Фигурная резка по дереву своими руками

Каждый человек обладает определенными талантами, одни приобретаются, другие даются от природы. В своем стремлении к прекрасному люди постоянно стараются сделать не только что-то новое, необычное, функциональное, но и красивое, эстетичное и прекрасное.

Работа с деревом является одним из древнейших ремесел, которое остается популярным и актуальным и в наши дни.

Те, кто желает научиться резьбе по дереву, должен освоить немало премудростей, понять технику и получить опыт, но для этого необходимы определенные знания.

Фигурная резка по дереву своими руками Фигурная резка по дереву своими руками

Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.

Фигурная резка по дереву своими руками

Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.

Фигурная резка по дереву своими руками Фигурная резка по дереву своими руками

Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.

Фигурная резка по дереву своими руками Фигурная резка по дереву своими руками

Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Данный вид работ относится к геометрической резьбе и подразделяется помимо контурной на трехгранно-выемчатую и скобчатую техники.

Фигурная резка по дереву своими руками Фигурная резка по дереву своими руками

Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Нельзя использовать наждачную бумагу или другие абразивные изделия для обработки заготовок, так как мелкие частицы будут мешать аккуратной резьбе и станут причиной того, что режущий инструмент затупится.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.

Фигурная резка по дереву своими руками

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

Выполняя геометрическую резьбу, необходимо подобрать оптимальный рабочий материал и подготовить его, после чего нанести желаемый рисунок.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.

Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается.

Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент.

Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.

Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.

Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

На заготовке карандашом нужно наметить эскиз и стараться придерживаться его, чтобы изделие было симметричным и красивым.

Планируя попробовать свои силы в резьбе по дереву, важно понимать, что помимо таланта необходимо иметь при себе набор инструментов, а также использовать правильную древесину. Даже опытные мастера не смогут получить качественные результат, если для работы возьмут дерево, которое трудно поддается обработке.

Наиболее подходящими для резьбы считаются определенные виды древесины.

  • Липа – наиболее подходящий вариант для первых шагов в работе с древесиной. Этот материал обладает наибольшей мягкостью, что позволяет обучаться как простым, так и сложным приемам в оптимальных условиях.
  • Ольха – для резьбы подойдет как красная, так и черная разновидность данного дерева. Эта древесина более плотная, чем липа, но также хорошо поддается обработке, ее очень удобно резать, и узоры получатся четкими и красивыми. Главным недостатком можно считает, что данный вид древесины относится к редким.
  • Береза – еще более плотный и упругий вариант древесины, но подходящий для постижения основ резьбы по дереву. В отличие от ольхи, которая не меняет свою форму после высыхания, береза может деформироваться, потому из нее обычно создают небольшие предметы.
  • Дуб – благородный материал для работ по дереву опытных мастеров, новичкам справиться с дубовым полотном будет сложно. В работе над дубом необходимы острый инвентарь и опытная рука мастера, которая справится с поставленной задачей.
  • Груша – плодовое дерево, которое отличается хорошими показателями плотности и однородной структурой. Благодаря особенностям древесины из груши можно создавать самые тонкие и изящные работы.

Каждый мастер должен хорошо знать особенности всех пород дерева и выбирать наиболее оптимальные варианты для работы.

Работа по обработке дерева предполагает наличие у мастера необходимого инвентаря, благодаря которому он может создавать любые изделия. Среди наиболее важных инструментов можно выделить:

  • острый перочинный нож;
  • пилу (поперечную, продольную, универсальную);
  • топор (колун);
  • тесло, топор с перпендикулярным топорищу лезвием, для создания фигурных и вогнутых изделий;
  • резец, рубанок – необходим для снятия стружки с заготовки
  • дрель;
  • дремель с насадками, для создания гравюр по дереву;
  • фрезу с набором лезвий;
  • напильник;
  • нож-косяк;
  • стамески – инструмент для обработки дерева (существуют плоские, полукруглые, угловые и скобчатые разновидности);
  • клюкарзы – стамеска, имеющая изогнутую форму (благодаря этому инструменту можно заниматься рельефной резьбой, сильно погружая стамеску в древесину);
  • ложкорезы – инструмент, благодаря которому можно создавать деревянные ложки, так как форма изделия способствует эффективному извлечению большого количества древесины за раз.

Для начинающего мастера по дереву достаточно будет иметь при себе столярный карандаш, несколько стамесок, нож-косяк и перочинный нож.

Очень важно, чтобы все инструменты были хорошо наточенными, не имели сколов и поломок, так как это может отразиться не только на красоте будущего деревянного изделия, но и на технике безопасности в процессе работы.

Резьба по дереву должна проводиться в подготовленном месте, на прочном и устойчивом верстаке. Начинающие мастера могут использовать столешницу, главное, чтобы ее высота не превышала линию пояса.

Главное требование к рабочей поверхности – это чистота и гладкость, в случае появления неровностей их нужно сразу убирать.

Доску, на которой производится резьба, необходимо надежно закрепить струбцинами.

Сидеть на табурете, шатком стуле или работать на коленях ни в коем случае нельзя.

Для красивой и качественной работы над рабочей зоной необходимо установить хорошее освещение в виде 2-3 светильников или ярких ламп. Важным будет размещение света, его стоит выставлять под разным углом, выше уровня глаз резчика. На хорошо освещенном и правильно подготовленном рабочем месте даже новичок сможет освоить больше навыков и быстрее постичь азы мастерства.

Чтобы понять основы резьбы по дереву, стоит поэтапно осваивать уроки – от самых простых до более сложных. Для начинающих, а особенно для детей, стоит сразу рассказать о технике безопасности, чтобы предотвратить возможные травмы.

Чтобы научиться вырезать любые объекты своими руками, важно знать, что для этого нужно и какой должна быть последовательность действий.

Самая простая техника состоит в обучении контурной резьбе, для чего необходимо приготовить основной инвентарь:

  • деревянную заготовку;
  • стамески;
  • нож-косяк;
  • карандаш и бумагу для эскизов;
  • наждачную бумагу;
  • краски.

Чтобы правильно и красиво резать дерево, важно рассказать все о стамесках и показать их в работе. Ручная работа отличается тонкостью выполнения, потому не стоит спешить и начинать резать без эскиза. Чертежи готовятся на бумаге, тщательно продумываются, после чего переносятся на дерево.

Азы работы со стамесками и ножом-косяком проходят на заготовках с прямыми и волнистыми линиями.

Начинающий резчик должен почувствовать инструмент и научиться с ним работать. Как только начинает стабильно получаться, можно выбирать какой-то эскиз и пробовать воплотить его в жизнь. Наиболее распространенными темами для высечения являются животные и природные ландшафты с различными объектами. После того как работа окончена, заготовка шлифуется и окрашивается.

Читайте также:  Гибочные станки для листового металла, арматуры, профильных труб

Резьба по дереву представляет собой сложный вид деятельности, для овладения которым требуется немало времени, а отсутствие ошибок существенно сокращает период обучения. Среди основных ошибок можно выделить:

  • использование сырого дерева, без просушки;
  • поспешное углубление в поверхность дерева, все движения должны быть медленными, с постепенным нажимом;
  • резьба в одном направлении и с одинаковым нажимом, без учета специфики древесины, нужно менять нажим и работать под разными углами, в зависимости от древесного материала;
  • отсутствие плана работ: без проработки эскиза, правильного нанесения и постепенного высечения узора, не получится добиться результата;
  • не стоит спешить освоить все умения сразу, начинать нужно с малого и легкого, постепенно повышая уровень мастерства.

Если начинающий мастер поставит перед собой правильные задачи и не будет совершать ошибок, то постепенно он научиться работать с разными видами дерева и создавать шедевры.

В следующем видео представлен урок резьбы по дереву для начинающих.

Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Фигурная резка по дереву своими руками

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы.

Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной.

В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Фигурная резка по дереву своими руками

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Фигурная резка по дереву своими руками

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика.

Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3).

При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Фигурная резка по дереву своими руками

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Фигурная резка по дереву своими руками

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Фигурная резка по дереву своими руками

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

  • Фигурная резка по дереву своими руками
  • Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).
  • Фигурная резка по дереву своими руками

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

Фигурная резка по дереву своими руками

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

  1. С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).
  2. Фигурная резка по дереву своими руками
  3. Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Резьба по дереву для начинающих (110 рисунков): инструменты, виды, мастер-классы

Резьба по дереву – это одно из занятий на стыке искусства и ремесла, которое человек освоил, наверное, одним из первых. Тем не менее, это любимое хобби и для многих современных людей. Тот, кто желает овладеть всеми премудростями создания объёмного рисунка на древесине, должен сначала узнать ряд тонкостей. О них и пойдёт речь в нашей статье!

Фигурная резка по дереву своими руками

Инструменты для работы

К специализированным инструментам резчика предъявляются поистине высокие требования. Мастерство исполнителя играет немаловажную роль. Но лишь с правильно подобранными и тщательно наточенными инструментами мастер сможет продемонстрировать свои умения в полную силу.

  • Фигурная резка по дереву своими руками
  • И если профессионал легко и с первого взгляда определяет качество приспособлений для работы, то новичок неизменно теряется и может совершить оплошность.
  • Фигурная резка по дереву своими руками
  • В первую очередь следует приобрести:
  • качественные ножи;
  • стамески (несколько штук);
  • надфили;
  • ножовки, режущие металл;
  • приспособление для зажима;
  • наждачку разной зернистости;
  • дрель и несколько видов свёрл;
  • деревянные бруски.

Фигурная резка по дереву своими руками

Ножи

Ножи лучше всего купить в специализированном магазине товаров для творчества и хенд-мейда. Они должны быть произведены из стали высокого качества. Если средства ограничены, можно на время приобрести ножи попроще, но хорошо их наточить.

  1. Фигурная резка по дереву своими руками
  2. Специалисты положительно отзываются об инструментах брендов «Татьяна», «Narex» и «Kogatana».
  3. Фигурная резка по дереву своими руками

Стамески

  • Первое время вместо стамесок можно применять остро наточенные отвёртку и напильник.
  • Фигурная резка по дереву своими руками
  • Закупая стамески, обратите внимание на следующие разновидности:
  • Плоская – стамеска в форме удлинённого стержня с режущей кромкой в торцевой части, она нужна при первоначальной обработке дерева.
  • Полукруглая – один из самых востребованных видов, может быть различной по степени округлости: средней, круглой или отлогой.
  • V-образная – необходима при выполнении геометрической резьбы.

Фигурная резка по дереву своими руками

Станок

В резьбе на станке заложен огромный потенциал, упрощающий этот труд и превращающий его в удовольствие. Современные модели стоят совсем недёшево, но профессионалы характеризуют их с наилучшей стороны.

Фигурная резка по дереву своими руками

Станки способны упростить множество знакомых резчикам трудоёмких операций:

  • обработка поверхностей под разными углами;
  • сверление углублений, пазов и канавок;
  • фрезеровка;
  • собственно резьба.

Фигурная резка по дереву своими руками

Есть огромные различия и в размерах моделей станков, и в технологии их работы:

  • ручные;
  • фрезерно-гравировальные;
  • лазерные;
  • станки с ЧПУ.

Для упрощения многих операций именно художественной резьбы профессионалы советуют приобрести станок с ЧПУ. Но если начинающий мастер просто хочет попробовать себя и проверить, подходит ли ему это хобби, вполне достаточно ручного станка.

Резьба по дереву для начинающих

Чтобы со временем овладеть мастерством превращения предметов из обычного дерева в произведения искусства, нужно постепенно проходить уроки, продвигаясь от простого к сложному.

  1. Чтобы научиться создавать декоративные деревянные элементы, нужно знать технологию работы и владеть необходимым инструментарием, при этом, не пренебрегая техникой безопасности.
  2. Мастера советуют начинающим, особенно детям, сначала овладевать азами контурной резьбы. Для неё понадобятся:
  • деревянное полотно или предмет для декорирования;
  • набор стамесок;
  • нож-косяк;
  • карандаши;
  • эскиз (рисунок);
  • наждачка.
  • Сначала, на образце, нужно проверить, как работать с каждой из стамесок, посмотреть, для чего она нужна, и потренироваться.
  • Затем эскиз с бумаги нужно перенести на заготовку.

Только изучив основные принципы работы с инструментом, можно переходить к пробам с изделиями.

  1. Наиболее распространены эскизы с изображениями животного и растительного мира, пейзажными зарисовками.
  2. После нанесения узора, древесину необходимо отшлифовать и покрыть лаком.
Читайте также:  Нитроцементация стали: цель, виды, технология

Ошибки и как их избежать

Чтобы овладеть резьбой, потребуется немало времени. И оно уходит не только на то, чтобы научиться работать с инструментом, но и на то, чтобы справляться с последствиями неудач и ошибок, которые совершаются по неопытности.

Профессионалы советуют обращать внимание на эти «мелочи», которые могут испортить финальный результат:

  • Необходимо использовать только хорошо просушенную древесину.
  • Не стоит поспешно углубляться в поверхность заготовки, все движения нужно совершать плавно и с минимальным давлением на инструмент.
  • Необходимо учитывать специфику разных видов дерева, изучив её дополнительно, с разными типами древесины и работать нужно по-разному.
  • Нельзя начинать работать без эскиза, новичку следует отказаться от импровизаций.
  • Нельзя хвататься за всё сразу и стараться выполнять сложные задачи, нужно постепенно продвигаться от самых простых заданий к более сложным.

Виды резьбы

  • Существует множество техник обработки древесины, при помощи которых умельцы творят из него настоящие произведения искусства.
  • Как таковой строгой классификации до сих пор не создано, но условно все техники можно разделить на несколько видов.

Плосковыемчатая резьба: в качестве фона выступает плоская деревянная поверхность. Узор же формируется при помощи выемок различной формы.

Плосковыемчатая резьба бывает:

  • Геометрическая имеет узор в виде причудливого сочетания различных геометрических фигур.
  • Контурная формирует узор в виде жёстко прорисованного контура, словно вдавленного в поверхность.
  1. Плоскорельефная резьба выделяет выпуклый узор на углубленном при помощи инструмента фоне.
  2. Плоскорельефная резьба бывает:
  • Заоваленная – узор на ней располагается по форме овала, часто заполняя всё пространство полотна мелкими выемками.
  • С выбранным фоном – крупный орнамент выступает на фоне выскобленного инструментом пространства.
  • Рельефная резьба: объёмные картины, практически лишённые плоского фона.
  • Рельефная резьба бывает:
  • Барельефная имеет выступающие фигуры средней высоты (около половины от их объёма).
  • Горельефная – фон сильно заглублен, фигуры очень объёмные и сильно выступают.
  • «Татьянка» — выпуклый узор заполняет всё пространство изделия, элементы сливаются, переходя друг в друга (обычно тематика ботаническая).

Прорезная резьба может иметь вид плоскорельефной или рельефной. Узор выполняется за счёт полного удаления фрагментов древесины и оставления сквозных пустот между элементами рисунка.

Прорезная резьба бывает:

  • Ажурная: имеет выступающие части, сочетающиеся с прорезанными отверстиями, широко распространена для украшения мебельных гарнитуров в стиле барокко и рококо.
  • Накладная: составлена из фигур, прорезанных насквозь и с выступающими элементами, обработанных только с лицевой стороны.
  1. Скульптурная резьба – изображённые объекты отделены от фона и представляют собой полноценную скульптуру.
  2. Домовая резьба – создание элементов, служащих для декора деревянных строений.

Прорезная резьба

Одной из самых внешне впечатляющих является прорезная резьба. Она отлично подходит для декора интерьера и экстерьера домов. Украсить ею предмет мебели, оконные наличники или декоративные карнизы – это значит приковать к ним всеобщие внимание и восхищение. У многих эта разновидность резьбы ассоциируется именно с российскими культурой и прикладным искусством.

Принято считать, что прорезать узоры насквозь в больших масштабах и развивать это искусство начали преимущественно с появлением в промышленных масштабах тонких и широких деревянных полотен. Ведь до этого такие заготовки приходилось с огромным трудом выпиливать вручную.

Перед тем как прорезать узор, нужно сделать рисунок на поверхности. Его можно придумать и самому, а можно воспользоваться готовой схемой из сети.

Чтобы сделать прорезь, доска просверливается в нескольких местах с изнанки специальным сверлом или стамеской. В получившееся отверстие просовывается пилка лобзика, которой и проделывается прорезь согласно нарисованной схеме.

Если элемент узора маленький, то с той же целью применяются специальные пилки, имеющие мелкие зубчики. Оставшиеся элементы можно с декоративной целью дополнительно украсить узорами.

После завершения рисунка изделие обрабатывается наждачной бумагой и надфилем.

С целью защиты и придания большей декоративности дерево можно дополнительно покрыть лаком.

Прорезная техника – это тот вид резьбы, с которого советуют стартовать новичкам в этом деле. Разумеется, сначала сложные витиеватые узоры удаваться не будут, но зато это отличный способ потренироваться и сделать что-то по-настоящему прекрасное!

Если начинающий мастер захочет научиться ремеслу резьбы по дереву, ему следует запастись терпением и изучить все нюансы. Но только с помощью постоянных тренировок и изготовления изделий разной степени сложности можно достичь впечатляющих успехов!

Фото идеи рисунков для резьбы по дереву

Скульптура из дерева: тонкости изготовления. Особенности изготовления деревянных скульптур

Приступать к такому делу, как создание деревянных скульптур своими руками, лучше с разных миниатюрок. Это простейший и наиболее доступный вариант резьбы по дереву. Ему может научиться каждый, и он менее требователен к исполнению.

При этом именно миниатюрной резьбе уделяют меньше всего внимания в учебных пособиях, а нередко о ней и вовсе отсутствует всякая информация. Мы постараемся исправить эту проблему.

  • Когда не нужна морилка
  • Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см.

    Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.

    Выбор материала

    Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:

    • печеная береза;
    • кипарис;
    • яблоня и пр.

    Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.

      Учимся делать цветок лотоса в разных техниках оригами

    Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.

    Подбор материала

    В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:

    • липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
    • осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
    • сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
    • клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
    • дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.

    Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.

    С чего начинают?

    Итак, материал подготовлен, инструмент наточен, а значит можно начинать резьбу. Первым делом в руки надо взять карандаш, а не нож. На листе бумаги следует набросать один или несколько эскизов фигурки. При этом не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерные художественные таланты. Просто сделайте простые контурные наброски.

    После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.

    Детальная проработка

    Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера.

    На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия.

    Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.

    После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ.

    Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов.

    По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.

    Приступаем к резьбе

    В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.

    Читайте также:  Опалубка из ОСБ своими руками

    На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.

    После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.

    Подготовительный этап

    Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.

    Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.

    Обработка дерева

    Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:

    Морилка

    Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.

    Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.

    Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.

    Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.

    Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.

    Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.

    Морилка на практике

    Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.

    Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.

    Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.

    Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.

    Лак

    Лаки бывают разными:

    • масляные;
    • пентафталевые;
    • нитролаки и пр.

    Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.

    Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.

    Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.

    Обрабатываем маслом

    В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:

    Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.

    Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.

    Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.

    Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.

    Необходимый инструмент

    Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.

    • Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
    • Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
    • Стамески – здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
    • Клепики – важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.

    Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.

    Когда не нужна морилка

    Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:

    1. Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
    2. Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.

    Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.

    Рабочий процесс

    Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.

    1. В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
    2. Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
    3. Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
    4. Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.

    Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.

    Заключительная обработка фигурки

    Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА.

    Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие.

    При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.

    В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки.

    Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды.

    Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.

    Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector