Антиквариат всегда был в моде. Винтажные вещи в хорошем состоянии – признак состоятельности и отменного вкуса своих владельцев. Предметы, подернутые патиной, привносят благородство и уют в любой интерьер. Но вовсе не обязательно разыскивать их по блошиным рынкам или ждать наследства. Искусственно состарить вещи можно и своими руками.
Что такое патина и патинирование?
Естественная патина – это пленка, образующаяся в результате окисления меди, которая появляется на поверхности металла.
Если посмотреть на старинные памятники, отлитые из меди, то можно увидеть голубовато-зеленый налет. Это и есть патина, которая появилась естественным образом под воздействием длительного контакта с воздухом.
Такая пленка отлично защищает металл от коррозии. Ее можно увидеть на медьсодержащих сплавах: бронзе и латуни.
В большинстве случаев патина бывает различных оттенков зеленого, но иногда можно встретить налет голубого, красного, серого и даже черного цвета.
Искусственная патина – это налет, внешне похожий на естественный, который образуется в результате воздействия на материал специальных кислот. Патинирование широко используется в декорировании предметов интерьера для:
- придания изысканности;
- благородного старинного вида;
- повышения устойчивости к повреждениям.
Наносить искусственную патину можно не только на металл, но и на любые другие материалы – дерево, кожу, гипс. Современные составы позволяют сделать это даже в домашних условиях.
В результате можно добиться «возрастного» изменения цвета поверхности, причем внутренние структуры материала остаются совершенно нетронутыми.
Искусственно состаренный предмет внешне практически ничем не отличается от подлинного антиквариата.
Патинирование дерева
Искусственно состаренная древесина – это прочный и очень красивый материал. Мебель из нее – неотъемлемая часть интерьера в классическом стиле. Также без нее сложно себе представить комнату, обставленную в стиле прованс, шебби шик или ретро. Даже если в помещении находится хотя бы один состаренный предмет, он непременно создаст особую атмосферу. Патинировать можно не только мебель, но и шкатулки, сундуки, двери.
Состарить древесину можно различными способами. Расскажем о самых популярных методиках, которые доступны каждому.
Что вам нужно для работы?
Для патинирования вам потребуются следующие инструменты:
- кисти или валик (если обрабатываемая поверхность большая);
- наждачная бумага;
- грунтовка;
- лак по дереву или металлу;
- ненужная ветошь;
- вата или кусочки поролона.
Материалы для патинирования дерева
Средства для состаривания древесины дают разный декоративный эффект в зависимости от своей консистенции и состава. Например, густые пастообразные средства дают дереву желтоватый или красноватый оттенок, напоминающий золото, жидкие на основе воды или полимеров делают поверхность изделия сияющей, а фасетные лаки создают изящную сеточку из трещинок.
Морилка
Средство отлично защищает дерево от гниения, поражения грибком и плесени, сырости. Перед покрытием изделие брашируют – удаляют мягкие волокна древесины специальной щеткой, при этом твердые волокна не травмируются. Затем наносят морилку, а после ее высыхания добавляют слой воска или шеллака.
Плюсы:
- придает даже дешевой древесине благородный вид дорогой породы;
- это самый простой способ патинирования.
Что касается минусов, то морилка бывает только темных оттенков, поэтому нельзя использовать золочение и серебрение.
Воск
Средство представляет собой пасту на водной основе. В составе натуральный пчелиный воск и металлическая пыль.
Чаще всего воск используется для того, чтобы подчеркнуть оригинальный природный рисунок древесины и придать ему благородный цвет серебра, золота, латуни, бронзы.
Его втирают в углы и выступы изделия, растирают по поверхности, полируют и дают полностью просохнуть согласно инструкции производителя. Бесцветный воск дает эффект мягкого перламутрового блеска.
Плюсы:
- без проблем наносится;
- красиво подчеркивает узоры, барельефы, резьбу;
- идеален для небольших поверхностей;
- лучший выбор для ясеня, дуба, МДФ.
Недостаток – воск сохнет в течение суток. С другой стороны, если вы заметили ошибку, ее можно быстро устранить.
Акрил
Жидкое средство на водной основе подходит не только для дерева, но и для гипса и металла, поскольку готовое покрытие очень хорошо схватывается с разными материалами. Изделие покрывают акриловой патиной точно так же, как обычной краской, особых навыков для работы не требуется.
Преимущества:
- огромный выбор оттенков – классических и металлик;
- можно выполнить покрытие в технике лессировки, когда полупрозрачные разноцветные слои накладываются друг на друга по мере высыхания. В результате получается удивительно красивый эффект;
- акриловая патина отлично сочетается с декупажем и лаковым покрытием, а также обычным окрашиванием.
Битум
Применяется, когда нужно вычернить края, выступы, узоры на изделии. Битум наносят на поверхность и сразу же убирают ветошью, так, чтобы он остался только в углублениях.
По сравнению с другими средствами, при кажущейся простоте битум довольно сложен в работе, так как требует обязательного финишного покрытия шеллаком. Без закрепления покрытие быстро стирается.
Масло
Масляная патина подходит и для дерева, и для металла. Средство не перекрывает натуральный цвет древесины и подчеркивает ее естественный рисунок. Нанесение не требует специальных навыков. Минусы: долго сохнет, не дружит с декупажем, поскольку растворяет бумагу.
Шеллак
Средство придает изделию приятный желтоватый или красноватый оттенок, чем больше слоев, тем темнее получается цвет. Шеллак применяется как самостоятельно, так и в качестве финишного покрытия.
Как можно состарить древесину?
1. Морение
На подготовленную поверхность наносят морилку в два слоя. Сначала используют средство на водной основе, потом – на спиртовой. Выполнив первый слой, часть средства удаляют ветошью или ватным тампоном и дают подсохнуть. Второй слой оставляют неизменным. В заключение поверхность покрывают шеллаком.
2. Классическое патинирование
Выполняется битумом, воском, маслом и акрилом. Нанесите первый слой, уберите излишки ветошью или распределите равномерно по всей поверхности. Оставьте подсохнуть на некоторое время.
Второй слой можно сделать другим цветом, например, более темным оттенком или металликом, чтобы выделить темные поры, резьбу, придать блеск. Потертости выполняются с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
В заключение наносится слой шеллака или матового акрилового лака.
3. Кракелюр (растрескивание)
Для получения благородных трещинок применяют специальный лак для кракелюра. Он бывает прозрачным и цветным. Сначала поверхность грунтуют, дают полностью высохнуть, а затем наносят лак.
В течение 48 часов изделие оберегают от попадания влаги и пыли. За это время лак для кракелюра высыхает, и по поверхности расходятся декоративные трещинки. При желании их можно затемнить битумом.
Кракелюр обязательно закрепляют слоем шеллака.
4. Декоративные потертости
Подготовленную поверхность окрашивают специальной краской для патинирования. Все выступающие элементы натирают парафином. Затем наносят второй слой краски, но уже берут либо более светлый оттенок, либо металлик. В завершение высохшую поверхность шлифуют наждачкой, покрывают воском и бесцветным матовым лаком.
5. Травление
Этот способ подходит для любых пород дерева. Он позволяет изменить тон древесины и подчеркнуть изящный природный рисунок. Для патинирования используются специальные химические составы, которые называются протравами.
Перед травлением дерево тщательно очищают от загрязнений и полируют наждачкой. Далее обрабатывают протравой согласно инструкции производителя. Крайне важно следить за временем, иначе получится непредсказуемый результат.
6. Браширование
Это механический способ патинирования. Его суть в том, что мягкие волокна древесины удаляют специальной металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, не повреждая твердые волокна. Лучше всего он подходит для сосны, дуба, ясеня или лиственницы. Для вишни, тика, бука, груши, клена этот способ противопоказан.
Браширование часто применяют для подготовки МДФ, ДСП или дерева к дальнейшей обработке акрилом, морилкой, воском, битумом. Это необходимо, чтобы улучшить сцепление патины с поверхностью.
Патинирование металла
Чаще всего патину наносят на такие металлические изделия, как мебельная фурнитура, мангалы, каминные решетки, декор для лестниц и оград. Искусственная патина помогает предотвратить появление ржавчины и придает изделию привлекательный вид.
Перед патинированием металл следует правильно подготовить. Сначала его обезжиривают ветошью, смоченной спиртом или бензином, затем выдерживают в 10-процентном растворе любой кислоты. Обычно металл светлеет быстро. Затем изделие промывают и просушивают.
Состаривание металла выполняется несколькими способами.
1. Травление специальными составами
Этот способ подходит только тем, кто дружит с химией и умеет работать с химическими веществами. Каждый состав дает определенный цвет. Например, раствор серной печени окрашивает медь в различные оттенки серого.
2. Кузнечная патина
Так называется порошковая патина, которая перед работой разводится по инструкции производителя. Чаще всего используется краска золотого, серебряного, белого цвета. Для работы потребуется палитра и синтетические кисти.
Процесс:
- Выложите немного патины на палитру.
- С помощью кисточки, смоченной в сольвенте, разотрите краску.
- Продолжайте растирать, пока кисть не станет сухой.
- Медленно наносите патину на изделие, касаясь поверхности только кончиком кисти. Мазки должны быть небольшими и аккуратными.
- Старайтесь, чтобы покрытие получилось неравномерным, были видны потертости. Дайте краске полностью высохнуть.
Процесс довольно трудоемкий, но результат будет радовать вас много лет. Совет: не набирайте слишком много краски на кисть, иначе все испортите.
- 3. Поталь
- Поталь – это тончайшие фольгированные листы металла, которые буквально приклеивают на поверхность изделия.
- Сделать патинирование поталью совсем несложно:
- Обезжирьте поверхностью изделия и нанесите акриловую краску в два слоя, дайте высохнуть.
- Нанесите прозрачный клей для потали и разложите кусочки фольги в нужном порядке, придавливая их кисточкой.
- Дождитесь высыхания и покройте бесцветным акриловым лаком.
Каким бы способом ни выполнялось патинирование, следует обязательно зачистить металл от неровностей, загрязнений, жира. Для этого его обрабатывают шкуркой, покрывают шпаклевкой и краской.
Материалы для патинирования металла
Что нужно знать новичку перед работой?
- Работайте в проветриваемом помещении.
- Используйте защитные очки и респиратор, старую одежду, резиновые перчатки.
- Химические составы храните в стеклянной посуде с крышкой. Для смешивания можно использовать пластиковые или фарфоровые кюветы.
- Если вы готовите раствор кислоты, то запомните: сначала наливают воду, а потом добавляют кислоту.
- Если химикат попал на кожу, немедленно промойте ее проточной водой, затем смочите это место слабым раствором соды.
Лайфхаки патинирования (состаривания)
Если вы хотите получить легкую неоднородную патину, наносите ее с помощью поролоновой губки. Чтобы на поверхности не осталось лишних следов, движения должны быть маховыми и легкими.
Чтобы добиться эффекта состаривания, используйте обычную краску. Сухой жесткой плоской кистью наберите немного краски, излишки снимите салфеткой. Проведите кистью по ребрам и граням предмета. Если вы все сделали правильно, то каждый волосок кисти оставит отдельный след.
Интересный эффект дает техника набрызга. Вам потребуется старая зубная щетка и краска. Намочите щетку и наберите немного краски. Пальцем придавите щетинки и резко отпустите так, чтобы краска разбрызгивалась на поверхность изделия. Дайте высохнуть и закрепите, нанеся лак.
Как видите, искусственно состарить изделие в домашних условиях под силу каждому. Желаем творческих успехов и вдохновения!
Что такое патина, ее виды и применение для декора мебели
В первоначальном своем значении патина означала оксидную пленку на медном изделии зеленого (малахит) или голубоватого (азурит) цвета. Позднее так же стали называть любого рода налет, появляющийся под действием времени на поверхности металла или дерева.
Сегодня под патиной подразумевают еще эффект состаривания, столь модный при оформлении мебели и кухонной утвари.
Искусственная и природная патина
Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.
Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется.
Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных.
В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.
- Естественная патина – результат окисления металла в атмосфере. Разделяется на благородную и дикую. Первая имеет плотную структуру и защищает металл от коррозии (например, зеленая патина на меди), вторая – рыхлая и от влаги металл не убережет. От такой пленки необходимо избавляться.
На фото — кухонный гарнитур с патинированием под бронзу.
- Искусственно сделанная патина образуется намного быстрее за счет проведения определенных химических реакций. Такие покрытия менее прочны и более пористы, чем благородная пленка, но все же металл защищают.
- Можно выделить и группу декоративной патины. Это род имитации, создаваемый с помощью обычных морилок и краски – например, акриловой. Цвет в этом случае может быть абсолютно любой – от светло-золотистого и белого до черного, а может включать и оттенки, совершенно несвойственные природному материалу.
Налет на дереве зачастую ни о чем хорошем не говорит, поскольку появляется при поражении грибками или гнилью. Однако на древесине высокой плотности и твердости, малочувствительной к воде – например, дуб, белая или темная патина становится указанием на старину.
Мебель в классической гостиной часто подвергают искусственному патинированию, поскольку получить естественный налет очень сложно. Для лучшего эффекта необходимо сочетать химические и механические методы.
На фото — мебель в гостиной из дуба с золотой патиной.
Разновидности патины для дерева
Для дерева применяют несколько составов. Приобретаются последние в строительных магазинах.
- Густая патина – в виде пасты, как правило, двухкомпонентная. Обычно таким образом получают светло-коричневые, красноватые или золотые оттенки. Для эффекта позолоты основой служит естественный цвет дерева – того же дуба например.
- Жидкая – по сути, это специальный лак, придающий древесине светло-желтый или золотой оттенок, присущий старинному дубу или ясеню.
- Фацетный лак – не совсем патина, скорее, эффект старины на основе растрескивания. После высыхания лак покрывается тончайшими трещинками, как бывает на очень старом дереве.
Виды покрытий можно комбинировать, чтобы получить более интересные эффекты.
Методы патинирования
Технология практически одинаковая для всех способов, отличается лишь количеством слоев краски или лака.
- Первый этап после очистки и обезжиривания – это браширование. Обработка металлической щеткой, а на худой конец стамеской и гвоздями сводится к удалению мягких волокон на поверхности древесины, что, собственно, и происходит со временем.
- Затем мебель для гостиной или кухни обрабатывают белой грунтовкой и шлифуют. Белая чаще используется под серые и светлые тона. Но если основу эффекта хотят сделать контрастную, то прозрачная грунтовка используется.
- Наносят слой лака и высушивают.
- Затем наносят патинирующий состав и после очень непродолжительной сушки удаляют избытки, чтобы состав оставался в глубоких порах.
- Покрывают темной патиной и вновь снимают избытки в той мере, в какой хотят сохранить контраст между волокном светлым и темным. Затем мебель дважды покрывают обычным прозрачным лаком.
На фото — результат обработки мебели из дуба.
Патина на металлах – естественная и искусственная
Металлические изделия в интерьере гостиной или спальни встречаются не так уж часто и обычно являются предметами небольшими и декоративными: люстры, бра, подставки, подсвечники и прочее.
Несмотря на то, что новое изделие обладает ярким блеском и красивым цветом, желающих придать им менее современный вид, находится много.
А поскольку ждать, пока такой эффект будет достигнут естественным путем долго, прибегают к использованию химических веществ.
Разновидности патины
Цвета и вид пленки на разных металлах при разных условиях отличаются и весьма заметно.
- Наиболее привлекательно выглядит эффект состаривания на серебре. Металл этот довольно инертный, и пленка возникает обычно при реакции с серой, создавая переливчатые оттенки от светло-желтого до малинового и бирюзового. Черная патина возникает при воздействии аминокислот и хлоридов. Дикая разновидность такого рода непривлекательна: пленка грубая, выступает над поверхностью. А вот чернение серебра придает изделию редкостное изящество.
- Золото – металл благородный и в реакции практически не вступает. Однако если сплав содержит медь или никель, могут со временем появиться светло-коричневые или оранжевые пятна. Гораздо больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на основе золотого цвета. Эффект это чисто декоративный и создается краской цвета золота, причем реализовать можно патину по металлу и по дереву – например, на древесине дуба.
- Чаще всего в гостиной сталкиваются с медными и бронзовыми изделиями, иногда – железными, если речь идет о гостиной в стиле лофт. На меди зеленая и голубая пленка обусловлены отложением хлоридов, ацетатом меди, черная – образованием оксида или сульфита.
Красная патина также сформирована солями хлора, но, как правило, образуется искусственным путем. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Для меди практически все виды отложения являются относительно безопасными, что и превращает медные кованые изделия в превосходный декор для гостиной.
- А вот для бронзы зеленые и голубые покрытия представляют опасность. Благородной патиной для сплава является только черная пленка. Искусственным образом они достигается за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.
Методы патинирования
Способов придать металлическому изделию старинный вид существует множество. Однако все они предполагают применение химически агрессивных веществ, поэтому реализуются с осторожностью.
Наиболее известным и универсальным относится патинирование при помощи серной печени. Состав изготавливают смешав 1 часть серы в виде порошка и 2 части поташа и прокалив их на огне. В результате получают серную печень – массу коричневого цвета, которую можно хранить в стеклянной банке.
- Из вещества готовят водный раствор (концентрация зависит от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие детали, а также те, которые со временем должны подвергнуться наибольшему износу. Цвет можно получить от светло-золотого на бронзе до голубого и черного на меди и серебре.
- Водный раствор 1 доли медного купороса и 1 доли хлорида цинка позволяет получить эффект состаривания красного или коричневого цвета.
- Черная пленка образуется при воздействии сернистого аммония. Здесь, однако, есть и свои сложности: раствор имеет очень сильный запах, так что патинирование нужно проводить в вытяжном шкафу.
- Готовая битумная патина может выручить тех, кто не хочет самостоятельно изготавливать смеси. Раствор готовят на основе органического растворителя, а после патинирования проводится масляная обработка. Цвет налета – светло-коричневый. Смесь допускается применять на золотых изделиях, если хотят придать им старинный вид.
Декоративная патина
Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде.
Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается.
Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.
- Акриловая патина наносится и на металл, и на дерево. Цвета, как правило, близки к естественной гамме – коричневая, светло-желтая, но, пожалуй, самой большой популярностью пользуются цвета металлик, в частности золотое и серебряное покрытие.
На фото — золотое покрытие на дубе.
Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.
Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.
Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, гарнитур голубого цвета в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.
Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.
Что такое патина? Патина на металле. Патина на монетах
Что такое патина?
Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.
Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет, к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».
- Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.
- Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная.
- Приобретая монеты и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.
- Нанесение патины
- Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.
Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, кованные предметы, вазы и статуи, сделанные под старину.
Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.
Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.
- Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.
- Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.
- Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на белых, красных, серых металлах.
Кстати, так называемое, черненное серебро – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.
Патина на металле
На одних металлах пленка зеленая, на других рыжая, на третьих черная. Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет.
На бронзовых статуях, стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры, с налетом других красок.
Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере серебра.
Чернь на белом металле появляется после опускания его в серную печень. Это смесь едкого натрия и серы.
Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.
Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки украшения или предмета декора.
Как ни странно, но есть и старое серебро с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем Египте.
Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь серебро не чеканят, а расписывают.
С ним смешивают медную пыль и серу. Серебро с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из глины».
В зеленовато-серый серебро окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид калия, воду и соляную кислоту.
В раствор опустили белый металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид серебра.
Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.
Золотистую и коричневую патины на серебре не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.
Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, латунь. Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.
Золотой краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.
Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность изделия. Она должна быть обезжиренной, сухой.
Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет куприта.
Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.
К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.
Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.
В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.
Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.
Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.
Защитный слой не может образоваться при быстром воздействии химического раствора.
- Он создается по крупицам, вследствие векового взаимодействия предмета с такими же крупицами реагентов в воздухе.
- К примеру, альбомы, мешки из холщевой ткани, бумажные конверты для хранения коллекционных монет закрывают доступ к ним кислорода.
- Зато, в закрытом пространстве выделяется повышенное количество сероводорода.
Он постепенно коробит, видоизменяет, окрашивает металл, в частности, серебро. Образующаяся на монетах пленка – сульфид этого металла.
Патина медная образуется на протяжении долгого времени, под воздействием окружающей среды.
Другой драгоценный элемент, золото, патине не подвластно. Желтый металл химически не активен.
Разрушить его даже в поверхностном слое не удается. Исключением являются случаи золотых сплавов.
Если в них добавлены медь, цинк, серебро, налет проступит. Чаще всего, это пленка насыщенного оранжевого цвета.
Она появляется в виде точек или прожилок, там, где реагент провзаимодействовал с добавками к золоту.