Среди многочисленных аксессуаров для споттера есть зацеп или как его чаще называют гребенка.
Если кто не в курсе, кратко расскажу о том, в каких случаях мастера кузовного ремонта используют гребенку в работе со споттером.
О том как я смонтировал споттер из сварочного аппарата, а точнее из трансформатора сварочника вы можете почитать в этой статье — «Как сделать споттер из сварочного аппарата»
Что такое гребенка и для чего она нужна
Представьте себе согнутую дверь или крыло автомобиля, обычно это глубокий залом или вмятина. Встает вопрос — как правильно выправить такое повреждение кузовной детали максимально эффективно? Напрашивается ответ, что делать это нужно равномерно, и желательно прикладывать усилие по всей плоскости залома равномерно.
Есть варианты и в работе споттером — можно приварить проволоку «змейку», которую (у нас, во всяком случае) нигде не купишь, кроме как заказывать через интернет магазин, да и накладно это выходит. Есть альтернативный вариант – использовать шайбы (на фото ниже).
Если кратко, то их просто приваривают споттером по всему залому одну за другой и, используя как точку для зацепа, тянут вверх поочередно пока залом не выйдет. Нужно поднимать постепенно и тут пригодится такой аксессуар для споттера как гребенка. Вот так выглядит гребенка, продающаяся в специализированных магазинах.
Есть два варианта ее использования: с обратным молотком и «лифтером».
Расскажу, как сделать «гребенку» под обратный молоток своими руками, при минимуме затрат и времени. Главной частью этого приспособления, на мой взгляд, является зацеп – вот его нужно сделать правильно четко соблюдая размер, он должен быть одинаковым у всех зацепов гребенки, а все остальное зависит только от вашего воображения.
Изготовление гребенки для споттера
Итак, давайте все по порядку. Что нам нужно, а точнее, какие нужны материалы и инструменты.
- болгарка с отрезным и зачистным кругом,
- дрель,
- сверла 13 и 8мм,
- круглый напильник,
- сварочный аппарат,
- молоток,
- керн.
- Металлический прут 30 см длиной, диаметром 13-14 мм, лучше всего, если это будет каленое железо.
- Полоса листового железа толщиной 3-4 мм, шириной 3 см, длина – от 40 см.
- Болт с гайкой диаметром 8 мм.
- Трубка Ø15мм длиной около 10 см.
У меня был вот такой кусок железа, от которого я и отрезал полосу, и вот такой металлический прут.
Берем полосу металла и керним три точки, где будут отверстия на 13мм, для этого отступаем от края 1,5 см, делаем насечку, вторую через 2,5 см от первой, третью 3,5 см от второй. Сверлим отверстия.
Болгаркой вырезаем перемычку, которая образовалась между двумя первыми отверстиями.
С помощью круглого напильника, убираем заусенцы, чтобы наш прут передвигался в этом отверстии свободно и не цеплялся за неровности.
Дальше делаем вот такой вырез, то есть, прорезаем болгаркой до имеющегося отверстия пространство для завода шайбы или змейки.
Болгаркой отрезаем полученный зацеп. Немного окультуриваем зачистным кругом. Первый есть.
Таким же образом изготавливаем еще несколько штук. Я сделал 4 штуки, а вы делайте, сколько посчитаете нужным для себя.
Теперь самое важное, о чем я говорил в начале, расстояние которое отмечено штангенциркулем, должно быть у всех зацепов одинаковое, в противном случае, вытяжение металла будет не равномерным. Если размер не совпадает, подгоните круглым напильником.
Следующим этапом нужно сделать крепление под обратный молоток.
Для этого в трубке диаметром 15 мм делаем сбоку на удалении 2 см насечку и сверлим отверстие 8 мм, отступаем еще и отрезаем — получилась длина 4 см. На втором отрезке трубы вытачиваем круглым напильником торец, чтобы сбоку плотно состыковать с заготовкой.
Трубу привариваем с противоположной стороны от отверстия, на отверстие привариваем гайку на 8мм.
Отрезаем трубку, чтобы осталось 3см. Сверху привариваем гайку для крепления гребенки к обратному молотку или «лифтеру».
С одного конца штыря гребенки варим шайбу, второй оставляем свободным, чтобы можно было при необходимости добавить или снять крючки-зацепы. Собираем получившуюся конструкцию. Чтобы зацепы на гребенке не спадали при переносе с места на место, на другой конец штыря я прикрутил зажим для шлангов (хомут) — просто и удобно.
А вот так эта конструкция работает:
Дальше все зависит от вашей фантазии и желания. Гребенку для споттера можно немного модернизировать: между зацепами можно поставить мягкие пружинки, чтобы зацепы не болтались, а на край штыря нарезать резьбу и фиксировать гайкой.
Удачи вам. С уважением, Сергей. Специально для Сам Автомастер.
Три простых схемы сборки споттера своими руками
Споттер — это обиходное название аппарата односторонней точечной сварки, предназначенного для ремонта кузовных деталей автомобилей. По своей конструкции он достаточно прост, поэтому изготовить споттер своими руками по силам любому домашнему мастеру, имеющему опыт работы с электротехническими устройствами.
Единственное, в чем нельзя ошибиться, — это выбор мощности, расчет силы тока и количества обмоток. Народные умельцы используют в качестве источников питания различные устройства, но не все они способны обеспечить оптимальные рабочие режимы.
К примеру, самодельный споттер из микроволновки даже при применении нескольких трансформаторов от этого бытового прибора, в основном, пригоден для выполнения прогрева. В случае отсутствия достаточно мощной электросети в месте ремонта используют аппараты с автономным источником, состоящие из аккумулятора и схемы прерывания напряжения.
Такие устройства имеют один существенный недостаток — ограниченное время работы. При сборке самодельного споттера можно воспользоваться различными системами управления: от простой кнопки с реле до инверторного источника. В последнем случае ток, поступающий из инвертора к месту сварки, регулируется с высокой точностью как по длительности, так по и амплитуде импульса.
Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками
Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата.
При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками. В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.
Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми.
Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.
ПОСМОТРЕТЬ Спотер на AliExpress →
Основные компоненты для сборки
Для сборки и испытаний самодельного споттера нужны следующие комплектующие и расходные элементы:
- Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
- Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
- Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
- Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
- Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
- Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.
При условии, что все компоненты изготовлены без отклонений и ничего не придется подгонять и переделывать, для сборки своими руками потребуется обычный слесарный и электроинструмент. Из измерительных приборов могут понадобиться рулетка, штангенциркуль и мультиметр.
ПОСМОТРЕТЬ Спотер на AliExpress →
Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками
Для того чтобы собрать обратный молоток своими руками, необходимы следующие детали:
- стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
- стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
- возвратная пружина;
- гайки и шайбы ограничителя хода;
- адаптеры для крепления электродов.
Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода.
Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.
Изготовление рабочего пистолета
Фирменные пистолеты для споттера обычно выпускают в виде устройств с пистолетной рукояткой. Многое из того, что изготавливают народные умельцы своими руками, только условно можно назвать «пистолетом». Нередко это просто цилиндр с кнопкой и клеммой для подключения кабеля на торце.
Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни. На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания.
Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений. При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.
ПОСМОТРЕТЬ Спотер на AliExpress →
Трансформатор для споттера
Для изготовления источника питания для споттера подойдет любой трансформатор. В Интернете распространены видео изготовления аппаратов точечной сварки на основе трансформаторов микроволновок и других бытовых приборов.
При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к. проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали. Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).
Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно.
Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.
Если количество витков в сетевой обмотке неизвестно, то вторичное напряжение можно подобрать опытным путем, отматывая или добавляя витки. Необходимо отметить, что для массы и пистолета следует использовать кабели с одинаковым сечением, соответствующим максимальному току вторичной обмотки.
Схема блока управления
В Интернете достаточно много электронных схем, которые подписаны как блоки управления споттерами. Некоторые из них относятся к промышленным образцам установок точечной сваркой (в том числе и старым), другие изобилуют электронными компонентами и обладают избыточными параметрами, а ряд схем вообще не имеет отношения к нашей теме.
Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы.
Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.
Схема споттера на базе сварочного аппарата
Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления.
В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).
Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм².
Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В. S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный.
В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч. электронным) и системой регулировки величины тока.
В видеоролике (см.
ниже) автор самодельного аппарата применил именно такую схему, только вместо контактора он использует низковольтное реле, запитываемое от выпрямителя. Для споттера это единственно верное решение, т. к.
в этом случае на кнопку, которая расположена на рабочем пистолете, подается безопасное напряжение.
Корпус для споттера и финальная сборка
В общем случае сборка самодельного споттера завершается помещением его основных элементов в корпус и выводом на переднюю панель клемм и органов управления. Корпус можно заказать по чертежу или просто эскизу или (при наличии возможностей) изготовить по месту.
Иногда народные умельцы начинают эксплуатировать споттер, детали и провода которого просто разложены на верстаке или даже на полу. Этот вариант подходит только для отладки и подбора параметров, в постоянном режиме такой электрический установкой пользоваться нельзя.
Поскольку существуют различные варианты изготовления споттеров своими руками, то их компоновки корпусов могут быть также различными. К примеру, если сварочный трансформатор предназначен для работы на открытом воздухе, то в этом случае аппарат может иметь вид устойчивого основания с трансформатором, клеммной колодкой и отдельным корпусом системы управления.
В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.
ПОСМОТРЕТЬ Спотер на AliExpress →
На базе аккумулятора
Споттер с аккумуляторным питанием подходит для тех мест, где сетевое электропитание не может обеспечить достаточную мощность, неустойчиво или вообще отсутствует, а объем кузовных работ незначителен. Обычно такая ситуация возникает при кузовном ремонте личного автомобиля в гаражном кооперативе или на дачном участке.
Корпус такого самодельного споттера может состоять из небольшой опорной рамы для установки АКБ, к которой крепится клеммная колодка и реле, управляющее выключением. Если это разовая работа, то можно обойтись вообще без корпуса, прикрепив реле хомутом к аккумулятору.
На базе бытовой микроволновки
Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт.
Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса.
В результате получится довольно компактный и мобильный споттер. Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.
Как сделать электрод для споттера
Электроды и адаптеры для споттера — это небольшие цилиндрические насадки из латуни, каждая из которых используется для работы с определенными типами сварочного крепежа: шайб, гвоздей, шпилек, заклепок волнистой проволоки. В магазинах каждый из таких элементов может стоить от 500 до 1000 рублей и более, а для обычной кузовной работы необходимо как минимум пять-шесть разновидностей электродов:
- для колец;
- для точечной сварки;
- для волнистой проволоки;
- для сварки угольным электродом;
- для треугольных шайб;
- для шпилек и гвоздей.
Изготовить их самостоятельно не так уж и сложно, но требуются определенные навыки и наличие соответствующего оборудования. Как вариант, можно своими руками изготовить только самые простые насадки, а более сложные заказать в мастерской с токарным и сверлильным оборудованием.
В аккумуляторных споттерах в качестве источника питания обычно используют батареи емкостью 40÷60 А·ч. Если кому-нибудь приходилось работать с такими устройствами, напишите, пожалуйста, в х: насколько быстро разряжается аккумулятор и как изменяется качество сварки по мере его разрядки.
Шайбы для споттера своими руками
Если вы ремонтируете кузова авто, и вам нужно часто вытягивать геометрию внешних деталей авто, то споттер вам сыграет на руку большую помощь. С его помощью, легко вытянуть двери, задние крылья и пороги в тех местах, в которых трудно добраться с обратной стороны повреждения.
Споттер – это аппарат точечной сварки с обратным молотком. С помощью точечной сварки обратный молоток приваривается к металлу и с его помощью вытягивается металл.
Преимущества споттера
Процесс вытяжки металла можно делать очень быстро, не нужно засверливать технологические отверстия для правки металла, а также не нужно наваривать полуавтоматом дополнительные элементы на металл кузова для обратного молотка.
Если у вас автомастерская и поток клиентов большой, то вам нужно, или купить его или изготовить самостоятельно из трансформатора. Но бывают случаи, когда он нужен не часто, но всё же его необходимость на лицо. В этом случае может выручить старый, мощный аккумулятор. Рассмотрим конструкцию споттера из аккумулятора.
Споттер из аккумулятора
Почему необходимо брать старый аккумулятор? Да потому что его не жалко, так как работать он будет на токах близких к току короткого замыкания. А это неминуемый выход его из строя рано или поздно.
Но в гараже такой аккумулятор не сложно найти, или же можно разориться и купить его, все равно он будет работать не один ремонт, а его цена на несколько порядков ниже готового споттера и перекроется общими затратами на ремонт автомобиля.
Что нужно для самодельного споттера из аккумулятора:
- аккумулятор на 75 А/ч и выше;
- втягивающее реле от стартера автомобиля;
- зарядное устройство аккумулятора;
- медный провод сечением не меньше 100 мм 2 ;
- обратный молоток или пистолет для приварки шайб.
На рисунке представлена схема подключения элементов. К аккумулятору на минусовую клейму подключается корпус втягивающего реле и кабель не более 1,5 м длинною и сечением не менее 100 мм 2 , который заканчивается контактом для корпуса вытягиваемой детали. Лучше использовать резьбовой контакт из медного материала (для наименьшего сопротивления в месте контакта).
От аккумулятора плюсовую клейму подсоединяют к втягивающему реле на болт, а со второго болта втягивающего реле идет провод до обратного молотка, в большинстве случаев вместо обратного молотка лучше поставить пистолет, для приварки шайб.
Общая длина плюсового кабеля сечением 100 мм 2 не должна превышать 2,5 м от аккумулятора до пистолета или обратного молотка, чем меньше, тем лучше. Чтобы уменьшить падение напряжения (потери) в силовых кабелях. Также от плюса аккумулятора идет провод к управляющему контакту втягивающего реле через кнопку. Которой управляется споттер.
Толщина проводов для кнопки может быть в пределах от 1 до 2,5 мм 2 , а длина должна быть такой, чтобы было удобно с ней работать. Они служат только для управления и к их длине нет жестких требований.
Читать еще: Как сделать овощерезку для скота своими руками
Шайбы для споттера
Пистолет для приварки шайб можно сделать из дерева, а держатель для шайб из меди или латуни, можно использовать медную трубку от бытового кондиционера наименьшей длинны. На конце сделать прорезь, чтобы было удобно вставлять шайбы.
Для работы с таким споттером нужно перед работами зарядить аккумулятор, а также после работ со споттером поставить аккумулятор на зарядку. Чтобы аккумулятор постоянно был в «тонусе».
Достоинтсва и недостатки споттера из аккумулятора
Недостатков у споттера из аккумулятора хоть отбавляй, это:
- отсутствие реле времени;
- необходимость в длительной подготовке перед работой (зарядка аккумулятора);
- не долговечность аккумулятора;
- коммутируемое соединение рабочего тока (подгорание контактов втягивающего);
- нет возможности регулировать силу тока.
Но есть и достоинства такого аппарата перед заводскими аналогами работающими от сети:
- дешевизна конструкции;
- повторяемость, простота изготовления не имея навыков работы с трансформаторами и электроникой;
- можно работать в гаражах где есть перебои с электричеством.
Также некоторые пытаются изготовить споттер из трансформатора от микроволновки, но мы считаем, что такой споттер не будет выдавать необходимый рабочий ток. Так как сечение железа гораздо меньше того, которое требуется для нормальной работы споттера.
Для самостоятельного изготовления споттера от сети, можно взять трасформатор от сварочного аппарата или на крайний случай трансформатор освещения на 36 вольт. И перемотать вторичную обмотку, чтобы напряжение на вторичке было порядка 3-10 Вольт, а сила тока более 500 Ампер. И изготовить схему управления.
Подробнее об этом напишем позже.
Видео со споттером из аккумулятора
В интернете можно много найти видео по работе со споттером из автомобильного аккумулятора. Одно из них:
Как сделать споттер из акб и втягивающего реле своими руками
Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:
- двери;
- заднее или переднее крыло;
- пороги, арки.
Читать еще: Как сделать полировочный круг своими руками
Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.
Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.
Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.
Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:
- купить споттер;
- изготовить его самостоятельно.
Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.
Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.
Необходимый материал
От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному.
Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания.
Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.
Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:
- аккумулятор. Подойдет модель на 75А/ч и выше;
- втягивающее реле. Воспользуйтесь комплектующей от стартера авто;
- зарядка для аккумулятора;
- провод из меди с сечением больше 100 м 2 ;
- обратный молоток. Его может заменить пистолет, приваривающий шайбы.
Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:
- на минусовую клемму подсоединяется корпус реле, а также провод длиной не больше 1,5 м. На конце провода содержится контакт, предназначающийся для корпуса детали, которая будет вытягиваться. Хорошо, если вы будете использовать контакт резьбы из меди, чтобы обеспечить минимальное сопротивление в контактном с деталью месте;
- плюсовая клемма подсоединяется к реле своими руками при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету. Плюсовой кабель не должен быть длиннее 2,5 м. Это позволит снизить падение напряжения в кабеле;
- от плюсовой клеммы также подведите провод к контакту управления. Завершите провод кнопкой, которой и будет управляться споттер аккумуляторный. Длина проводника для кнопки не является строго фиксированной.
Читать еще: Станок гидроабразивной резки своими руками
Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.
Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.
Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.
Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.
Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.
Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.
Преимущества и недостатки
Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:
- низкий уровень затрат при производстве аппарата;
- возможность изготовить аппарат в домашних условиях даже при отсутствии опыта работы с электроникой;
- возможность работы в месте, где существуют перебои с электричеством (гараже).
Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:
- отсутствие временного реле;
- постоянную необходимость заряжать аккумулятор;
- более короткий период эксплуатации устройства;
- коммутируемый контакт рабочего тока;
- невозможность регулировать множество параметров, среди которых сила тока.
Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока.
Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки.
Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.
Как сделать пуллер для споттера
Правка геометрии кузова осуществляется споттером, который благодаря импульсу тока большой силы, приваривает к металлической поверхности различные приспособления.
Все это делается для избежания разборки обшивки, чтобы все действия выполнялись снаружи автомобиля. Мастерам, которые хотят сэкономить на приспособлениях для споттера, стоит узнать как сделать их самостоятельно.
Пуллер для споттера своими руками изготавливается довольно просто. Самому возможно смастерить и обратный молоток, пистолет, а также гребенку и шайбы.
Как сделать пуллер
Сварка споттером эффективна для воссоздания ровной поверхности на поврежденных кузовах автомобилей. Но для этого требуются некоторые аксессуары. Одним из них является пуллер.
Это вытяжное устройство, позволяющее отводить наружу маленькую площадь металла, оставляя окружающую часть на месте. Если просто приварить жало споттера к вмятине и потянуть назад, то вместе с ямкой поддастся и вся площадь. Получится вздутие на кузове.
Данная же принадлежность позволяет удержать окружающую поверхность, и вытянуть только точку.
Свой самодельный пуллер можно сделать из пистолета для герметика. Его приобретают в строительном магазине. При покупке стоит выбрать модель с более толстыми ручками, т. к. это окажет влияние на последующую работу и срок эксплуатации. Далее выполняется несколько манипуляций, наглядно показанных на видео, по следующим этапам:
- Разборка пистолета. С него удаляется емкость для герметика. Откручиваются передний ограничитель и уплотнители под тубус.
- Из листового железа с толщиной стенки 3 мм необходимо вырезать несколько колец разного диаметра. Чтобы сэкономить на материале, их расчерчивают в одном круге, по убывающей. Ширина кольца варьирует от 20 до 30 мм. Самое маленькое кольцо должно свободно, но без лишнего люфта, насаживаться на приемное гнездо у рукоятки клеевого пистолета и прижиматься заводской гайкой.
- К маленькому кольцу привариваются два квадрата из листового железа, толщиной стенки 3 мм и размерами сторон 20 х 20 мм. Предварительно в них сверлится по одному отверстию.
- Из кругов большего диаметра изготавливаются упоры об корпус под вмятины разной величины. Для их соединения с основной конструкцией берутся полоски металла с параметрами 15 х 150 мм и толщиной 3 мм (2 шт). Один их край приваривается к противоположным сторонам большого круга, а второй, загибается под 90 градусов во внутрь. В этих краях просверливаются отверстия, идентичные креплению на самом маленьком круге. Болтовым соединением конструкция собирается вместе и напоминает конус.
- Самодельный пуллер должен крепиться к источнику тока от споттера. Для этого берут латунный цилиндр, в котором токарь высверливает середину под точный диаметр штока от силиконового пистолета. Сбоку цилиндра сверлится отверстие и нарезается резьба для крепления контакта.
- На торце цилиндра фиксируется жало для сварки.
Пуллер можно сделать и из пассатижей. Понадобится шток, система из колец для создания упора, и мощная узкая пружина, для возврата сжатой рукоятки.
Шток приваривается к одной из рабочих сторон плоскогубцев, на него насаживается пружина и крепится упор. Ток от аппарата можно подвести через клемму на верхнем торце или сбоку на латунном цилиндре.
Такие аксессуары для споттера могут выглядеть не очень презентабельно, но хорошо справляются со своим предназначением.
Делаем обратный молоток и пистолет
Самодельный обратный молоток, сделанный из сподручных материалов, поможет выровнять ударами любую вмятину. Самая простая конструкция требует наличия штока — стального прутка диаметром 8-10 мм. На одном торце крепится рукоятка. Это ручка от велосипеда или самоката. В этом же месте приваривается болт для накидывания клеммы и подключения кабеля.
Обратный молоток с другой стороны штока должен иметь жало для сварки. Его можно приварить, либо сделать съемным через прорезь и болтовое крепление. На рабочую ось насаживается груз, который и будет создавать воздействие на металл при ударе. Его вытачивают из обычной стали на токарном станке.
Внутреннее отверстие должно позволять свободно скользить по штоку. По краям последнего привариваются толстые шайбы для упора. Удобно, когда самодельный обратный молоток имеет пружину между грузом и шайбой, ближней к сварочному концу.
Это помогает возвращать удар для следующего действия и ускоряет работу.
Если поместить этот шток в корпус от дрели или игрушечного пистолета, то можно совместить обратный молоток и сварочный пистолет в одну конструкцию. Но последний изготавливается и отдельно.
В один из имеющихся корпусов (старая дрель или другое) монтируется короткий шток с прорезью и прижимным отверстием для болта. В прорезь вставляется электрод или шайба.
Кабель прокладывается внутри корпуса.
Как сделать гребенку и шайбы
Гребенка для споттера помогает одновременно оказывать воздействие на большую площадь. Ее применяют на длинных вмятинах. Сварочный процесс заключается в равномерной установке шайб по всей плоскости с дефектом, и захвате гребенкой сразу всех элементов. Подобные расходники для споттера продаются в специализированных магазинах, но их можно изготовить и самостоятельно.
Для этого понадобиться:
- полоска железа толщиной 3 мм и шириной 30 мм;
- металлическая трубка диаметром 15 мм и длиной 40 мм;
- стальной прут 13 мм в диаметре;
- гайка на 22 мм;
- болт и гайка на 8 мм.
Железная полоска нарезается на части длиной в 100 мм. В каждой сверлятся три отверстия на 13 мм с расстоянием между собой по 15 мм. Крайние два соединяются между собой путем прорезей болгаркой. Одиночное отверстие вырезается под крюк благодаря косому срезу. Острые углы с этой стороны стоит обточить для удобства будущих манипуляций по введению крюков в петли.
Крепление под обратный молоток и рабочие элементы изготавливается из трубки, в которой сверлится отверстие, и приваривается гайка на 8 мм для фиксации прута с захватами. С противоположной стороны трубки приваривается более крупная гайка для крепления штока молотка.
Самодельные шайбы можно нарезать из медной полосы со стенкой 2-3 мм. В ней сверлятся отверстия, подходящие под крюки, а углы обрабатываются на точильном станке до гладких и плавных краев, не мешающих рабочему процессу.
Самодельные аксессуары для работы со споттером значительно экономят средства и позволяют выполнять такие же по качеству операции с реставрацией геометрии кузова, как и магазинные приспособления.