ― не меньше 15 евро, бывает более 2000 долларов. Высокая цена связана со сложностью иссечения рельефа, длительностью работы и дороговизной инструментов для глиптики. Но камея или инталия смотрятся раритетно и престижно.

Глиптика – интересный вид художественной резьбы. Ремесло было популярным как в древние времена, так и сейчас. Достаточно приемлемые по цене изделия идеально подойдут в качестве подарка близким людям, коллегам, друзьям.

А как вы относитесь к резьбе по самоцветам? Есть ли у вас геммы? Делитесь впечатлениями, комментируйте статью, делайте репост в соцсетях. Всего доброго.

Что такое глиптика (искусство резьбы по камню) и с чего начать — советы и примеры Ссылка на основную публикацию Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

Источник: https://zakamnem.ru/interesno/rezba-po-kamnyu

Резьба гравером по кости

Бормашина для резьбы по дереву, кости, камню

  • Рукоделие
  • Виды резьбы по животной кости народов Севера и Китайских мастеров

Изделия из кости крупных животных с выполненной ажурной резьбой сравнимы с украшениями и предметами обихода из драгоценных металлов. Стоимость материала и качество аккуратно выполненной работы ставит поделки в ряд ценных произведений искусства.

Работа с костью имеет исторические корни с давних времен. Резьба по кости и рогу возникла на заре первых занятий человека прикладным искусством.

Благодаря старинному народному ремеслу люди получили инструменты, декоративные булавки, пуговицы, шкатулки, вазы, державки к оружию, наконечники копий и стрел.

Когда-то в Древней Руси, резка по кости морского зверя имела в первую очередь сакральное значение — узоры, что вырезались на клыке моржа, были оберегами, несли родовую информацию — на украшениях умещалось целое сообщение для знающего глаза.

Впоследствии декоративная резная кость становится престижным украшением для женской половины человечества, она применяется в большинстве предметов и вещей для повседневной жизни и праздников. Каждый народ славится отточенными веками уникальными мотивами в гравировке по кости.

Изделия передают весь народный колорит и чтят традиции страны или местности в великом мастерстве художественной резьбы по кости.

Википедия утверждает, что этот народный промысел «… в России распространен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость), а так же Московская область (хотьковская рез­ная кость).»

Китайское искусство обработки кости, рога и дерева

В древних раскопках на Китайской земле найдены предметы старины, принадлежащие эпохе 3700 года до нашей эры. Среди них немало предметов, отмеченных китайской резьбой по кости.

Многие предметы представляют собой головоломки, искусно украшенные витиеватой резьбой. Некоторые шары головоломок вложены один в другой и являются неразрывно целыми, поэтому учёные пришли к выводу, что их вырезали именно в таком положении.

Настоящие головоломки подобного типа составляют до 12 таких сфер, вложенных друг в друга с выполненной гравировкой.

Очень распространенные головоломки из 12 сфер имели смысл сакрального значения, при этом каждая оболочка именовала собой соответствующие мистические сферы планеты Земля.

Но современные жители утеряли мистический смысл в такой игрушке, но зато раскрыли технологию изготовления гравировки на внутренних шарах.

Она заключается в том, что в целой сфере делают отверстия в форме конуса, стремящиеся вершиной к центру, а резьба на внутренних оболочках выполняется специальным инструментом.

Народный резной промысел России и народов Севера

Обработка кости, сначала простая и незамысловатая, позднее – художественная и богатая берет начало в древние времена. Материалом служили клыки моржей, зубы китов и кашалотов. Чукотские умельцы просто и лаконично оформляли рисунки на материале, для такого промысла характерно небольшое число изображений с деталями при резьбе по рогу.

В основном ценную кость мастера использовали для изготовления предметов обихода, оружия для охоты на крупных животных и морских обитателей, для которых применялись костяные гарпуны. Несмотря на малое число деталей, в картинках по кости вырезались целые баталии и бытовые истории из народного жанра.

Якуты стараются в изображении на предмете передать всю красоту ажурного узора с помощью геометрических узоров, в которых тщательно прорезаны и аккуратно обработаны мельчайшие детали каждого орнамента. Тобольские умельцы делают резные миниатюры по типу бытовых повестей народности, их мастерство способствует созданию множественных украшений для женщин.

Варнавинская резьба по кости

Мастера в рабочем поселке Варнавино вначале делали свои изделия по принципу холмогорской резьбы, но постепенно произошло отделение и переход в новое направление народного прикладного искусства. Общая схожесть сохранилась, но на работу существенное влияние оказали городецкие и нижегородские мотивы. Впервые стали использоваться приемы объемного выполнения узоров.

Добавляются в качестве материала слоновьи бивни и кость мамонта, рога крупных млекопитающих. Началом варнавинского резьбового промысла считается 1970 год, с тех пор работает и процветает специальная фабрика с названием «Варко». Здесь трудятся признанные специалисты в этой области, им присвоены заслуженные награды и титулы.

Работы мастеров имеют ценность не только в своем отечестве, их произведения распродаются по всему миру, и оцениваются многими наградами на конкурсах и выставках. Фабрика специализируется на женских украшениях, предметах быта и сувенирах.

Тобольская резьба по кости

  • Направление развилось в Сибири, там, где в результате охоты появилось много сырья в виде кости мамонта, поэтому заниматься резной костью было просто.
  • Именно тобольские мастера выполняют работу по округлой кости с использованием приемов объемной резьбы.
  • Часто темой для вырезания мотивов становятся бытовые и военные сценки из жизни северных народов, а изображаются они на коробках для сигар, подсвечниках, шкатулках, брелоках и многочисленных украшениях женщин.

Хотьковские мастера резьбы

Направление появилось очень давно в городке Хотьков под Москвой, где опытные мастера передают свои секреты из поколения в поколение. Изделия с изображенными сценами отличаются законченностью и лаконичностью форм, конкретизация присутствует в каждом сюжете. Еще одним характерным признаком является применение комбинированных вставок из дерева или перламутра.

Описание холмогорской резьбы

Является древним искусственным промыслом в Архангельском крае. Изумительная окружающая природа дала толчок таланту мастеров.

Их изделия отличаются эффектом воздушности благодаря тончайшей витиеватой резьбе на поверхности шкатулок, ларцов, характеризующихся четырехскатной высокой крышкой. Витиеватая резьба используется для обрамления старинных и современных икон.

По своей задумке узоры напоминают следы морозного рисунка на стекле, широко представлены элементы растительности и многочисленные завитки, выполненные в особой технике:

  • орнамент представлен множеством сквозных отверстий;
  • сюжеты выполнены в объемной технике;
  • гравировка выполнена в цветном стиле;
  • под сквозной рисунок подкладывается цветная фольга.

Выбор материала для резьбы

По способу исполнения резьба подразделяется на виды:

  • рельефная;
  • сквозная;
  • гладкая.

В зависимости от этого подготавливается материал, вид готового изделия напрямую зависит от выбора материала. Мастеру важно знать особенности каждого материала и способа его подготовки.

Кость мамонта используется для многих изделий в разной технике. Она мягче моржовых костей, поэтому быстрее обрабатывается и позволяет делать сквозную резьбу. Из-за длительного залегания в земле останки мамонта окрашиваются в различные природные цвета, что с успехом применяют мастера.

Слоновая кость является отличным материалом и не уступает по качеству мамонтовым костям. Благодаря большим размерам есть перспектива получить статуэтки и ларцы внушительных габаритов. Из-за природной белизны работа с материалом требует особой проработки всех элементов, так как неопрятности четко проступают на белом фоне.

Для начинающих мастеров, прежде чем взяться за резьбу по кости, есть возможность освоить более доступный материал — кокосовую скорлупу.

Резьба по кокосу уже стала отдельным видом прикладного искусства — мастера создают из нее самые разнообразные предметы декора и обихода: светильники, вазы, чаши, подсвечники, фигурки.

Из скорлупы делают и оригинальные украшения, от сережек до браслетов, и даже пуговицы.

Класс по подготовке материала

Все костные останки животных обрабатываются опиливанием нерабочих участков и обезжириванием, для чего кость варят в кальцинированном содовом растворе на протяжении 2–3 часов. После просушки материал распиливается, шлифуется, отбеливается, полируется. Этапы подготовки с применением специального инструмента для резьбы по кости:

  • распиловка включает выбор оптимальных кусков без дефектов и трещин, делается вручную или механическим способом;
  • шлифовкой выравнивается изделие, снимаются трещины, работа производится сначала грубым абразивом, окончательная шлифовка производится полужидкой пемзой мельчайшей фракции;
  • отбеливание имеет конечной целью удаление пятен и желтизны с поверхности и окончательное обезжиривание, процедуру совершают в растворе каустика при кипении в течение получаса;
  • склеивают отдельные части для увеличения размера изделия на рыбьем клею или используют клей марок ПВА, БФ-4, БФ-2;
  • полировка завершает подготовительную часть и производится меловым раствором вручную.

Окраска изделий

Окрашивают все виды костей, предварительно обработав их пергидролем или спиртом, процесс делается после полировки. Для тонировки используют графит, его втирают в поверхность, поверхность окрашивают с помощью природных материалов и красителей (лук, чай, орех, петрушка), можно применять анилиновые вещества для окраски шерсти.

Оборудование и инструменты

Для обработки и резьбы понадобится круглопильный станок со сменными дисками, шлифовальный, токарный агрегаты. Для художественной части нужна медицинская бормашина, ручной лобзик для тонких работ, полировальный станок. мастер-класс по этапам работы:

  • тщательно наносится рисунок на поверхность, прорисовываются тончайшие детали росписи;
  • тонкой насадкой обрабатываются основные контуры;
  • закругленными резцами врезают гладкий рельеф;
  • тонким инструментом подчеркивают основной узор и прорабатывают детали;
  • делают заготовки всех накладных элементов и вставок из дерева, металла, фольги, рога и помещают их в нужные места, приклеивая к поверхности;
  • окончательная полировка придаст законченный вид готовому ажурному изделию.

  Как закалить резьбу в домашних условиях?

Другие виды рукоделия

(36 5,00

Источник: http://varimtut.ru/rezba-graverom-po-kosti/

Инструмент для художественных работ

Художественные работы по камню – это настоящее искусство. Обработка этого материала всегда требовала от умельца больших усилий и точности.

Сейчас, применяя специальный инструмент для художественных работ по камню, который помогает обрабатывать скульптуру, делать разметку на памятниках, создавать на них уникальные рисунки и красивые надписи, его обработка происходит гораздо быстрее и точнее. Такой инструмент может быть двух видов:

  1. Ручной.
  2. Механизированный.

Ручной инструмент для художественной обработки камня

  • Стамеска – инвентарь небольшого размера для точной подгонки рабочей поверхности. Она бывает тупой, острой или широкой, что дает возможность придать камню более точную граненую форму.
  • Ручной напильник – помогает сформировать мелкие детали изделия.
  • Скарпель – специальный инструмент для гравирования камня или его гладкой обработки в скульптуре. Благодаря разным наконечникам, наносится на поверхность материала рисунок или создается необходимый рельеф.
  • Чертилка – этот инструмент предназначен для нанесения разметки на поверхность камня и глубоких ровных линий.
  • Спицы – используются для выполнения рисунков и портретов на граните, мраморе и других твердых породах.
  • Шпунты, закольники и прочий инструмент.

Изделия из натурального и искусственного камня являются довольно ходовым товаром. А чтобы придать камню определенную форму используют фрезы, которые с рабочей глыбы постепенно убирают все лишнее, вытачивая необходимую деталь.

Исходя из техники исполнения работ, среди которых существуют высокохудожественные направления, используются ручные или механические фрезы.

Механический инструмент для художественных работ по камню

  • Гравер – используется для шлифовки, при выполнении зачистки камня и осуществлении фрезеровальных работ, а также может применяться для гравирования, резки и сверления материала. Преимуществом этого инструмента является то, что он с особой точностью способен выполнять шлифовку, он мало весит, имеет небольшой размер, чем обеспечивается максимальная маневренность.
  • Пневмозубило – применяется для фигурных работ по камню. Этот инструмент гораздо продуктивнее ручного аналога.
  • Прямошлифовальная машинка – незаменима при выполнении шлифовки и чистовой обработке поверхности. К ее достоинствам относится высокая точность исполнения работ благодаря маленьким размерам и достаточно удобной форме.
  • Бормашинка по камню – используется чаще всего в качестве шлифовальной машины.

Пневматические бормашинки по камню получили свое широкое распространение из-за возможности менять насадки (фрезы, напильники, надпили и прочие) для выполнения разного рода работ.

А большая скорость вращения позволяет точно и быстро решать практически любые задачи. Бормашинка камень может не только шлифовать, но и высверливать на его поверхности небольшие отверстия.

При осуществлении такого рода работ, как фигурная обработка камня, нередко приходится комбинировать использование ручного и механического инструмента для достижения более эффективного результата.

В компании «КАМ-ИНДУСТРИЯ» можно приобрести различные модели инструментов от известных и надежных производителей для художественной обработки камня, которые характеризуются высокой прочностью, большим сроком службы и удобством в эксплуатации. Квалифицированные и опытные консультанты всегда ответят на все ваши вопросы и окажут помощь в выборе оптимального инструмента.

Уважаемые клиенты! В нашей компании есть мобильный склад, который осуществляет доставку инструмента и оборудования по регионам.

Источник: http://kam-industry.ru/catalog/pnevmaticheskij-instrument/instrument-dlya-xudozhestvennyix-rabot-po-kamnyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector